Урок - исследование. Подготовили: ученики 7б класса Руководитель: Каковкина Е.П.
Цели 1.Показать что представляет собой сквернословие; 2.Развивать умение дискутировать, аргументировать свою точку зрения. 3.Воспитывать речевую культуру, уважение к матери, собеседнику и самому к себе.
Автор произведения Авторская установка Вывод 1.Легенда о философе Ксанфе и его рабе – баснописце Эзопе 2.Категория «святых» и «скверных» слов 3.Анатолий Лысов «Дикарь» 4.Фрагмент из аудиозаписи из кинофильма «Бумер» 5.Асадов «О скверном и святом» 6.Лекция «из истории русского мата» Ф. М. Достоевский 7.Первый духовный (церковный) стих «Пьяница» 8.Древнерусская письменность 9.Поучение против матерщины Повесть «Святой отец о пользе душевной всем православным христианам»
Наш язык – явление уникальное: в нём укрываются и тесно переплетаются и скверное и святое.
Анатолий Лысов «дикарь» Я видел нынче дикаря Пусть лексикон дикарский пуст,- И говорил с ним даже, Зато как речь цветиста: Но, откровенно говоря,Что шаг, то мат слетает с уст О нём всего не скажешь.Такого шаг –матиста. Сказать лишь можно,что с лицаДикарь на площади. Он рад И не дикарь он вовсе:стать мастером особым, Не носит он в носу кольцаЧтоб сделать трёхэтажный мат Скабрёзным небосклоном. Монет в ушах не носит И дикарей вокруг щадят, Обходят стороною, Его одежду описать Как будто речь на площадях Словами можно тоже:Должна стать площадною. Он по одёжке, так сказать, На всех на нас похожий.А надо что не говори, Пресечь их брань вначале- Но передать его языкПресечь покуда дикари Поэт не правомочен: Совсем не одичали! В таком бы случае мой стих Был сплошь из многоточий. Вы догадались: речь идёт Опять про мат и матик, Про речь, которую ведёт Подобный мате – матик.
Дискуссия на тему: «Можно ли употреблять нецензурные выражение?» Не стоит сквернословить, т.к. это показатель низкой культуре (50%); Раз есть в русском языке нецензурные слова, значит, их можно употреблять(30%); Сквернословить нельзя, т.к. это великий грех(20%).
Сквернословие, как языковое явление. (История, этимология, исследования, которые есть в этой области.)
Э. Асадов «О скверном и святом» Что в сердце нашем самое святое? Пусть иногда кому-то очень хочется Навряд ли надо думать и гадать. Хлестнуть врага словами, как бичом, Есть в мире самое простое И резкость на язык не только просится, И самое возвышенное – Мать! А в гневе и частенько произносится, Но только мать тут всё-таки причём? Так почему ж большое слово это, Пусть не сегодня, а давным-давно, Пусть жизнь сложна, пускай порой сурова. Но в первый раз ведь было кем-то, где-то И всё же трудно попросту понять, В кощунственную брань обращено. Что «мат» идёт от слова «мать», Сквернейшее от самого святого! Тот пращур был и тёмный, и дурной, И вряд ли даже ведал, что творил, Неужто вправду за свою любовь, Когда однажды взял и пригвоздил За то, что родила нас и растила, Родное слово к брани площадной. Мать лучшего уже не заслужила, Чем этот шлейф из непристойных слов?! И ведь прошло же, не осело пылью, А поднялось, как тёмная река. Ну как позволить, чтобы год за годом Нашлись другие. Взяли подхватили Так оскорблялось пламя их сердец?! И понесли сквозь годы и века… И сквернословам всяческого рода Пора сказать сурово наконец: Бранитесь или ссорьтесь как хотите, Но не теряйте звания людей. Не трогайте, не смейте, не грязните Ни имени, ни чести матерей! 1970г.
Из истории русского мата Ф.М. Достоевский в Дневнике писателя отмечал : Народ сквернословит зря, и часто не об этом говоря. Народ наш не развратен, а очень в целом даже целомудрен, не смотря на то что, что это, бесспорно, самый сквернословный народ в целом мире,- и об этой противоположности, право, стоит хоть немножко подумать.
Вот как об этом говорится первый духовный (церковный) стих Пьяница. Который человек хоть однажды По матерну взбранится, В шутках или не в шутках Господь почёт за едино.
Автор произведения Авторская установка Вывод 1.Лигенда о философе Ксанфе и его рабе – баснописце Эзопе 1.Язык – самое лучшее и самое худшее, что есть на свете Наш язык – явление уникальное: в нём учитываются и тесно переплетаются и скверное, и святое 2.Категория «святых» и «скверных» слов Неприлично употреблять «скверные» слова 3.Анатолий Лысов «Дикарь» Пресечь брань! Язык «подонков и блаторей» грозит стать кормой 4.Фрагмент из кинофильма «Бумер» Жаргонная речь «у новых русских» грозит стать кормой Жаргонная речь – показатель низкой культуры 5.Э. Асадов «О скверном и святом» Оскорбление имени и часть матери Негативное отражение к русскому мату 6.Лекция из истории «русского мата». Ф. М. Достоевский О целомудренности русского народа Сквернословить нельзя: это великий грех 7.Первый духовный (церковный) стих «Пьяница» Отношение к матерщине 8.Древнерусская письменность Матерщина – чёрта бесовского поведения Матерные слова недопустимы для произведения 9.Иоанн Златоуст Поучение против матерщины. Повесть «Святой отец о пользе душевной всем православным христианам» Матерным словом оскорбляется во- первых, матерь Божия, во – вторых, родина мать человека и наконец, «Третья мать – мать – Земля» Матерным словом оскорбляется всё. Матерщина – сильное зло.
Словно травы шелестят слова. Как слова и травы в жизни схожи! Говорим: целебная трава- Есть слова целительные тоже. Есть слова, исполненные яда, Есть простые, словно васильки, А порой, с собою нету слада, Если всходят в речи сорняки. Есть слова пьянящие, как розы, Есть сухие, как степной ковыль, Есть слова, рождающие слёзы,- Горькие слова, слова - полынь. Словом можно душу искалечить, Словом можно раны исцелить, Тяжкий груз недобрых слов на плечи Берегитесь ближнему взвалить! Я смотрю на луг, в цветы одетый, Как прекрасен сочных трав покров! Научи нас, Бог, дарить букеты, Состоящие из мудрых, добрых с лов!