Экспресс-конкурс «Учебник из семейной библиотеки» Автор: Еноткина Н.П., учитель математики Плотавской МСОШ Баевского района Алтайского края
О себе: Год рождения: г. Сведения об образовании: высшее, закончила Барнаульский государственный педагогический институт, математический факультет в 1977 г. по специальности учитель математики средней школы Занимаемая должность: учитель математики и информатики Плотавской муниципальной средней общеобразовательной школы Баевского района Общий трудовой педагогический стаж: 31 год В данной школе: 31 год Квалификационная категория: высшая Почетный работник общего образования Российской Федерации Победитель приоритетного национального проекта «Образование» «Лучшие учителя России» в 2007 году
Я выросла в учительской семье, мой отец проработал в школе 40 лет. И хотя по специальности он был не математик, в семейной библиотеке сохранилось много старых учебников, книг по педагогике. Среди них и учебник А.П.Киселева. В школе в старших классах я занималась по учебнику Е.С.Кочеткова (который также хранится у меня), но очень хорошо помню, как при подготовке к урокам часто заглядывала и в этот старый учебник. Большую роль в этом сыграл мой учитель по математике, который и развил у меня интерес именно к этому предмету. Своё увлечение математикой я передала сыновьям, которые продолжили учительскую династию и стали математиками.
В 2008 г. исполнилось 156 лет со дня рождения А.П. Киселёва. Его «Элементарная алгебра» вышла в 1888г., сорок первое издание в 1964 г. В наше время книги Киселёва стали библиографической редкостью и неизвестны молодым учителям. А между тем дальнейшее совершенствование преподавания математики невозможно без личного знакомства каждого учителя с учебниками, некогда считавшимися эталонными.
В течение более сорока лет (первое издание в 1884 г.) создавал свои замечательные, уникальные учебники учитель Воронежского реального училища А. П. Киселев. Его высшей целью было понимание предмета учащимися. И он знал, как эта цель достигается. Поэтому так легко было учиться по его книгам. Свои педагогические принципы А. П. Киселев выразил очень кратко: "Автор... прежде всего ставил себе целью достигнуть трех качеств хорошего учебника: точности (!) в формулировке и установлении понятий, простоты (!) в рассуждениях и сжатости (!) в изложении"
А.П.Киселев – это эпоха в педагогике и преподавании математики в средней школе. Его учебники математики установили рекорд долговечности, оставаясь свыше 60 лет самыми стабильными учебниками в отечественной школе, и на многие десятилетия определили уровень математической подготовки нескольких поколений граждан нашей страны.
В его учебниках нет ничего не верного, не научного в современном смысле. Но есть высочайшая педагогическая и методическая культура. Поражает точность формулировок, которая обеспечивает их правильное понимание, адекватное науке. Понятность и убедительность рассуждений для учащегося. Сжатость, когда отсекается лишнее, отвлекающее, засоряющее, мешающее сосредоточению на главном. Ориентированность на ученика, психологию его восприятия.
В период формирования информационного общества важными достижениями любого человека являются его умение оперативно и качественно работать с информацией, его способность к всестороннему анализу информации. В настоящее время я стараюсь активно использовать современные педтехнологии, использую в своей педагогической деятельности ИКТ. Но не считаю и Киселева "устаревшим". В науке термин "устарел" применяется к теориям, ошибочность или неполнота которых установлена их дальнейшим развитием. А он не только психологически правильно подает каждую тему, но строит свои учебники (от младших классов к старшим) и выбирает методы соответственно возрастным формам мышления и возможностям понимания детей, неторопливо и основательно развивая их. Высший уровень педагогического мышления! Киселев никогда не устареет и не будет забыт.