1 Опыт Болгарии по использованию административных данных для ведения статистики по отдельным секторам экономики Янка Никодимова, Национальный Статистический Институт Болгарии и Юлия Антонова, Статотдел ООН
2 Обзор административных источников и экономической статистики Причины использования административных данных –Государственная политика снижения ответственности респондентов –Снижение затрат –Обеспечение полного охвата всех статистических единиц –Растущая потребность в детальных статистических данных –Гармонизация болгарской статистической системы с требованиями ЕС Предпосылки для использования административных данных в статистике предприятий –Закон о статистике –Система единых идентификационных номеров (ЕИН) для экономических единиц –Сотрудничество Национального Статистического Института (НСИ) с административными органами
3 Закон о статистике Даёт право Органам Статистики для "осуществления статистической деятельности через регистры и информационные системы, которые они поддерживают, так же как и обмен данными между ними Органы Статистики включают Национальный Статистический Институт и соответствующие структурные подразделения министерств, ведомств, и других органов центральных и местных властей, которые выполняют статистическую деятельность.
4 Закон о статистике (продолжение) Законодательно обеспечивает применение административных данных Обеспечает права доступа к административной информации –Органы Статистики имеют право, на запрос в письменном виде и безвозмездно, на получение от других общегосударственных органов и держателей данных из регистров, на статистическую информацию, каторая будет использована в статистических обследованиях включённых в национальную программу статистических обследований –Доступ к административной информации организирован посредством заключения формальных договоров между НСИ и каждым из общегосударственных органов
5 Целевая группа В 2003 году была создана Целевая группа (ЦГ), которая предприняла всестороннее исследование существующих источников административной информации в Болгарии Основные цели –Идентифицировать существующие источники административной информации –Создать список с именами, ответственных организаций, типом собираемой информации и т.д. для каждого административного источника –Найти какая часть из этой административной информации была использована отделами НСИ для производства официальной статистики
6 Целевая группа (продолжение) В 2005 году ЦГ актуализировала список существующих регистров и информационных системы в государственом администрации –200 новых регистров было установлено в периоде г. ЦГ проводила последующий обзор применения административных данных по отделам НСИ Цели –Определить прогресс в применении административной информации с 2003 году –Определить как индивидуальные отделы в НСИ преодолевают проблемы, связанные с использованием этой информации Организация –На основе краткого вопросника посланного всем руководителям отделов в НСИ
7 Целевая группа (продолжение) Новый отдел "Данные из административных источников" был создан в НСИ Задачи –Следить за развитием в системе национальных регистров –Поддерживать сбор данных из основных административных регистров используемых для статистически целей –Собирать, обрабатывать и хранить административные данные из многоцелевых источников
8 Обзор применения административных данных для статистических целей Выполнен на основе краткого вопросника Вопросник спрашивал о следующих характеристиках каждого источника административной информации: Имя Содержание данных Ведомство, которое управляет этим источником данных Основа для доступа к административной информации Частота предоставления административной информации Задержка подачи административной информации после крайнего срока
9 Обзор применения административных данных для статистических целей (продолжение) Способ предоставления административной информации Стабильность информации из этого источника Статистические обследования, которые используют информацию из этого административного источника Как применяется информация Проблемы (затруднения) связанные с использованием административной информации Взгляды о будущей пользе использования этого источника административной информации Предложения для изменения в источнике административной информации
10 Использование сведения из административных источников по секторам экономики
11 Макроэкономическая статистика Национальные счета –Источники - Центральный Банк, Министерство Финансов (МФ), Агенство Государственных Сборов –Преимущества – НСИ имеет полный доступ к базе данных МФ, очень детальные данные –Проблемы – конфиденциальность информации Статистика международной торговли –Источники - Таможенное Агенство –Преимущества – информация используется как рамка для статистических обследований и прямо для составления статистических данных –Проблемы – конфиденциальность индивидуальных данных; с членством Болгарии в ЕС этот источник будет иметь снижающуюся важность (система INTRASTAT)
12 Макроэкономическая статистика (продолжение) Финансовая статистика –Источники - Центральный Банк, Министерство Финансов, Национальный Институт Социального Обеспечения, Комиссия Финансового Надзора –Преимущества - эти источники данных обеспечивают охват единиц близкий к охвату экономическими переписиями –Проблемы - последний источник данных является очень динамическим и подвижным, предоставленная информация зависит от изменения в национальном законодательстве; гармонизация с законодательством ЕС Статистика труда –Источники - Национальный Институт Социального Обеспечения (Регистр обеспеченных лиц), Национальное Агенство Занятости –Преимущества – дополняет информацию статистических обследований; актуализация статистического бизнес регистра
13 Экономическая статистика Регистры –Статистический Бизнес Регистр (СБР) Закон о статистике – даёт правовое основание для создания и обновления СБР Источники СБР –Административный регистр БУЛСТАТ –Статистические обследования –Единый идентификационный номер (ЕИН) Регистр лиц, поддерживаемый Национальным Институтом Социального Обеспечения –Служит для: Идентификации статистических единиц (предприятия и местные единицы) Обновления данных о занятых лицах
14 Экономическая статистика (продолжение) Статистика предприятий –Источники – Годовая налоговая декларация предприятий, которые введут бухгалтерский учёт по методу упрощённой записи из Министерства Финансов; данные по занятости из Национального Института Социального Обеспечения для таких же единиц –Преимущества – налоговые данные используются прямо для оценки выпуска и добавленной стоимости этих единиц; налоговые данные сопоставляются с данными по занятости –Проблемы – статистикам весьма трудно связать релевантную информацию из двух источников данных и правильно определить единицы, к которым она относится определения некаторых единиц являются несовместимыми даже если они имеют одинаковый ЕИН неправильно заполненные ЕИН в налоговой и социальной декларациях
15 Экономическая статистика (продолжение) Транспортная статистика –Источники –Транспортное Министерство (разные департаменты), Министерство Внутренних дел –Преимущества - надежные данные с межинститутским и международным значением; в большинстве случаев информация собрана согласно международным обязательствам НСИ по отношению к Евростату
16 Региональная и многоотраслевая статистика Статистика сельского хозяйства –Министерство Земледелия и Лесохозяйства (MЗЛ) - ответственно за текущую и структурную сельскохозяйственую статистику –НСИ - ответствен за экономические сельскохозяйственные счёта Источники – множество регистров из МЗЛ в области сельского хозяйства и лесохозяйства, поддерживаемые разными агенствами MЗЛ, вкл. Регистр аграрных хозяйств Преимущества – НСИ имеет прямой доступ или получает необходимую административную информацию; информация предоставляет исчерпывающий охват всех единиц Проблемы - данные из экономических сельскохозяйственных счётов являются данными по типу переписи, которые относятся к определенному моменту времени, их нужно постоянно актуализировать
17 Региональная и многоотраслевая статистика (продолжение) Статистика окружающей среды –Национальные и международные требования для предоставления данных об окружающей среде Источники - Исполнительное агенство по окружающей среде из Министерства окружающей среды и водных ресурсов и Исполнительное агенство гидромелиорации Проблемы - запоздалое предоставление данных; изменение в охвате статистических показателей; неудовлетворительные качество и охват предоставляемых данных по подаче воды –НСИ рассматривает перспективы для прекращения использования административной информации из Агенства гидромелиорации и введение статистического обследования предприятий для подачи воды
18 Демографическая и социальная статистика Индексы цен на потребительские товары и Паритет покупательной способности –Источники - Министерство Экономики и Энергетики, Государственная регуляционная комиссия по энергетике и водным ресурсам, данные систем планирования ресурсов некоторых предприятий –Преимущества - сотрудничество с этими компаниями очень полезное; полученые данные имеют многоцелевое применение Статистика населения –Источники - информация по естественному движению населения из Национальных Регистров ЕСГРАОН Министерства регионального развития и общественных работ; Министерство Внутренних дел –Проблемы - конфиденциальность индивидуальных данных
19 Демографическая и социальная статистика ( продолжение) Статистика Здравохранения –Источники – Национальный фонд медицинского страхования; Национальный центр здравохранителной информации –Преимущества – полное введение в эксплуатацию информационной системы фонда даст НСИ прямой доступ к первичными данными здравохранителных единиц –Проблемы – предоставляемая информация имеет очень агрегированную форму Статистика Образования –Источники - Регистр лицензированных центров профессионального образования; Регистр учреждений среднего образования –Преимущества - НСИ получил полный доступ к данным регистров этих организаций
20 Заключение
21 Общие выводы Доступ к административной информации для статистических целей обеспечен на основе подписанных официальных двусторонних договоров между НСИ и другими учреждениями, управляющими административными базами данных Договоры определяют условия по обеспечению административной информации а также, сроки её предоставления Некоторые отделы имеют хорошую практику эффективного применения административной информации Самые значимые для НСИ административные источники используются в целях экономической или социальной статистики, особенно те, которые имеют многоцелевое предназначение В большинстве случаев, источники административной информации используются как рамка для выборочных статистических обследований Электронный трансфер (CD или електронная почта) является главным способом для предоставления административной информации
22 Проблемы Только ограниченное число из существующих 400 административных источников данных используется прямо для получения статистических данных Не все статистические отделы полно исследовали потенциал административной информации Наблюдались некоторые случаи запоздалого предоставления данных Некоторые учреждения предоставляют очень агрегированную информацию, что может затруднить составление официальной статистики на детальном уровне (деятельности или регионов) Некоторые источники административной информации не удовлетворяют в полностью статистическим критериям качества
23 Будущее развитие НСИ ожидает дополнительную пользу от применения административной информации в будущем, когда её потенциал будет эксплуатирован полностью –в статистике предприятий - административная информация будет использована прямо для получения статистических данных для определенные группы из единиц (под некоторым предельным уровенем) –в социальной статистике - статистическое применение административной информации будет увеличено в сфере образования и социальной защищенности НСИ работает для того, чтобы найти правовой механизм через который сможет оказывать влияние на форму и содержание административных источников данных так, что те были более полезными для статистических целей
24 СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ