Дезагрегирование Индекса человеческого развития и его компонентов Проблемы и возможные подходы Андрей Иванов Советник по человеческому развитию, ПРООН Братислава
Europe and CIS Зачем дезагрегировать? n Индекс на национальном уровне имеет прежде всего смысл для международных сравнений n Чтобы превратить ИЧР в прагматический инструмент необходимо его дезагрегировать n Прослеживая динамику его компонентов возможно подсказать каковы приоритеты развития n Место в таблице важно для прессы, но важнее возможные пути достижения более высокого уровня развития
Europe and CIS Какие области дезагрегирования? n По териториальным единицам (может быть важным, особенно для местного самоуправления и принятия решений на местном уровне) n По отдельным группам (чтобы ответить на вызов горизонтального неравенство и уменьшить дистанциии между отдельными группами)
Europe and CIS Общие требования n Адекватность – послание чисел должно соответствовать реальности n Международная сравнимость – одни и те же понятия должны иметь то же самое значение (содержание) n Соответствие философии общей концепции человеческого развития – механичная дезагрегация не достаточна n Оптимальный териториальный уровень – чем ниже, тем больше размах статистичких ошибок
Europe and CIS Ожидаемая продолжительность жизни Трудности n Данные, необходимые для составления таблиц смертности не всегда доступны на под- национальном уровне или для отдельных уязвимых груп n Ограниченное число населения – единичные смертные случаи могут непропорционально отразиться на стоимости ОПЖ и не обязательно связаны с доступок к здоровому образу жизни n Нерегистрированные смертные случаи и другие несовершенства демографской статистики
Europe and CIS Ожидаемая продолжительность жизни Возможные подходы (используемые в разных отчетах) n Использовать стоимость ОПЖ для регионов со сходными социально-экономическими характеристиками n Использовать стоимость ОПЖ для единиц более высокого территориального уровня n Корректировать индивидуальные стоимости ОПЖ на ниском территориальном уровне стоимостями ОПЖ более высокого уровня
Europe and CIS Образование Трудности с данными по грамотности (общие как для ИЧР на национальном, так и на поднациональном уровнях) n Не регистрируются изменения в периоде между переписями n Не отражают функциональную грамотность Трудности с оценкой охвата образованием n Различие между брутными и нетными стоимостями n Ограниченное число населения на административном исследуемом уровне
Europe and CIS Образование n Несовершенства статистики населения (нерегистрированная миграция, особенно в пост-конфликтных районах) n Место проживания различное от места учебы (школа в соседнем селе, но в другом районе) n Неравномерное распределение образовательных центров (особенно третьего образовательного уровня)
Europe and CIS Образование Возможные подходы n Где возможно, использовать нетто показатели n Где возможно, прослеживать статус индивида n Использовать школьные регистры как источник данных n Использовать данные более высокого территориального уровня n Использовать данные только первых двух образовательных степеней
Europe and CIS Экономическая компонента ВВП сам по себе приближение возможностей экономического благосостояния. На национальном уровне однако смысл ВВП с точки зрения человеческого развития совершенно различен, чем на под- национальном Трудности n Производства национального (и не местного) значения n Государственные монополи – производящие на национальном уровне, но отчитываемые на центральном
Europe and CIS Экономическая компонента n Перераспределительная функция государства сглаживающая региональные различия и подтягивающая крайних к национальным средним n Публичное потребление n Межрегиональный обмен n Теневая экономика не всегда учитывается
Europe and CIS Другие приближения? Статистика доходов домхозяйств n Дает адекватную картину индивидуального благосостояния (в том числе и доходы из теневой экономики). Однако: –Не учитывается потребление публичных благ на различных уровнях –Ограниченная международная сравнимость
Europe and CIS Другие приближения? Фискальные данные n Информация существует. Однако: –Министерства финансов редко склонны делиться –Теневая экономика не всегда учитывается –Различные налоги собираемы на различных уровнях –Различные налоги имеют разное отношение к индивидуальному благосостоянию –Не учитывает перераспределительные функции государства
Europe and CIS Другие приближения? Симуляция оценки располагаемого дохода n Корректировать стоимости ВВП на под- национальном уровне для симуляции перераспределительного процесса –В ходе него различия сглаживаются –Все административные единицы вносят вклад в фонд распределения и все получают ресурсы из центра, но в различных пропорциях –Единицы ниже национальной средней – нетные получатели. Располагаемый доход в них – реальная стоимость ВВП плюс субсидия –В единицах выше национальной средней располагаемый доход – средняя стоимость ВВП по стране плюс субсидия –Размер субсидии – доля фонд распределения на основании данных о распределении региональных субсидий
Europe and CIS Выводы n Дезагрегированный ИЧР может иметь практическое приложение для выбора оптимального подхода к развитию на местном уровне. Он однако дополняет, а не заменяет другие индикаторы местного развития n Международные сравнения однако зыбки из- за трудного компромиса между национальной адекватностью и международной методикой n Философия человеческого развития должна иметь первенство перед универсальной методикой
Europe and CIS Выводы n Слишком ниские уровни дезагрегирования не имеют смысла с точки зрения развития n Концепцию человеческого развития можно и нужно прилагать на местном уровне и дезагрегированный ИЧР – только малая часть этого процесса n Необходима кропотливая работа по проработке медодологических подходов и сравнимых методик