Формирование социализации учащихся начальной школы во внеурочной деятельности. Тригуб Е.С. учитель начальных классов
2 1.Образование рассматривается не как отрасль, а как широкая и многофункциональная социальная сфера, призванная выполнять функции не только обучения, воспитания и развития, но также здоровьесбережения, социальной защиты, культуросбережения и культуротворчества, социальной стабилизации и социальной мобильности личности. 2 Направленность на человека, его свободное развитие, самореализацию нисколько не умаляет влияния среды, социального окружения, задач воспитания социальной активности и гражданственности, т.е. направленность образования, носит не только гуманистический, но и социально-личностный характер. 3. Современное образование должно носить опережающий характер, потому что готовит граждан, работников, творцов, которые достигнут зрелости и будут давать отдачу через полтора-два десятилетия.
Жизненные циклы – это важнейшие вехи в биографии человека, которые могут рассматриваться как качественные этапы становления социального «Я». Жизненные циклы связаны со сменой социальных ролей, приобретением нового социального статуса, отказом от прежних привычек, окружения, сменой образа жизни и т.д.
Цель внеучебной деятельности школы является создание оптимальных социокультурных и образовательных условий для развития гармонично и всесторонне развитой личности, подготовки компетентного выпускника, творчески мыслящего, способного к самосовершенствованию и самореализации, обладающего ответственностью и гражданским самосознанием.
Задачи внеучебной деятельности - обеспечение взаимосвязи образовательного процесса, воспитательной и исследовательской деятельности; - создание гуманитарного пространства – условий для освоения учащихся материальной культуры и духовных ценностей, накопленных человечеством, российским обществом; - создание среды творческого, интеллектуального, культурного общения, способствующей самоопределению, самоутверждению и самореализации личности ; - развитие правовой, экологической культуры учащихся; - влияние на формирование ценностных ориентаций, гражданской позиции учащихся, формирование положительного жизненного идеала.
Методы внеучебной деятельности с учащимися Стимулирование самореализации, саморазвития: - участие в различных программах и мероприятиях по внеучебной деятельности; - освоение дополнительных образовательных программ и курсов. Культурно-творческое развитие : - стимулирование творческого подхода к участию в мероприятиях; - освоение проектного подхода в организации внеучебных мероприятий.
Социализация учащихся в системе бразования проходит три основных этапа: адаптация, интеграция, инновация.
Адаптационный период. Наиболее проблемным является адаптационный период, который проходят учащиеся начального обучения. Можно выделить социальные и индивидуальные параметры успешной адаптации к системе школьного обучения. К социальным параметрам относится становление ученического коллектива с высокой учебной мотивацией. К индивидуальным: степень соответствия требований обучающимся; степень информированности учащихся и их родителей о школе, её специфике, востребованности в образовательном пространстве города, республики.
Инновационный период предполагает овладение компетенциями и преимущественно включает учащихся в образовательное пространство школы.
Основные направления внеучебной деятельности общекультурное; общеинтеллектуальное; спортивно-оздоровительное; гражданско-патриотическое; общественно-полезная деятельность.