ОРГАНИЗАЦИЯ КУРАТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ТОМСКОМ ПОЛИТЕХНИЧЕСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ
Инструкция для кураторов Томского технологического института Императора Николая II Кураторы, служа посредниками между Советом Института и студентами, являются с одной стороны, руководителями студентов, с другой же стороны, ходатаями перед соответствующими академическими органами об удовлетворении уважительных и в законных формах заявленных нужд и потребностей студентов. Кураторы избираются Советом из числа профессоров и преподавателей на 1 год по одному на курс.
Ректор Проректор по ВР и СВ Отдел внеучебной работы Институты, факультеты Заместители директоров, деканов по ВР Заместители заведующих кафедр по воспитательной работе Старшие кураторы институтов, факультетов -15 Кураторы академических групп 192, из них 22 студента 4 курса
Кураторство Целеполагание Целеполагание Планирование Планирование Организация Организация Мотивация Мотивация Контроль Контроль
Целеполагание
Цели воспитания – это ожидаемые изменения в человеке (или группе людей), осуществленные под воздействием специально подготовленных и планомерно проведенных воспитательных акций и действий
Цели воспитания в вузе Удовлетворение потребностей личности в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии посредством получения высшего образования; Удовлетворение потребностей личности в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии посредством получения высшего образования; Формирование у студентов гражданской позиции, способности к труду и жизни в условиях современной цивилизации и демократии; Формирование у студентов гражданской позиции, способности к труду и жизни в условиях современной цивилизации и демократии; Сохранение и приумножение нравственных, культурных и научных ценностей. Сохранение и приумножение нравственных, культурных и научных ценностей. (Закон "О высшем и послевузовском образовании" ) (Закон "О высшем и послевузовском образовании" )
Цели воспитания в вузе Формирование гармонично развитой, творческой и нравственной личности, личности Гражданина своей страны, гражданина Мира, специалиста, способного работать в команде и быть лидером, специалиста, способного действовать и побеждать в условиях конкурентной среды Формирование гармонично развитой, творческой и нравственной личности, личности Гражданина своей страны, гражданина Мира, специалиста, способного работать в команде и быть лидером, специалиста, способного действовать и побеждать в условиях конкурентной среды Создание оптимальной социальной среды и личностно развивающих условий деятельности, обеспечивающих творческое самовыражение и самореализацию личности будущего специалиста Создание оптимальной социальной среды и личностно развивающих условий деятельности, обеспечивающих творческое самовыражение и самореализацию личности будущего специалиста (Концепция воспитательной работы ТПУ)
Планирование
Направления воспитания в вузе Нравственно - этическое Правовое Гражданско - патриотическое ЭстетическоеФизическоеЭкологическое Семейно - бытовое
Организация
Организация работы кураторов подготовка методических материалов для кураторов подготовка методических материалов для кураторов обучение кураторов обучение кураторов выбор методов и средств, а также форм организации работы с группой выбор методов и средств, а также форм организации работы с группой
Методы непосредственное влияние на студента непосредственное влияние на студента создание специальных условий, ситуаций, которые вынуждают изменить собственное отношение, выразить свою позицию создание специальных условий, ситуаций, которые вынуждают изменить собственное отношение, выразить свою позицию общественное мнение референтной группы общественное мнение референтной группы совместную деятельность воспитателя с воспитанником, общение, игру совместную деятельность воспитателя с воспитанником, общение, игру процессы обучения или самообразования, передачи информации или социального опыта процессы обучения или самообразования, передачи информации или социального опыта
Средства знаковые символы знаковые символы материальные средства материальные средства способы коммуникации способы коммуникации мир жизнедеятельности воспитанника мир жизнедеятельности воспитанника коллектив и социальная группа как организующие условия воспитания коллектив и социальная группа как организующие условия воспитания технические средства технические средства культурные ценности (книги, произведения искусства) культурные ценности (книги, произведения искусства)
Формы дискуссии дискуссии тренинги тренинги семинары семинары лекции и др. лекции и др.
Мотивация
Для студентов Куратор – доверенное лицо в преподавательской среде Для администрации Куратор – доверенное лицо в студенческой среде
Для кураторов – ??????
Контроль
Со стороны студентов – ежегодное анкетирование Со стороны администрации – отчет кураторов на заседаниях кафедр и советах факультетов
Организация воспитательной работы в ТПУ Ректор Проректор по ВР и СВ Отдел внеучебной работы Факультеты Заместитель деканов по ВР Кураторы учебных групп
ОРГАНИЗАЦИЯ КУРАТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ТОМСКОМ ПОЛИТЕХНИЧЕСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ
Способ повышения эффективности воспитательной работы на электрофизическом факультете ТПУ Проект по привлечению к кураторской работе студентов – старшекурсников и их обучению до начала непосредственной работы со студенческой группой Проект по привлечению к кураторской работе студентов – старшекурсников и их обучению до начала непосредственной работы со студенческой группой Рабочая программа куратора первого курса Рабочая программа куратора первого курса Журнал куратора, соответствующий целям и задачам, которые куратор решает в своей повседневной работе Журнал куратора, соответствующий целям и задачам, которые куратор решает в своей повседневной работе
Пилотный проект по обучению кураторов Цель проекта повышение эффективности работы кураторов первого и второго курса активное содействие кураторов процессу адаптации студентов к вузу
Пилотный проект по обучению кураторов Задачи проекта выбор кандидатур кураторов выбор кандидатур кураторов обучение кураторов обучение кураторов Разработка методических материалов Разработка методических материалов проведение семинаров проведение семинаров
Пилотный проект по обучению кураторов Сроки выполнения проекта: с декабря 2003 года по июнь 2005 года. Этапы реализации проекта: время обучения на первом курсе студентов набора 2004 года
Пилотный проект по обучению кураторов Содержание основных блоков мероприятий: Подбор и утверждение кандидатур кураторов (февраль 2004 г.) Подбор и утверждение кандидатур кураторов (февраль 2004 г.) Обучение кураторов (март – май 2004 г.) Обучение кураторов (март – май 2004 г.) Работа кураторов в течение учебного года (сентябрь 2004 – июнь 2005) Работа кураторов в течение учебного года (сентябрь 2004 – июнь 2005)
Пилотный проект по обучению кураторов Ожидаемые конечные результаты: быстрая и менее болезненная адаптация студентов к вузу быстрая и менее болезненная адаптация студентов к вузу повышение успеваемости повышение успеваемости повышение активности студентов в общественной жизни вуза повышение активности студентов в общественной жизни вуза
Пилотный проект по обучению кураторов Управление реализацией проекта и контроль за ходом его выполнения осуществляют ОВР ТПУ, замдекана ЭФФ по воспитательной работе, старший куратор ЭФФ
Рабочая программа куратора Рабочая нагрузка куратора за год: аудиторные занятия – 32 часа; внеаудиторные занятия 50 часов; методическая работа – 78 часов. Всего – 160 часов. Всего – 160 часов.
Рабочая программа куратора Основные принципы работы куратора с группой Ответственность Ответственность Последовательность Последовательность Доброжелательность Доброжелательность Искренность порождает доверие Искренность порождает доверие Интегрирование работы куратора в общий воспитательный процесс в вузе Интегрирование работы куратора в общий воспитательный процесс в вузе
Рабочая программа куратора Аудиторное занятие, или час куратора, обозначено в расписании студентов и кураторов, время его назначается бюро расписания. В семестре 16 недель, час куратора проводится 1 раз в две недели, значит, в семестре у куратора со студентами 8 аудиторных занятий (16 часов).
Рабочая программа куратора Структура занятия 1. Приветствие 2. Игра, для сосредоточения внимания друг на друге 3. Обсуждение домашнего задания. Закрепление навыков 4. «Тело» занятия (теоретическая часть) 5. Домашнее задание 6. Мини - опрос по теме следующего занятия 7. Положительная установка 8. Прощание
Рабочая программа куратора Содержание работы куратора в I Семестре Содержание работы куратора в I Семестре Тема 1 Знакомство Тема 1 Знакомство Тема 2 Кто я? Занятие с психологом Тема 2 Кто я? Занятие с психологом Тема 3 Здоровый образ жизни Тема 3 Здоровый образ жизни Тема 4 Планирование дня. Установка на успешность Тема 4 Планирование дня. Установка на успешность Тема 5 История ТПУ Тема 5 История ТПУ Тема 6 История кафедры Тема 6 История кафедры Тема 7 Введение в специальность Тема 7 Введение в специальность Тема 8 Борьба со стрессом. Подготовка к сессии Тема 8 Борьба со стрессом. Подготовка к сессии
Рабочая программа куратора Содержание работы куратора в II Семестре Содержание работы куратора в II Семестре Тема 1 Встреча после каникул Тема 1 Встреча после каникул Тема 2 Занятие по валеологии Тема 2 Занятие по валеологии Тема 3 Нравственность и духовность Тема 3 Нравственность и духовность Тема 4 Этика и этикет Тема 4 Этика и этикет Тема 5 Экология Тема 5 Экология Тема 6 Уроки истории Тема 6 Уроки истории Тема 7 Моя семья Тема 7 Моя семья Тема 8 Наши успехи Тема 8 Наши успехи
В качестве критериев результативности воспитательной работы можно использовать - Улучшение успеваемости студентов - Количество студентов вовлеченных в культурную жизнь вуза - Количество студентов занятых в НИРСе - Снижение количества правонарушений - Снижение числа курящих студентов - Увеличение спортивных достижений обучающихся - Улучшение санитарного состояния общественных мест и аудиторного фонда - Повышение общего уровня воспитанности студентов
В качестве критериев оценки воспитанности человека принимают «добро» как поведение на благо другого человека (группы, коллектива, общества в целом) «добро» как поведение на благо другого человека (группы, коллектива, общества в целом) «истину» как руководство при оценке действий и поступков «истину» как руководство при оценке действий и поступков «красоту» во всех формах ее проявления и созидания «красоту» во всех формах ее проявления и созидания
Спасибо