Позиционирование портфеля услуг Центра Менеджмента и Маркетинга «Прогресс» по развитию российско-немецких кооперационных связей Выпускная работа слушателя Президентской программы Автор: Жданова Наталия Александровна Санкт-Петербург 2005 г.
Центр Менеджмента и Маркетинга «Прогресс» основан в 1988 году при поддержке земли Баден-Вюртемберг Федеративной республики Германии, где были сформулированы его концепция и стратегия в 1991 году приобрёл статус высшего учебного и специального научно-исследовательского учреждения с непосредственным подчинением Правительству России в 2001 году при ЦММ официально открыто Бюро экономических контактов федеральной земли Баден-Вюртемберг, Германия в Санкт-Петербурге
Сфера деятельности ЦММ «Прогресс» * Обучение * Консультирование * Налаживание международного сотрудничества Генеральный директор Директор научных и учебных программ Негосударственное образовательное учреждение Учебный отдел Преподаватели Директор по маркетингу и ВЭД Отдел маркетинга и ВЭД Бюро экономических контактов Федеральной земли Баден-Вюртемберг Главный бухгалтер Бухгалтерия Директор по стратегическому развитию Межрегиональный ресурсный центр (Президентская программа)
Рынок услуг информационного обеспечения ВЭД динамика рынка в целом составляет 25% динамика сегмента, ориентированного на Германию, составляет около 30% - Германия занимает 4 место по объёму накопленных иностранных инвестиций в экономике России (сентябрь 2004 г.) - товарооборот между Россией и Германией вырос в 2004 году на 28,8%
SWOT-анализ Внутрифирменные факторыВнешние факторы СИЛЬНЫЕ СТОРОНЫ уникальный опыт международного экономического сотрудничества обширные контакты в российско-немецких деловых кругах связи с органами власти и общественными организациями России и Германии знание сотрудниками иностранных языков сочетание инженерных и экономических компетенций у сотрудников тренинги и практики сотрудников в России и за рубежом ВОЗМОЖНОСТИ усиление партнёрских связей между Россией и Германией высокий потенциал инвестиций на территории РФ углубление внутриотраслевой специализации и кооперирование российских предприятий вступление России в ВТО СЛАБЫЕ СТОРОНЫ эпизодический характер поступления заказов от немецких компаний высокая зависимость от заказа Министерства экономики Баден-Вюртемберга ОПАСНОСТИ слабая экономическая конъюнктура в Германии и других странах ЕС и, как следствие, сокращение бюджетных расходов на поддержание ВЭД
Выводы по SWOT-анализу Ключевые конкурентные преимущества: квалификация персонала, имидж центра Угрозы: возможность снижения объёма заказов Необходимые мероприятия: - диверсификация услуг, разработка и внедрение новых перспективных видов услуг; - региональная диверсификация;
Сегменты рынка для услуг ЦММ по установлению и развитию кооперационных связей Немецкие институциональные организации Немецкие предприятия малого и среднего бизнеса Крупные немецкие компании Немецкие рекрутинговые агентства
Услуги для крупных компаний Индивидуальное консультирование немецких компаний по вопросам ведения бизнеса в России Поддержка крупных немецких компаний в установлении контактов с Администрацией Санкт-Петербурга и Ленинградской области при реализации крупных инвестиционных проектов Услуги Call-Center (по готовым базам данных или с изготовлением базы данных)
Услуги для рекрутинговых агентств Подбор управленческих кадров и специалистов для российских подразделений немецких компаний
Услуги для институциональных организаций Министерство экономики земли Баден-Вюртемберг ежегодно устанавливает бюджет на проведение комплексных мероприятий по налаживанию кооперационных связей между предприятиями России и Баден-Вюртемберга: Изготовление презентационных материалов Баден-Вюртемберга (брошюры, буклеты, флаеры) для распространения на территории РФ Организация и проведение Технических симпозиумов и Бирж Контактов и Кооперации Представление предприятий Баден-Вюртемберга на российских выставках Групповое и индивидуальное консультирование в России и Германии немецких предпринимателей по вопросам ведения бизнеса в России Изготовление отчётов по общему состоянию российской экономики, экономическому положению Санкт-Петербурга и Ленинградской области; специальных обзоров отраслевых рынков
Услуги для предприятий малого и среднего бизнеса Поиск потенциальных партнёров для немецких предприятий: - анализ потребностей компании на российском рынке - проведение позиционирования продукции / услуг немецкой компании на российском рынке - подбор потенциальных партнёров (по сбыту, по производству, по закупкам) в России - осуществление предварительных переговоров с российскими фирмами – потенциальными партнёрами «Раскрутка» немецких компаний: разработка фирменного профиля немецкой фирмы и его размещение на Интернет сайте ЦММ Услуги Call-Center
Матрица BCG
Результаты проекта Выбрано новое стратегическое направление – фокусирование на услугах для крупных немецких компаний; Проведена диверсификация услуг и сформирован портфель услуг для этого рыночного сегмента; Сформированный портфель услуг позиционирован в данном сегменте рынка посредством ключевых конкурентных преимуществ ЦММ; В настоящее время проводятся пилотные проекты по данному стратегическому направлению, которые позволят определить его дальнейшие перспективы.