«Как научить детей сотрудничать?»- задача, которую необходимо решать, если мы думаем о психологическом здоровье детей, об их эмоциональном опыте, о необходимом каждому человеку умении строить конструктивные отношения с другими людьми и позитивно относиться к себе. «Как научить детей сотрудничать?»- задача, которую необходимо решать, если мы думаем о психологическом здоровье детей, об их эмоциональном опыте, о необходимом каждому человеку умении строить конструктивные отношения с другими людьми и позитивно относиться к себе.
Цикл занятий «Развитие личности младших школьников» Разработан учителем начальных классов Разработан учителем начальных классов МОУ «СОШ 51» Кировского района г. Саратов МОУ «СОШ 51» Кировского района г. Саратов Алмаевой Русланой Яковлевной Консультант - психолог МОУ «СОШ 51 Консультант - психолог МОУ «СОШ 51 Ерёмина Татьяна Ивановна Ерёмина Татьяна Ивановна
ЦЕЛЬ ЦИКЛА РАЗВИВАЮЩИХ ЗАНЯТИЙ: развитие у воспитанников социально значимого комплекса жизненно важных навыков в условиях школы развитие у воспитанников социально значимого комплекса жизненно важных навыков в условиях школы ЗАДАЧИ: - организация занятий, дающих ученикам возможность систематической и последовательной тренировки жизненно важных навыков, что обеспечивает их формирование и развитие; - обеспечение взаимодействия педагога и родителей для создания оптимальных условий развития и формирования комплекса важнейших социальных навыков. Для проведения групповых занятий в общеобразовательных учреждениях с учащимися от 7 до 11 лет и их родителями.
СОДЕРЖАНИЕ ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ДИДАКТИЧЕСКИЕ ЦЕЛИ ЗАНЯТИЙ: - БЛОК 1: «ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗИТИВНЫХ ЖИЗНЕННЫХ ЦЕЛЕЙ» - БЛОК 2: «ПРОФИЛАКТИКА АСОЦИАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ С ОСНОВАМИ ПРАВОВЫХ ЗНАНИЙ» - БЛОК 3: «РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ» - БЛОК 4: «ЗАНЯТИЕ С РОДИТЕЛЯМИ ПОДРОСТКОВ» ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ ЦИКЛА ЗАНЯТИЙ: - ЧЕЛОВЕК И ЕГО ВНУТРЕННИЙ МИР - ЧЕЛОВЕК И ЕГО ВНУТРЕННИЙ МИР - МИР ЛЮДЕЙ - МИР ЛИЧНОСТЕЙ - МИР ЛЮДЕЙ - МИР ЛИЧНОСТЕЙ - ЭМОЦИИ - КРАСКИ ПЕРЕЖИВАНИЙ - ЭМОЦИИ - КРАСКИ ПЕРЕЖИВАНИЙ - УМЕНИЕ ПОНИМАТЬ ЭМОЦИИ, ЧИТАТЬ ЭМОЦИИ ПО ЛИЦАМ - УМЕНИЕ ПОНИМАТЬ ЭМОЦИИ, ЧИТАТЬ ЭМОЦИИ ПО ЛИЦАМ - КАК ПОБЕДИТЬ ТРЕВОГУ - КАК ПОБЕДИТЬ ТРЕВОГУ - САМОПОЗНАНИЕ КАК ПУТЬ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ - САМОПОЗНАНИЕ КАК ПУТЬ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ - ЧЕЛОВЕК В МИРЕ ЛЮДЕЙ. ЕДИНЫЙ МИР ЛЮДЕЙ - ЧЕЛОВЕК В МИРЕ ЛЮДЕЙ. ЕДИНЫЙ МИР ЛЮДЕЙ ИГРЫ, УПРАЖНЕНИЯ К ЗАНЯТИЯМ ПО ТЕМАМ: - ЛИЧНОСТЬ, ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ - ЛИЧНОСТЬ, ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ - ПОВЫШЕНИЕ САМООЦЕНКИ - ПОВЫШЕНИЕ САМООЦЕНКИ - РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ - РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ О КАКИХ ЧЕРТАХ ХАРАКТЕРА ГОВОРЯТ ПОСЛОВИЦЫ ПРИЛОЖЕНИЕ: - ВНЕКЛАССНОЕ ЗАНЯТИЕ « РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ УЧАЩИХСЯ - ВНЕКЛАССНОЕ ЗАНЯТИЕ « РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ» НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ» ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
Каждое занятие имеет свою структуру и включает в себя следующие виды упражнений и формы групповой работы, представленные в определенной последовательности: Каждое занятие имеет свою структуру и включает в себя следующие виды упражнений и формы групповой работы, представленные в определенной последовательности: Разминка в виде игры или упражнения, способствующая включению в групповую работу Разминка в виде игры или упражнения, способствующая включению в групповую работу Упражнения, направленные на формирование адекватной самооценки Упражнения, направленные на формирование адекватной самооценки Упражнения, предназначенные для развития способностей планирования поведения и анализа ситуации с прогнозом их разрешения Упражнения, предназначенные для развития способностей планирования поведения и анализа ситуации с прогнозом их разрешения Упражнения, способствующие формированию позитивных жизненных целей и развитию мотивации к их достижению Упражнения, способствующие формированию позитивных жизненных целей и развитию мотивации к их достижению Групповые дискуссии и мозговые штурмы, как способ развития способностей к анализу и прогнозу ситуаций Групповые дискуссии и мозговые штурмы, как способ развития способностей к анализу и прогнозу ситуаций Информационно-правовая часть, направленная на усвоение правовых знаний Информационно-правовая часть, направленная на усвоение правовых знаний Рефлексия- подведение итогов занятия, получение обрат ной связи между участниками и классными руководителями, психологом. Рефлексия- подведение итогов занятия, получение обрат ной связи между участниками и классными руководителями, психологом.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ У ВОСПИТАННИКОВ Сформируется адекватная самооценка, снизится потребность в самоутверждении посредством демонстративного отклоняющегося поведения Сформируется адекватная самооценка, снизится потребность в самоутверждении посредством демонстративного отклоняющегося поведения Сформируется способность к планированию своего поведения и прогнозу разрешения конфликтных ситуаций Сформируется способность к планированию своего поведения и прогнозу разрешения конфликтных ситуаций Выработаются позитивные жизненные цели и мотивация к их достижению Выработаются позитивные жизненные цели и мотивация к их достижению Повысятся правовая грамотность и ответственность за свое поведение Повысятся правовая грамотность и ответственность за свое поведение
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ У РОДИТЕЛЕЙ Научатся понимать причины отклоняющегося поведения ребёнка Научатся понимать причины отклоняющегося поведения ребёнка Сформируется способность прогнозировать разрешение конфликтных ситуаций с ребенком Сформируется способность прогнозировать разрешение конфликтных ситуаций с ребенком Повысится самооценка в социальной роли родителя Повысится самооценка в социальной роли родителя
БЛОК 1: «ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗИТИВНЫХ ЖИЗНЕННЫХ ЦЕЛЕЙ» БЛОК 1: «ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗИТИВНЫХ ЖИЗНЕННЫХ ЦЕЛЕЙ» Цель: формирование способностей к самопознанию, саморазвитию и самореализации; развитие мотивации к достижению позитивных жизненных целей Цель: формирование способностей к самопознанию, саморазвитию и самореализации; развитие мотивации к достижению позитивных жизненных целей БЛОК 2: «ПРОФИЛАКТИКА АСОЦИАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ С ОСНОВАМИ ПРАВОВЫХ ЗНАНИЙ» БЛОК 2: «ПРОФИЛАКТИКА АСОЦИАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ С ОСНОВАМИ ПРАВОВЫХ ЗНАНИЙ» Цель: повышение ответственности за собственное поведение, развитие самосознания, саморегуляции и способности к планированию поступков. Цель: повышение ответственности за собственное поведение, развитие самосознания, саморегуляции и способности к планированию поступков. БЛОК 3: «РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ» БЛОК 3: «РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ» Цель: развитие навыков общения, осознания и выражения своих чувств, понимания и принятия чувств окружающих людей, активизация механизмов самопознания и самовыражения Цель: развитие навыков общения, осознания и выражения своих чувств, понимания и принятия чувств окружающих людей, активизация механизмов самопознания и самовыражения БЛОК 4: «ЗАНЯТИЕ С РОДИТЕЛЯМИ ПОДРОСТКОВ» БЛОК 4: «ЗАНЯТИЕ С РОДИТЕЛЯМИ ПОДРОСТКОВ» Цель: формирование адекватной самооценки в социальной роли родителя, изменение стиля семейного воспитания для создания обстановки, способствующей исправлению поведения ребенка. Цель: формирование адекватной самооценки в социальной роли родителя, изменение стиля семейного воспитания для создания обстановки, способствующей исправлению поведения ребенка. Условия формирования группы: группы родителей формируются из числа желающих Условия формирования группы: группы родителей формируются из числа желающих
БЛОК 1: «ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗИТИВНЫХ ЖИЗНЕННЫХ ЦЕЛЕЙ» 1 класс. Занятие «Начало большой игры» Цель: развитие навыков принятия правил, существующих в обществе или группе Ход занятия: 1. Упражнение «Карлсон сказал» 2. Дискуссия – дебаты «С помощью чего мы общаемся? 2. Дискуссия – дебаты «С помощью чего мы общаемся? 3. Упражнение «Рассказываем и размышляем» 3. Упражнение «Рассказываем и размышляем» 4. Рефлексия. 4. Рефлексия. 2 класс. Занятие «Развитие навыков общения и взаимодействия» Занятие «Развитие навыков общения и взаимодействия» Цель: развитие умения понимать и принимать требования и потребности других людей и общества. Цель: развитие умения понимать и принимать требования и потребности других людей и общества. Ход занятия: 1. Упражнение «Комплимент» 2. Упражнение «Компот» 2. Упражнение «Компот» 3. Упражнение «Корабль» 3. Упражнение «Корабль» 4. Упражнение «Зеркало и обезьяна» 4. Упражнение «Зеркало и обезьяна» 5. Дискуссия – дебаты «Литературный пересказ» 5. Дискуссия – дебаты «Литературный пересказ» 6. Рефлексия. 6. Рефлексия. 3 класс. Занятие «Познание себя – познание других» Цель: осознание собственной уникальности, своих сильных и слабых сторон и собственной полезности для окружающих и общества для окружающих и общества Ход занятия: 1. Упражнение «Путаница» 2. Упражнение «Перевоплощение» 2. Упражнение «Перевоплощение» 3. Упражнение «Сад камней» 3. Упражнение «Сад камней» 4. Упражнение «Взаимодействие» 4. Упражнение «Взаимодействие» 5. Упражнение «Пилка дров» 5. Упражнение «Пилка дров» 6. Рефлексия. 6. Рефлексия. 4 класс. Занятие «Что я знаю о себе?» Цель: осознание, что продуктивное общение и взаимодействие возможно только при видении в другом человеке партнёра, личности, обладающей своими чертами, особенностями, жизненным опытом человеке партнёра, личности, обладающей своими чертами, особенностями, жизненным опытом Ход занятия: 1. Упражнение «Узкий мост». 2. Упражнение «Король школы». 2. Упражнение «Король школы». 3. Упражнение «Какой я?» 3. Упражнение «Какой я?» 4. Упражнение «Банка секретов» 4. Упражнение «Банка секретов» 5. Упражнение «Друг для друга». 5. Упражнение «Друг для друга». 6. Упражнение «Бумажные мячики» 6. Упражнение «Бумажные мячики» 7. Рефлексия 7. Рефлексия
БЛОК 2: «ПРОФИЛАКТИКА АСОЦИАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ С ОСНОВАМИ ПРАВОВЫХ ЗНАНИЙ» 1 класс. Занятие «Я такой же, как ты» Цель: обучение объективному восприятию людей. Ход занятия: 1. Упражнение «Внутренняя бесконечность» 2. Упражнение «Раскрась свои чувства» 2. Упражнение «Раскрась свои чувства» 3. Дискуссия – дебаты «Твои права и обязанности» 3. Дискуссия – дебаты «Твои права и обязанности» 4. Упражнение «Корабль» 4. Упражнение «Корабль» 5. Рефлексия. 5. Рефлексия. 2 класс. Занятие «Стрессовые ситуации» Цель: повышение ответственности за собственное поведение. Ход занятия: 1. Упражнение «Пульс» 2. Упражнение «Ищем секрет» 2. Упражнение «Ищем секрет» 3. Упражнение «Что сказать?» 3. Упражнение «Что сказать?» 4. Сюжеты - загадки 4. Сюжеты - загадки 5. Дискуссия – дебаты «Литературный пересказ» 5. Дискуссия – дебаты «Литературный пересказ» 6. Рефлексия. 6. Рефлексия. 3 класс. Занятие «Связующая нить» Цель: развитие самосознания, саморегуляции и способности к планированию поступков. Ход занятия: 1. Упражнение «Ярмарка воспоминаний» Ход занятия: 1. Упражнение «Ярмарка воспоминаний» 2. Упражнение «Акробат» 2. Упражнение «Акробат» 3. Упражнение «Остров» 3. Упражнение «Остров» 4. Упражнение «Куда уходит злость» 4. Упражнение «Куда уходит злость» 5. Упражнение «Интервью с инопланетянином» 5. Упражнение «Интервью с инопланетянином» 6. Рефлексия. 6. Рефлексия. 4 класс. Занятие «Способы разрешения конфликтных ситуаций» Цель: формирование представлений о сущности конфликтов и способах разрешения конфликтных ситуаций, формирование доверительной атмосферы, знакомство с Конвенцией о правах ребенка. формирование доверительной атмосферы, знакомство с Конвенцией о правах ребенка. Ход занятия: Обсуждение в группе «Что хорошего и что плохого происходило в последние дни». Упражнение «Наши эмоции наши поступки». Упражнение «Замороженный». Групповая дискуссия «Может ли несовершеннолетний привлекаться к правовой ответственности». Информационно-правовая часть «Конвенция о правах ребенка и законодательство РФ». Рефлексия
БЛОК 3: «РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ» 1 класс. Занятие «Дружба двух цветов» Цель: развитие навыков общения, повышение ответственности за собственное поведение. Ход занятия: 1. Упражнение «Живая картина» 2. Упражнение «Пять добрых слов» 2. Упражнение «Пять добрых слов» 3. Дискуссия – дебаты «Своеобразие и уникальность каждого человека» 3. Дискуссия – дебаты «Своеобразие и уникальность каждого человека» 4. Упражнение «Шум растёт» 4. Упражнение «Шум растёт» 5. В гостях у сказки «Дружба двух цветов» 5. В гостях у сказки «Дружба двух цветов» 5. Рефлексия. 5. Рефлексия. 2 класс. Занятие «Круги общения» Цель: развитие навыков осознавания и выражения своих чувств, понимания и принятия чувств окружающих людей. Ход занятия: 1. Упражнение «Фокусировка» 2. Упражнение «Если бы я был тобой» 2. Упражнение «Если бы я был тобой» 3. Упражнение «Что сказать?» 3. Упражнение «Что сказать?» 4. Беседа «Круги общения» 4. Беседа «Круги общения» 5. Игра «Премьера» 5. Игра «Премьера» 6. Рефлексия. 6. Рефлексия. 3 класс. Занятие «Пересказ по кругу» Цель: активизация механизмов самопознания и самовыражения. Ход занятия: 1. Упражнение «Апельсин» Ход занятия: 1. Упражнение «Апельсин» 2. Упражнение «Ласковые слова» 2. Упражнение «Ласковые слова» 3. Дискуссия – дебаты «Литературный пересказ» (по повести М. Твена «Принц и нищий») 3. Дискуссия – дебаты «Литературный пересказ» (по повести М. Твена «Принц и нищий») 4. Упражнение «Зеркало» 4. Упражнение «Зеркало» 5. Сюжеты - загадки 5. Сюжеты - загадки 6. Рефлексия. 6. Рефлексия. 4 класс. Занятие «Дерево «Я» Цель: создание благоприятной обстановки для личностного самораскрытия. Ход занятия: 1. Принятие правил групповой работы. 2. Упражнение-активатор «Представь свое имя». 3. Упражнение «Объявление об объявлении». 4. Упражнение «Сколько ты весишь?». 5. Упражнение «Остров». 6. Упражнение «Ладошка». 7. Рефлексия.
БЛОК 4: «ЗАНЯТИЯ С РОДИТЕЛЯМИ » Структура занятия включает в себя следующие виды упражнений и формы групповой работы, представленные в определенной последовательности: Структура занятия включает в себя следующие виды упражнений и формы групповой работы, представленные в определенной последовательности: Приветствие направлено на создание доброжелательной рабочей обстановки и на снятие психологических барьеров в общении Приветствие направлено на создание доброжелательной рабочей обстановки и на снятие психологических барьеров в общении Разминка игры и упражнения, направленные на включение в групповую работу Разминка игры и упражнения, направленные на включение в групповую работу Упражнения, направленные на формирование адекватной самооценки в социальной роли родителя Упражнения, направленные на формирование адекватной самооценки в социальной роли родителя Упражнения, предназначенные для развития способностей планирования поведения в конфликтных ситуациях с детьми и прогноза их разрешения Упражнения, предназначенные для развития способностей планирования поведения в конфликтных ситуациях с детьми и прогноза их разрешения Информационно-правовая часть направлена на усвоение правовых знаний Информационно-правовая часть направлена на усвоение правовых знаний Рефлексия подведение итогов занятия, получение обратной связи между участниками и классными руководителями, психологом Рефлексия подведение итогов занятия, получение обратной связи между участниками и классными руководителями, психологом
БЛОК 4: «ЗАНЯТИЯ С РОДИТЕЛЯМИ » 1 класс 1 класс Занятие «Как помочь ребёнку стать уверенным» Цель: ознакомление родителей с целями, методами и приёмами развития жизненно важных навыков у детей Ход занятия: 1. Упражнение «Знакомство» 2. Дискуссия – дебаты «Я и ты» 2. Дискуссия – дебаты «Я и ты» 3. Упражнение «Что мне нравится в себе?» 3. Упражнение «Что мне нравится в себе?» 4. Информационно-правовая часть «Как помочь ребёнку стать уверенным» 4. Информационно-правовая часть «Как помочь ребёнку стать уверенным» 5. Рефлексия. 5. Рефлексия. 2 класс Занятие «Шпаргалка для родителей» Цель: обсуждение и планирование общих дел, способов и приёмов формирования у детей навыков командной работы. Ход занятия: 1. Знакомство с целями группового занятия 2. Упражнение « Общее дело, или как согласовать мнения и получить решение» 2. Упражнение « Общее дело, или как согласовать мнения и получить решение» 3. Упражнение «Башня из бумаги» 3. Упражнение «Башня из бумаги» 4. Информационно-правовая часть «Учим детей заботиться о других» 4. Информационно-правовая часть «Учим детей заботиться о других» 5. Рефлексия 5. Рефлексия 3 класс Занятие «Повиновение или самостоятельное решение» Цель: определение стиля семейного воспитания для создания обстановки, способствующей исправлению поведения ребенка. Ход занятия: 1. Определение сути проблемы 2. Упражнение «Дискуссия с вопросами» 2. Упражнение «Дискуссия с вопросами» 3. Упражнение «Поэтапный метод решения проблем» 3. Упражнение «Поэтапный метод решения проблем» 4. Информационная часть «Маленькие хитрости в искусстве воспитания» 4. Информационная часть «Маленькие хитрости в искусстве воспитания» 5. Рефлексия 5. Рефлексия 4 класс Занятие «Ответственность родителей за правонарушения несовершеннолетних детей» Цель: определение круга проблем во взаимоотношениях с подростком, получение правовой информации об ответственности родителей в воспитании детей в воспитании детей Ход занятия: 1. Знакомство с целями группового занятия 2. Информационная часть «Что это такое принятие ответственности на себя» 3. Визуализация «Погружение в детство» 4. Информационно-правовая часть «Ответственность родителей за правонарушения несовершеннолетних детей» 5. Рефлексия
ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА Р.В. Ончарова Практическая психология в начальной школе - М.: ТЦ «Сфера», 1996 Р.В. Ончарова Практическая психология в начальной школе - М.: ТЦ «Сфера», 1996 Н.В. Клюева, Ю.В. Касаткина Учим детей общению Ярославль: Академия развития, 1996 Н.В. Клюева, Ю.В. Касаткина Учим детей общению Ярославль: Академия развития, 1996 К. Фоппель Как научить детей сотрудничать? М.: «Генезис», 1998 К. Фоппель Как научить детей сотрудничать? М.: «Генезис», 1998 Н.П, Майорова, Е.Е.Чепурных Обучение жизненно важным навыкам СП6.; Издательство «Образование Культура», 2002 Н.П, Майорова, Е.Е.Чепурных Обучение жизненно важным навыкам СП6.; Издательство «Образование Культура», 2002 Игры: Сб. / Под редакцией В.В. Петрусинского. М.: Новая школа, 1994 Игры: Сб. / Под редакцией В.В. Петрусинского. М.: Новая школа, 1994 М. В. Осорина Секретный мир детей в пространстве мира взрослых. СП6. : Питер, 1999 (Серия мастера психологии) М. В. Осорина Секретный мир детей в пространстве мира взрослых. СП6. : Питер, 1999 (Серия мастера психологии) В. Голявкин Что на лице написано Л.: Детская литература, 1984 В. Голявкин Что на лице написано Л.: Детская литература, 1984 М. Твен Принц и нищий СП6.: Милета, 1992 М. Твен Принц и нищий СП6.: Милета, 1992 А. Волков Волшебник Изумрудного города М. Детская литература, 1985 А. Волков Волшебник Изумрудного города М. Детская литература, 1985