Методический приём «Шесть шляп» как эффективное средство формирования ключевых компетентностей учащихся на уроках математики Учитель математики МОУ гимназия 2 города Иркутска Ромашевской Светланы Петровны Педагогический стаж 22год
«Школа должна готовить детей к жизни, о которой она ничего не знает…» «Великая цель образования – это не знания, а действия». Герберт Спенсер
Задача современной системы образования: формирование совокупности «универсальных учебных действий», обеспечивающих «умение учиться» Определение термина УУД («умение учиться», способность личности к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта).
Метод «Шести думающих шляп» Белая шляпа. Белый цвет беспристрастен и объективен, как чистый лист бумаги: мыслим фактами, цифрами, без эмоций и субъективных оценок. Желтая шляпа. Желтый цвет солнечный, жизнеутверждающий. Человек в желтой шляпе полон оптимизма, он ищет преимущества: положительное, позитивное мышление, выделение позитивных сторон и аргументирование. Черная шляпа. Черный цвет мрачный, словом - недобрый. В черной шляпе человек проявляет осторожность: выявление противоречий, недостатков, их причин.
Красная шляпа. Красный цвет символизирует эмоции, внутреннее напряжение. В красной шляпе человек отдает себя во власть интуиции, чувств: разнообразные эмоции, с чем они связаны, изменение эмоций, связь изменения эмоционального состояния с рассматриваемыми явлениями. Зеленая шляпа. Зеленый цвет - это цвет свежей листвы, изобилия, плодородия. Зеленая шляпа символизирует творческое начало и расцвет новых идей: поиск новых граней в изучаемом материале, что можно усовершенствовать. Синяя шляпа. Синий цвет - это цвет неба. Синяя шляпа связана с организацией и управлением: осмысление, поиск обобщающих параллелей, общие выводы.
Спор о земельных участках: Заявление подал фермер: « Я арендую у землевладельца несколько участков и плачу за них одинаковую арендную плату, согласно договору 1000 рублей за сотку. Я не согласен, хотя землевладелец утверждает, что если участки имеют одинаковые размеры, то и арендная плата должна быть одинаковой. 300 м 800 м 300 м 800 м 500 м 800 м 300 м
Положительные стороны применения методического приёма «Шесть шляп» : * значительно повышается мотивация, особенно это отражается на слабых учениках, на учениках всегда недовольных; * более высокий уровень усвоения материала, снижение утомляемости; * учащийся не имеет возможности отсидеться, ему надо думать самому, не полагаясь на других ( данный метод может быть применен как в групповой так и индивидуальной работе) * работают как слабые, так и сильные учащиеся, появляется интерес к изучаемому материалу; * хорошо развивается устная речь. * развивается умение работать в группе; * вырабатываются коммуникативные навыки. * такие занятия приносят удовлетворение учащимся и учителю.
«Белая шляпа» констатирует факты, информацию не используя при этом оценки и эмоции; «Желтая шляпа» называет только «плюсы», все то, что понравилось; «Черная шляпа» говорит о «минусах», т.е. что не понравилось или что принять нельзя; «Красная шляпа» говорит только о чувствах, которые возникали в ходе семинара; «Зеленая шляпа» размышляет с позиции творчества - где и как еще можно использовать полученный опыт; «Синяя шляпа» делает выводы, обобщения, определяет ряд вопросов и проблем
Спасибо за внимание !