9 ноября 2011 г. Координационный совет Якутск Преемственность начального и основного общего образования в условиях реализации ФГОС
Переход на ФГОС ООО С первого сентября 2012 года может быть осуществлен переход на ФГОС основного общего образования «по мере готовности» образовательных учреждений План действий по модернизации общего образования на годы УТВЕРЖДЕН Распоряжением Правительства Российской Федерации от 7 сентября 2010 г. С первого сентября 2012 года может быть осуществлен переход на ФГОС основного общего образования «по мере готовности» образовательных учреждений План действий по модернизации общего образования на годы УТВЕРЖДЕН Распоряжением Правительства Российской Федерации от 7 сентября 2010 г.
ФГОС Стандарт – это средство обеспечения стабильности качества образования, его постоянного воспроизводства и развития. Стандарт, будучи стабильным, в то же время динамичен и открыт для изменений, отражающих общественные потребности и возможности системы образования.
В основе ФГОС лежит принцип: Единство преемственности и инновационности. преемственно преемственно развивает многие идеи, реализованные (или декларированные) в предшествующих проектах образовательных стандартов (или их аналогах); обеспечивает преемственность обеспечивает преемственность, как ступеней общего образования, так и всей системы основных образовательных программ - от дошкольных до профессиональных. В основе ФГОС лежит принцип: Единство преемственности и инновационности. преемственно преемственно развивает многие идеи, реализованные (или декларированные) в предшествующих проектах образовательных стандартов (или их аналогах); обеспечивает преемственность обеспечивает преемственность, как ступеней общего образования, так и всей системы основных образовательных программ - от дошкольных до профессиональных.
Стандарт направлен на обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся; преемственности основных образовательных программ дошкольного, начального общего, среднего образования.
ФГОС ступеней обучения – преемственность и развитие Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования
1. Требования к результатам Что такое преемственность Преемственность – это связь между явлениями в процессе развития в природе, обществе и познании, когда новое, сменяя старое, сохраняет в себе некоторые его элементы. В обществе означает передачу и усвоение социальных и культурных ценностей от поколения к поколению, от формации к формации.
Преемственность в образовании. Требования к результатам – это система связей, обеспечивающая взаимодействие основных задач, содержания и методов обучения и воспитания с целью создания единого непрерывного образовательного процесса на смежных этапах развития ребенка.
1. Требования к результатам Преемственность это не только подготовка к новому, но и, что еще более важно и существенно, сохранение и развитие необходимого и целесообразного старого, связь между новым и старым как основа поступательного развития процесса.
1. Требования к результатам Преемственность предполагает принятие общих для всех ступеней основной идеи, содержания образования, методов, организационных форм обучения и воспитания, методики определения результативности.
1. Требования к результатам Основанием преемственности разных ступеней образовательной системы может стать ориентация на ключевой стратегический приоритет непрерывного образования формирование умения учиться.
Приоритетная цель школьного образования: развитие у ученика способности самостоятельно ставить учебную задачу, проектировать пути её реализации, контролировать и оценивать свои достижения. Научить учиться
Путь достижения этой цели – формирование УУД, обеспечивающих компетенцию «научить учиться», а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин.
Овладение учащимися УУД создает возможность самостоятельного и успешного усвоения новой учебной компетентности.
- ценностные ориентиры содержания образования; - характеристики УУД и типовые задачи их формирования; - преемственность УУД при переходе от начального к общему образованию. Программа формирования УУД включает в себя:
Преемственность при переходе от начального к общему образованию должна осуществляться на уровне: - целей и задач; - содержания образования; - организационных форм; - планируемых результатов
УУД в широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться и более узком (психологическом) значении этот термин можно определить как совокупность способов действия учащегося
ФГОС предусматривает формирование основ учебной деятельности ребёнка НООООО обеспечить познавательную мотивацию и интересы учащихся, их готовность и способность к сотрудничеству и совместной деятельности учения с учителем и одноклассниками, сформировать основы нравственного поведения, определяющего отношения личности с обществом и окружающими людьми. обеспечивать личностное самоопределение учащихся: формирование нравственной, мировоззренческой и гражданской позиции, профессиональный выбор, выявление творческих способностей учащихся, развитие способностей самостоятельного решения проблем в различных видах и сферах деятельности.
ФГОС НОО и ФГОС ООО - преемственность и развитие Метапредметные результаты НООООО освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, построение индивидуальной образовательной траектории
ФГОС НОО и ФГОС ООО - преемственность и развитие ребования к результатам Цель НООЦель ООО учить ученика учиться учить ученика учиться в общении
Личностные результатыСамоопределение, смыслообразование, нравственно- этическая ориентация Метапредметные результаты: Регулятивные УУДЦелеполагание, планирование, осуществление учебных действий, прогнозирование, контроль и самоконтроль, коррекция, оценка, саморегуляция Познавательные УУДОбщеучебные, знаково-символические, информационные, логические Коммуникативные УУДИнициативное сотрудничество, планирование учебного сотрудничества, взаимодействие, управление коммуникацией Предметные результатыОпределены с учетом содержания учебных предметов Планируемые результаты
1. Требования к результатам Преемственность начального и основного общего образования: Основные требования ФГОС НООФГОС ООО личностные готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества; сформированность основ гражданской идентичности. готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, социальные компетенции, правосознание, способность ставить цели и строить жизненные планы, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме;
Основные требованияФГОС НООФГОС ООО метапредметные освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями. освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, построение индивидуальной образовательной траектории;
В программе ООО нашёл отражение принцип преемственности НОО, в ней предусматривается дальнейшее развитие личностных, регулятивных, коммуникативных и познавательных УУД, продолжается формирование умения учиться.
1. Требования к результатам Вывод Преемственность – это двухсторонний процесс. С одной стороны начальная ступень, которая формирует те знания, умения и навыки, которые необходимы для дальнейшего обучения в основной школе. С другой стороны – основная школа, которая развивает (а не игнорирует) накопленный в начальной школе потенциал.
В результате изучения всех без исключения предметов основной школы получат дальнейшее развитие личностные, регулятивные, коммуникативные и познавательные универсальные учебные действия, учебная (общая и предметная) и общепользовательская ИКТ- компетентность обучающихся.
Программа преемственности начальной и основной школы Реализация преемственности между начальной школой и средним звеном обучения должна обеспечить создание системы непрерывного образования с учетом сохранения самоценности каждого возрастного периода развития учащегося; сформированности умения учиться как фундаментального новообразования; направленности на сохранение здоровья, эмоционального благополучия и на развитие индивидуальности каждого учащегося. Для обеспечения преемственности между начальной и средней ступенями обучения создается соответствующая программа.
Цель программы преемственности: обеспечение целевого и содержательного единства учебной деятельности на всем протяжении образовательного процесса.
Задачи: создать в образовательном учреждении творческую образовательную среду, в которой формируется активная, самостоятельная личность с высокой самооценкой; согласовать изучение учебных дисциплин так, чтобы одна ступень школы готовила основу для последующих; обеспечить преемственность в формировании и интерпретации основных понятий, единство требований к их усвоению; обеспечить общие подходы к формированию у учащихся универсальных учебных действий (УУД), преемственность в их развитии; разработать систему заданий и упражнений, требующих от учащихся самостоятельной организации собственной познавательной активности.
Направления работы При взаимодействии участников образовательного процесса в рамках по организации программы в центре внимания находится ученик и его проблемы. Их ему по преемственности помогают решать учителя начальных классов, учителя-предметники, родители, социальный педагог, педагог-психолог, классный руководитель.
Цель первого этапа: подготовка учащихся к более высокой ступени обучения, сохранение качественного уровня выполнения образовательных стандартов выпускниками начальных классов в среднем звене.
Порядок организации преемственности и адаптационного периода в ОУ: 1.Разработка положения об образовательном пространстве в период перехода с начальной ступени обучения на основную (приложение 1). 2.Разработка психологом ОУ варианта программы по преемственности для 5 классов. Составление практических рекомендаций в помощь учителям-предметникам (приложение 2). 1.Принятие классными руководителями идей адаптационного периода и осознание его смысла. Создание программы адаптационного режима с учетом собственных возможностей на основе базовой программы. Составление методических рекомендаций по преемственности преподавания русского языка и математики для учителей- предметников (приложение 3).
4. Обеспечение директором ОУ и его заместителями организационных условий для проведения адаптационного периода. Составление плана проведения классно- обобщающего контроля в 5 классах (приложение 4). 5. Промежуточный анализ и корректировка программы психологом и классными руководителями в соответствии с проявленными психологическими особенностями детей. 6. Постановка психолого-педагогических задач для каждого конкретного класса. 7. Мероприятия по адаптации пятиклассников к новым условиям.
8. Анкетирование учащихся 5 классов с целью изучения развития личности учащихся (анкеты представлены в приложении 5). Составление карт эмоционального состояния учащихся каждого класса, выявление уровня тревожности Изучение взаимоотношений в классных коллективах. 10. Проведение родительских собраний для ознакомления с итогами адаптационного периода. Анкетирование родителей для определения уровня социально- психологической адаптации учащихся (приложение 6). 11. Итоговое психолого-педагогическое совещание (консилиум) по результатам адаптационного периода. 12. Итоговая аналитическая справка по итогам классно- обобщающего контроля в 5 классе (приложение 7).
Современный урок. Требования к современному уроку. (Методические рекомендации учителю)
Урок как целостная система Урок - это, систематически применяемая для решения задач обучения, развития и воспитания учащихся, форма организации деятельности постоянного состава учителей и учащихся в определенный отрезок времени. Урок - это форма организации обучения с группой учащихся одного возраста, постоянного состава, занятие по твердому расписанию и с единой для всех программой обучения. В этой форме представлены все компоненты учебно- воспитательного процесса: цель, содержание, средства, методы, деятельность по организации и управлению и все его дидактические элементы.
Рождение любого урока начинается с осознания и правильного, четкого определения его конечной цели - чего учитель хочет добиться затем установления средства - что поможет учителю в достижении цели, а уж затем определения способа - как учитель будет действовать, чтобы цель была достигнута.
Типология уроков Уроки классифицируются исходя из: дидактической цели цели организации занятий содержания и способов проведения урока основных этапов учебного процесса дидактических задач, которые решаются на уроке методов обучения способов организации учебной деятельности учащихся
В соответствии с этим подходом выделяются следующие пять типов уроков: 1.Уроки изучения нового учебного материала (1-й тип); 2.Уроки совершенствования знаний, умений и навыков (сюда входят уроки формирования умений и навыков, целевого применения усвоенного и др.) (2-й тип урока); 3.Уроки обобщения и систематизации (3-й тип), 4.Комбинированные уроки (4-й тип); 5.Уроки контроля и коррекции знаний, умений и навыков (5-й тип).
урок-спектакль исполнение сказочного сюжета смотр знаний урок фантазирования урок-игра ролевые игры деловая игра урок-зачет урок взаимообучения урок-путешествие Нетрадиционные формы урока:
круглый стол или конференция урок-состязание пресс-конференция урок взаимообучения урок открытых мыслей урок-восхождение урок-соревнование урок-диалог урок-КВН мозговая атака урок-викторина Нетрадиционные формы урока:
урок-брифинг актуальное интервью аукцион знаний имитационно-ролевое моделирование урок-диспут урок-турнир урок-эврика урок-лекция межпредметный интегрированный урок лекция-конференция урок творчества Нетрадиционные формы урока:
Структура уроков Структура урока - это совокупность различных вариантов взаимодействий между элементами урока, возникающая в процессе обучения и обеспечивающая его целенаправленную действенность. Урок изучения нового материала Урок совершенствования знаний, умений и навыков Урок повторения Повторительно-обобщающий урок Урок контроля и коррекции Комбинированный урок
Решения педагогического совета 25 марта 2013 г. 1.Принять программу преемственности при переходе на новые ФГОСы. (Зам.директора по УВР Троцюк Н.В., Седельникова Е.И.) 2. Использовать структуру современного урока при реализации программы переходного периода. (Зам.директора по УВР, председатели МО, секций) 3. Продолжить ознакомление с УМК по предметам в рамках перехода на новые ФГОС. (Председатели МО, секций)
Решения педагогического совета 25 марта 2013 г. 4. Провести заседания МО, секций по вопросу использования новых технологий в учебном процессе. (Председатели МО, секций) 5. Спланировать на 2013/14 уч.год цикл лекций по психолого-педагогическому сопровождению образовательного процесса в рамках новых ФГОС. (Зам.директора, психолог, соц.педагог)