Вопросы участия субъектов Российской Федерации и муниципальных образований в конкурсе на получение субсидий из ФРРМФ докладчик - Заместитель директора Департамента межбюджетных отношений Ерошкина Л.А.
Предпосылки создания Фонда реформирования региональных (муниципальных) финансов 1. Масштабные преобразования системы государственного и муниципального управления: –бюджетная реформа –реформа федеративных отношений и местного самоуправления –административная реформа 2. Необходимость создания стимулов для субъектов Российской Федерации (муниципальных образований) к реформированию финансовой системы 3. Необходимость методологической помощи субъектам Российской Федерации в реализации мероприятий реформ
Цели создания Фонда 1. Активизация деятельности по финансовому оздоровлению 2. Содействие реформированию бюджетной сферы и бюджетного процесса 3. Стимулирование экономических реформ в субъектах Российской Федерации (муниципальных образованиях)
История создания Фонда 1. Нормативно-правовое обеспечение: –Программа развития бюджетного федерализма в Российской Федерации на период до 2005 года (постановление Правительства РФ от 15 августа 2001 г. 584) –Положение о предоставлении и расходовании субсидий из Фонда реформирования региональных финансов (постановление Правительства РФ от 8 мая 2002 г. 301) –Приказ Минфина России от 28 августа 2002 г. 187 «Вопросы Фонда реформирования региональных финансов» –Приказы Минфина России о проведении отборов субъектов Российской Федерации 2. Источник финансирования: –средства займа Международного банка реконструкции и развития 3. Участие в конкурсных отборах: 1 конкурс гг.- заявки от 7 регионов 2 конкурс гг.- заявки от 8 регионов 3 конкурс гг.- заявки от 13 регионов Фонд реформирования региональных финансов ( гг.)
Фонд реформирования региональных и муниципальных финансов (2004-н.в.) 1. Нормативно-правовое обеспечение: –Концепция реформирования бюджетного процесса в Российской Федерации в годах (постановление Правительства РФ от 22 мая 2004 г. 249 «О мерах по повышению результативности бюджетных расходов») –Положение о предоставлении субсидий из ФРРМФ (постановление Правительства РФ от 5 января 2005 г. 2) –Приказ Минфина России от 24 августа 2004 г. 238 "Вопросы распределения субсидий из Фонда реформирования региональных и муниципальных финансов" –Приказы Минфина России о проведении отборов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, результатах проведения отборов и выполнения этапов программ реформирования 2. Источник финансирования: –начиная с 2005 года – средства федерального бюджета 3. Участие в конкурсных отборах: 1 конкурс гг.- заявки от 12 регионов 2 конкурс гг.- заявки от 17 регионов 1 конкурс гг.- заявки от 15 муниципальных образований
Субъекты РФ - получатели субсидий из Фонда реформирования региональных и муниципальных финансов в гг. 1.Белгородская область 2.Калужская область 3.Смоленская область 4.Тверская область 5.Республика Карелия 6.Республика Коми 7.Вологодская область 8.Ленинградская область 9.Санкт-Петербург 10.Краснодарский край 11.Ставропольский край 12.Астраханская область 13.Республика Марий-Эл 14.Чувашская Республика 15.Кировская область 16.Пермская область 17.Самарская область 18.Саратовская область 19.Челябинская область 20.Республика Хакасия 21.Таймырский (Долгано- Ненецкий) АО 22.Республика Саха (Якутия) 23.Хабаровский край
Количество субъектов Российской Федерации участников конкурса на получение субсидий из Фонда реформирования региональных и муниципальных финансов в гг.
Муниципальные образования - победители конкурса на получение субсидий из Фонда реформирования региональных и муниципальных финансов в 2005 гг. г. Братск г. Калуга г. Тольятти г. Сургут г. Пермь г. Красноярск г. Астрахань г. Барнаул
Основные принципы действия Фонда Долевая субсидия Конкурсный отбор и обусловленность необходимости реформирования Добровольность и инициативность участия Программа бюджетных реформ Формализация конкурсных оценок и условий
Отбор субъектов Российской Федерации (муниципальных образований) для предоставления субсидий из Фонда 1.Субъекты Российской Федерации (муниципальные образования), участвующие в мониторинге финансового положения и качества управления финансами (приказ Минфина России от 18 августа 2005 г. 211) 2.Муниципальные образования - с 2005 года – столицы и административные центры субъектов РФ либо муниципальные образования с численностью постоянного населения на конец последнего отчетного года более 200 тыс. человек 3.Получатели средств в гг. по истечении 5 лет с даты объявления результатов отборов I. Ограничение на участие:
II. Методика отбора: 1.Отдельные конкурсы для субъектов Российской Федерации и муниципальных образований 2.По результатам отбора определяются 10 субъектов Российской Федерации (муниципальных образований), имеющие наилучшие показатели оценки 3.Первоочередное право на получение субсидий - не более 8 отобранных регионов (муниципалитетов) оставшиеся 2 - могут претендовать на субсидии в случае утраты первоочередного права
III. Заявка на участие включает: Заявление о принципах ответственной бюджетной политики Информация для проверки дисквалификационных критериев Индикаторы и таблицы для оценки уровня управления финансами Программа реформирования региональных (муниципальных) финансов План использования субсидий Подтверждающие исходный уровень управления документы
IV. Требования к заявке: Отсутствие дисквалификационных критериев: –соблюдение ограничений по предельному объему государственного (муниципального) долга –размера дефицита бюджета –соотношение текущих расходов –наличие просроченных долговых обязательств, неисполненные обязательства по гарантиям/поручительствам –объем кредиторской задолженности по оплате труда Наличие полного перечня необходимых материалов представляемых в составе заявки
V. Оценка заявки: Оценка исходного уровня управления финансами по отдельным мероприятиям Оценка Программы реформирования: –прирост уровня управления региональными (муниципальными финансами) на каждом из этапов Программы –достоверность и обоснованность Программы Оценка Плана использования субсидий
Основные направления Программы реформирования 1.Реформа бюджетного процесса и управления расходами 2.Бюджет и бюджетный процесс, ориентированные на результат 3.Административная реформа 4.Реформирование системы финансирования отраслей государственного и муниципального сектора экономики 5.Совершенствование системы управления инвестициями 6.Развитие системы бюджетных закупок 7.Создание условий для развития доходной базы 8.Повышение эффективности использования государственного и муниципального имущества 9.Совершенствование долговой политики 10.Межбюджетные отношения
Схема построения мероприятий реформирования 1 уровень - оценка текущей ситуации и потребности в реформировании 2 и 3 уровни - утверждение порядка реформирования и методологических основ реформирования 4 уровень - публикация в средствах массовой информации и сети Интернет 5 уровень - проверка фактических (числовых результатов)
Структура Программы реформирования 1. Концепция Программы –обоснование необходимости реформы; –определение целей реформы и обоснование их выбора; –постановка задач для достижения целей; –анализ результатов проведения реформы с расчетом экономического и структурного эффекта. 2. Обоснование конкретных мероприятий –анализ исходного состояния в сфере управления финансами по каждому мероприятию Программы; –описание плана реформирования в рамках каждого направления (мероприятия); –проведение сравнения альтернативных механизмов; –оценка рисков, оценка чувствительности Программы к воздействию внешних факторов. 3. Финансовое обеспечение –расчет расходов на мероприятия с разбивкой по кодам бюджетной классификации; –обоснование этапов (плана) финансирования; –обоснование механизма (порядка) финансирования; –оценка эффективности расходов с упором на оценку финансовой эффективности расходов. 4. Управление Программой –обоснование эффективности механизма взаимодействия региона и его муниципалитетов; –обоснование предлагаемой системы стимулирования и контроля за осуществлением Программы; –описание плана осуществления Программы с указанием исполнителей. 5. Статус Программы –утверждение Программы реформирования главой исполнительной власти; –одобрение (утверждение) Программы законодательным (представительным) органом; –согласование с муниципальными образованиями, участвующими в реализации Программы; –подтверждение публичности осуществляемых и планируемых реформ (публикация в средствах массовой информации).
Структура Плана использования субсидий Направления использования Доля субсидий из Фонда Вес направления 1. Реализация Программы реформирования 80 %10 2. Обслуживание и погашение долговых обязательств и кредиторской задолженности 60 %6 3. Развитие социальной инфраструктуры40 %4 4. Реализация социально-значимых мероприятий 20%2
Порядок расчета и предоставления субсидий из Фонда 50 % - пропорционально объему расходов бюджета субъекта РФ (муниципального образования) за последний отчетный год 50% - пропорционально итоговым результатам оценки заявок на получение субсидий из Фонда реформирования региональных и муниципальных финансов Субсидии предоставляются двумя частями в течение 2 финансовых лет по факту выполнения этапов программ реформирования региональных (муниципальных) финансов
Условия предоставления субсидий Представление в установленный Минфином России срок отчета о выполнении программы или ее этапа и отчета об исполнении плана использования субсидий Отсутствие дисквалификационных критериев Выполнение заявленных в программах реформирования региональных финансов мероприятий: –I этап - 80 % от заявленного уровня –II этап % от заявленного уровня Выполнение плана использования субсидий
Преимущества участия в конкурсах Серьезный идеологический толчок к началу осуществления масштабных реформ всех направлений региональной и муниципальной политики Совершенствование нормативно-правовой базы в соответствии с передовыми принципами управления Повышение дисциплинированности структурных подразделений органов государственной власти и местного самоуправления Совершенствование бюджетного процесса (упорядоченность, повышение прозрачности и эффективности) Наращивание кадрового потенциала, повышение квалификации сотрудников Налаживание тесного и эффективного межведомственного взаимодействия
Предложения по совершенствованию механизма функционирования Фонда увеличение с 8 до 10 количества субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, отбираемых по результатам оценки программ реформирования усовершенствование механизма отбора, установленного для получения субсидий, усилив значимость показателей, определяющих качество региональных и муниципальных финансов внедрение обязательной системы ежегодной рейтинговой оценки субъектов Российской Федерации по результатам работы органов государственной власти субъектов Российской Федерации по управлению финансами создание системы финансового поощрения субъектов Российской Федерации, получивших наибольшие рейтинговые оценки.