Заместитель руководителя Федерального агентства лесного хозяйства Б.М. Большаков 26 марта 2010 г. Государственный учет заготовленной древесины
Цели государственного учета заготовленной древесины Государственный учет заготовленной древесины включает в себя: Получение государством информации о количестве всей заготовленной и вывезенной древесины с лесосек (пород, сортиментов) Подтверждение (актирование) объемов заготовленной древесины для лесопользователей и государства Контроль легальности (через единый транспортный документ и маркировку) Контроль за освоением расчетной лесосеки (нормы пользования) на арендованном участке на принципах многоцелевого, рационального, непрерывного и неистощительного лесопользования Создание единой информационной базы данных 2
Принципы государственного учета заготовленной древесины 1.Обеспечение объективности, достоверности и единства результатов государственного учета заготовленной древесины на всей территории России 2.Фиксирование места происхождения древесины (в дальнейшем для сертификации) 3.Участие в государственном учете и контроле органов управления лесами и лесопользователей с целью снижения затрат 4.Использование отечественного и зарубежного опыта по учету древесины 5.Максимальное совмещение производственного учета у лесопользователя с государственным учетом 6.Единые подходы к учету 3
Основные функции участников государственного учета заготовленной древесины Государственный учет заготовленной древесины на лесных участках, переданных в аренду Государственный учет заготовленной древесины на лесных участках, не переданных в аренду Лесопользователь Лесничество Лесопользователь Лесничество Обучает учетчика и представляет лесничеству Имеет право выбора средств, методов учета и маркировки заготовленной древесины Осуществляет работы по государственному учету заготовленной древесины Несет затраты по государственному учету заготовленной древесины Несет ответственность за выполнение работ по государственному учету заготовленной древесины Выдает доверенности учетчикам арендатора на осуществление государственного учета заготовленной древесины Контролирует выполнение учетчиками работ по государственному учету заготовленной древесины Изъятие доверенности при нарушениях установленных требований Предоставляет заготовленную древесину к государственному учету Участие в работе по государственному учету заготовленной древесины Осуществляет государственный учет заготовленной древесины Несет затраты по государственному учету заготовленной древесины Несет ответственность за проведение работ по государственному учету заготовленной древесины 4
Принципиальная схема государственного учета заготовленной древесины ТТН (типовая для поштучного, геометрического, весового метода учета) Склад лесопользователя (потребителя) 1 экземпляр 2 экземпляр возвращается Заинтересованные проверяющие органы Лесосека (без пункта учета) Учетчик оформляет ТТН с указанием количества бревен, пункта назначения ТТН (указывается количество бревен, пункт назначения) Возвращаются данные измерения по объему Пункт учета (лесосека, дорога) Учетчик - производит измерение и маркировку круглых лесоматериалов, оформляетТТН, - данные (участковое лесничество, квартал, лесосека, объем, дата, пункт назначения и т.д.) заносит в журнал государственного учета, - водитель и учетчик ставят подписи в ТТН и журнале - данные из журнала вводит в компьютер по специальной закодированной программе Лесничество База РФ Пункт учета (на складе лесопользователя или потребителя) - измерение и маркировка круглых лесоматериалов ввод в компьютер по специальной кодированной программе Региональная база данных Доступ ограничен Участковое лесничество 5
Государственная информационная система учета заготовленной древесины 6
Основные документы, оформляемые при государственном учете заготовленной древесины 7 Акты выборочных измерений коэффициентов, используемых для измерения объема (поправочных коэффициентов на сбег бревен, полнодревесности штабелей и др.), и Соглашения о их применении Журналы государственного учета заготовленной древесины на лесосеке и на пункте учета Единый транспортный документ на перевозку заготовленной древесины (ТТН) Отчеты о заготовленной древесине, прошедшей государственный учет – за сутки, месяц, квартал, год 4
Должностные лица, проводящие государственный учет заготовленной древесины Государственный инспектор по учету заготовленной древесины (1) Региональный инспектор по учету заготовленной древесины (80) Лесничий, инспектор по учету, учетчик (1 500) Учетчик (10 000) Федеральный орган исполнительной власти (Рослесхоз) Орган исполнительной власти субъекта РФ Лесничество Лесопользователь 8
Затраты на создание типовых пунктов учета заготовленной древесины (по пилотному проекту) 9 Руб./м 3 Удельные капитальные затраты Удельные текущие затраты В среднем, с учетом уточнений: капитальные затраты 4 руб./ м 3 текущие затраты 11 руб./ м 3
Результаты пилотного проекта 1.Разработаны проекты нормативных правовых документов, регламентирующих государственный учет заготовленной древесины и проведена их апробация (Правила, Руководство, Инструкции) 2.Проведено обучение участников пилотного проекта 3.Проведен комплекс работ по учету заготовленной древесины, включая измерения, обработку и занесение полученных данных в информационную систему 4.Разработано программное обеспечение низового звена государственного учета, инструкции пользователей, методические материалы для учетчиков 5. Подтверждена возможность внедрения системы государственного учета 6.Проведение экспериментальных работ по учету заготовленной древесины в четырех пилотных регионах показали техническую возможность ее выполнения 7.Проведена оценка затрат на создание и эксплуатацию государственной системы учета заготовленной древесины 1010
11 Предложения 1.Продлить пилотный проект на всей территории в 2-3 субъектах РФ на основании Распоряжения Правительства РФ 2. Продолжить работы в 3-4 субъектах РФ на части территории (5-10 лесничеств), в т.ч. в малолесном районе 3.Разработать рекомендации по отбору наиболее эффективных методов учета, размещению инфраструктуры государственной системы учета древесины 4.Совершенствование системы документооборота между пунктами учета, лесопользователями, лесничеством, органами лесного хозяйства субъекта РФ и Российской Федерацией (электронный) 5.Создание опытно-промышленной версии государственной информационной системы, ее апробация на всех этапах регистрации, прохождения, накопления и защиты информации, исключающей ее потерю и дублирование 6.Разработка программы обучения государственных и региональных инспекторов, инспекторов лесничеств и участковых лесничеств 7.Разработка программы обучения учетчиков (лесничеств, лесопользоавтелей) и «Наставлений для учетчика» 8.Продлить работы по государственному учету заготовленной древесины до 2012 г. 9.Для внедрения государственной системы учета заготовленной древесины необходимы правовая база, нормативно-методические документы, финансовое и техническое обеспечение, кадры, информационная система
На 2010 год 1.Доработка необходимых нормативно-правовых актов и их утверждение в установленном порядке 2.Издать Распоряжение Правительства РФ 3. Создание опытно-промышленной версии государственной информационной системы учета заготовленной древесины и ее апробация 4. Проведение полномасшабных экспериментальных работ в 2-3 субъектах РФ и на части территории (5- 10 лесничеств) 3-4 субъектов РФ, включая малолесные регионы Стоимость работ в 2010 году оценивается млн.руб. Рекомендации 12
На 2011 год Внедрение государственной системы учета заготовленной древесины на территории 15 субъектов Российской Федерации Доработка и полномасшабная эксплуатация информационной системы Организация информационного обмена с другими государственными информационными системами (налоговые, таможенные органы, МВД и д.р.) На 2012 год Эксплуатация системы Стоимость работ по поддержанию работоспособности системы начиная с 2012 год составляет порядка млн.руб./год Рекомендации 13
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!