ИНФОРМАТИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ КАК ГЛОБАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА НА РУБЕЖЕ ВЕКОВ
ИНФОРМАТИЗАЦИЯ широкое использование информационных технологий во всех сферах жизни общества и человека. ИНФОРМАТИЗАЦИЯ (компьютеризация) ОБРАЗОВАНИЯ внедрение в процесс образования (обучения) методов сбора, обработки, передачи и хранения информации на базе вычислительной техники, средств передачи информации с целью создания условий для перестройки познавательной деятельности и усиления интеллектуальных возможностей обучаемых. ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ технологии обработки информации, в т. ч. с использованием электронной техники. Информационная технология (англ. information technology, IT) охватывает всю вычислительную технику и технику связи, бытовую электронику, теле- и радиовещание. Создаются крупномасштабные информационно-технологические системы. Информационные технологии применяют в управлении и образовании, в различных отраслях науки и экономики.
Образованный член информационного общества должен: знать о существовании общедоступных источников информации и уметь ими пользоваться; уметь понимать и сознательно использовать различные формы и способы представления данных в вербальной, графической и числовой формах; уметь оценивать достоверность и практическую полезность имеющихся данных с различных точек зрения, использовать их для решения конкретных практических задач.
Факторы, обеспечивающие потребность применять ИКТ в учебном процессе:
Компьютер – эффективное средство обучения рационализирует организацию учебного процесса повышает степень наглядности при изложении учебного материала позволяет индивидуализировать и дифференцировать обучение; повышает активность обучаемых; повышающее мотивацию учения; создает условия для самостоятельной работы; способствует выработке самооценки у обучаемых; создает комфортную среду обучения. обеспечивает условия для адаптации ребят в современном информационном обществе.
Компьютер – беспристрастный оценщик знаний позволяет совершенствовать тренаж и контроль знаний за счет компьютерного тестирования позволяет объективно оценивать уровень обученности
Компьютер – средство для создания единого доступного информационного пространства для педагогов позволяет совершенствовать профессиональную ИКТ-компетентность педагогов позволяет накапливать и широко использовать программно- методические материалы и методики при преподавании различных предметов позволяет обобщать и передавать опыт работы учителям города, региона, края
Компьютер - средство заочного (дистанционного) обучения использование возможностей Интернет
Компьютер – источник информации для самообразования использование возможностей WWW и поисковых систем
Компьютер – мощное средство общения использование разнообразных компьютерных сетей использование электронной почты, видеоконференций
Компьютер - средство развития творческих способностей личности формирование навыков подлинно исследовательской деятельности; разнообразные конкурсы, турниры, олимпиады
Компьютер – средство отдыха и развлечения использование разнообразных компьютерных игр для развития логического мышления, быстроты реакции, моторики
XXI век – век высоких компьютерных технологий. Выпускник современной школы, который будет жить и трудиться в грядущем тысячелетии должен уметь самостоятельно, активно действовать, принимать решения, гибко адаптироваться к изменяющимся условиям жизни. Совершенно очевидно, что используя только традиционные методы обучения, решить эту проблему невозможно. В школе необходимо создать и уже создаются условия, способные обеспечить следующие возможности: вовлечение каждого учащегося в активный познавательный процесс; совместной работы в сотрудничестве для решения разнообразных проблем; широкого общения со сверстниками из других школ, регионов, стран; свободного доступа к необходимой информации в информационных центрах всего мира с целью формирования своего собственного независимого аргументированного мнения по различным проблемам.
Таким образом, мультимедиа начинает выступать как средство для построения учебного процесса, а компьютер превращается в обычный рабочий инструмент ученика, каким сегодня является книга и карандаш.