Ум и сердце в концепции счастья Пушкина по роману «Евгений Онегин»
пронаблюдать основные моменты концепции счастья в художественном мире романа Пушкин "Евгений Онегин" в связи с проблемой ума и сердца. Цель работы-
ПЛАН Прочитать роман А. С. Пушкина «Евгений Онегин»; Дать определения понятиям: «ум», «сердце», «счастье»; Проанализировать всю имеющуюся информацию; Сделать выводы по проделанной работе; Подсчитать количество употребления слов «ум», «сердце», «счастье» в каждой главе, изобразить график; Сформулировать концепцию счастья Пушкина в романе «Евгений Онегин» в связи с понятиями ума и сердца
Роман прочитан.
«Толковый словарь живого великорусского языка» В.И. Даля «Сердце-представитель любви, воли, страсти, нравственного, духовного начала, противоположного умственному, разуму». «Ум-общее название познавательной и заключительной способности человека, способность мыслить». «Счастье-рок, судьба, доля; благоденствие, благополучие, земное блаженство, желанная насущная жизнь, без горя, смут, тревоги, покой и довольство; всё желанное, всё то, что покоит и доволит человека по убежденьям, вкусам и привычкам его».
Проанализировав имеющуюся литературу, мы пришли к выводу, что данную тему затрагивали многие литературоведы, однако в качестве отдельного объекта исследования категории ума, сердца и счастья в связи с "Евгением Онегиным" практически не выдвигались. Проанализировав имеющуюся литературу, мы пришли к выводу, что данную тему затрагивали многие литературоведы, однако в качестве отдельного объекта исследования категории ума, сердца и счастья в связи с "Евгением Онегиным" практически не выдвигались.
Выводы. 1. Пушкинское понимание категорий сердца и счастья практически полностью совпадают с толкованием в словаре Даля. 2. В категорию ума Пушкин привносит некоторый оттенок глупости, слабости ума, откуда возникает понятие «учёность».
3. Взаимодействие ума и сердца – это равноправное, равноценное существование их «в соседстве» друг с другом и образование ими единого целого «сердцеума». Именно поэтому в романе всё осознаётся сердцем и чувствуется умом. 4. Обе категории одновременно присутствуют в Ленском, в Татьяне и в Онегине, однако, в зависимости от характера героя, приобретают свои специфические черты.
5.В романе не происходит как такового выбора героями одного из двух начал, так как изначально автор задаёт позицию их равнозначности. 6. Счастья ни один из героев романа (Ленский, Татьяна, Онегин) не достигает, что связано с неверным пониманием и представлением ими этих категорий.
Понимание счастья жертвовать счастьем обман мгновенная вспышка (которую он не только не может осмыслить, но и не успевает почувствовать)
7. Таким образом, ум, сердце, счастье в романе занимают если не центральное, то очень близкое к нему положение, так как именно эти категории достраивают до полноценного образа авторскую картину мира в романе.
В I главе (знакомство с Онегиным) частотность употребления слова «ум» на девять раз меньше, чем частота употребления слова «сердце». Во II главе (знакомство Ленского с Онегиным) ум «падает» на одно деление, а сердце «поднимается» на пять пунктов. III глава – пик частотности употребления сердца (знакомство Онегина с Лариными, влюблённость Татьяны, её письмо). Ум продолжает падать в IV главе - Онегин читает проповедь Татьяне и ум падает на одно деление, а сердце теряет сразу одиннадцать отметок. V глава (сон Татьяны, именины, месть Онегина Ленскому) - ум снова ниже сердца, «безумие» достигает высшей точки. Начиная с VI главы (убийство Ленского) ум и сердце развиваются синхронно до конца романа. - сердце - ум
Концепция счастья Пушкина в романе «Евгений Онегин» представлена рядом категорий (мечта, опыт, привычка), сущность которых определяются понятиями ума и сердца, выступающих в синтезе, неделимом единстве.