Иконография Искусство написания икон ( икона = образ графо = пишу)
Ha прошлом занятии мы мысленно перенеслись из Византии на русские просторы. Мы видели, как с Крещением Руси украсилась храмами великокняжеская столица Киев. Первые храмы возводились при непосредственном участии византийских мастеров. Они передавали русским зодчим не только технические навыки, но и представление о том, каким должен быть христианский храм. Разработанный ими и привезенный на Русь крестово-купольный храм как никакой другой, отражал идею христианского учения. Сама его конструкция, которую мы подробно рассмотрели, составляла основу его образного строя.
Истоки церковного зодчества Купольная базилика – собор Святой Софии Константинопольской Купольная базилика – собор Святой Софии Константинопольской
Символика православного храма
Первые храмы на Руси в Киеве. Деревянная церковь св. Василия (построена при непосредственном участии князя Владимира на месте языческого капища). Деревянная церковь св. Василия (построена при непосредственном участии князя Владимира на месте языческого капища). Каменная церковь Пресвятой Богородицы – «Десятинная» (по части дохода, выделенной на её строительство князем Владимиром). Каменная церковь Пресвятой Богородицы – «Десятинная» (по части дохода, выделенной на её строительство князем Владимиром).
Десятинная церковь ( г).
Мозаичный пол, остатки фундамента церкви.
Софийский собор в Киеве. Софийский собор, заложенный Софийский собор, заложенный Ярославом Мудрым, - главный Ярославом Мудрым, - главный храм Киевского государства – в честь победы над печенегами в 1037г. Храм стал духовным центром города: здесь была обширная библиотека, здесь собиралось вече, здесь князей возводили на престол, здесь была великокняжеская усыпальница. храм Киевского государства – в честь победы над печенегами в 1037г. Храм стал духовным центром города: здесь была обширная библиотека, здесь собиралось вече, здесь князей возводили на престол, здесь была великокняжеская усыпальница.
Реконструкция первоначального вида Софийского собора.
Интерьер собора.
Богоматерь «Нерушимая Стена»
Мозаика «Евхаристия» в алтаре собора.
Мозаика «Благовещение»
Фрески собора.
Внутреннее убранство собора.
Некрополь Софийского собора.
Киевский Софийский собор.
Новгород. Не отставал от Киева и северный оплот Древней Руси Новгород, где в 1045–1050 годах поднимается пятикупольная София Новгородская, ставшая символом Новгородской республики. "Где София, тут и Новгород", – говорили новгородцы. Не отставал от Киева и северный оплот Древней Руси Новгород, где в 1045–1050 годах поднимается пятикупольная София Новгородская, ставшая символом Новгородской республики. "Где София, тут и Новгород", – говорили новгородцы.
Магдебургские врата на западном портале. Большое количество барельефов и скульптур. Большое количество барельефов и скульптур.
Полоцк. В 1066 году была построена третья София – семикупольный пятинефный храм в Полоцке.
Почему? Почему первые соборы на Руси имели название Софии, Премудрости Божией? Почему первые соборы на Руси имели название Софии, Премудрости Божией?
Икона Софии, Премудрости Божией, 16 в.
Киевская икона Софии, Премудрости Божией, 17в.
Домашнее задание: В каких еще русских городах есть соборы Святой Софии? В каких еще русских городах есть соборы Святой Софии? Принести первоначальный материал по своему реферату. Принести первоначальный материал по своему реферату.
Пушкинский Софийский собор.
Внутренний интерьер собора.
Москва, храм Софии на Лубянке (бывш. Софийке).
Москва, Нижние Садовники. Храм Софии.
Вологда
Премудрость создала себе храм
Купятицкая 28 ноября Икона Божией Матери Купятицкая отличается от всех известных икон своей необычной формой. Богородица с Предвечным Младенцем на руках изображена на кресте. Явление этой иконы произошло в селе Купятич Пинского уезда Минской губернии. Одна девица по имени Анна, пасшая скот, увидав среди листвы блистание света, обнаружила на дереве крест с изображением Богородицы. Девушка отнесла крест домой и вернулась к своему стаду. И на том же месте она вновь увидела сияние и снова обнаружила на дереве крест. Думая, что это второй крест, она повесила его себе на грудь. Вечером, пригнавши стадо домой, она хотела показать находку отцу, но креста на ней не оказалось. Не оказалось и того креста, что она приносила домой в первый раз. Тогда она вместе с отцом пошла к тому дереву, где дважды находила крест. И здесь они увидели в лучезарном свете крест с изображением Богородицы и, взявши его, отнесли в свой дом, но на другой день крест опять чудесным образом исчез. Жители села, услышав о сем чуде, пошли на указанное место и обнаружили на дереве крест, излучающий необычное сияние. На этом месте сельчане выстроили небольшую деревянную церковь и поставили туда обретенный образ с изображением Богородицы, от которого начали происходить различные чудотворения. Через несколько лет церковь была сожжена татарами, образ исчез бесследно, и местность вокруг сгоревшего храма совершенно запустела. Через много лет путник по имени Иоаким, проходя мимо места, на котором когда-то стояла церковь, увидел необычайный свет, исходящий от земли. Так чудотворная икона была обретена во второй раз и была отнесена в приходскую церковь села Купятич. Вокруг церкви впоследствии был устроен монастырь. В конце XVII века Купятицкий монастырь перешёл во владение униатов. Православные иноки, покидая монастырь, взяли с собой святую икону Богородицы Купятицкую и перенесли чудотворный образ в Киевский Софийский собор. Из-за своей необычной формы Купятицкий образ Богородицы встречается крайне редко. Подлинник иконы, к сожалению, утрачен. Икона Божией Матери Купятицкая отличается от всех известных икон своей необычной формой. Богородица с Предвечным Младенцем на руках изображена на кресте. Явление этой иконы произошло в селе Купятич Пинского уезда Минской губернии. Одна девица по имени Анна, пасшая скот, увидав среди листвы блистание света, обнаружила на дереве крест с изображением Богородицы. Девушка отнесла крест домой и вернулась к своему стаду. И на том же месте она вновь увидела сияние и снова обнаружила на дереве крест. Думая, что это второй крест, она повесила его себе на грудь. Вечером, пригнавши стадо домой, она хотела показать находку отцу, но креста на ней не оказалось. Не оказалось и того креста, что она приносила домой в первый раз. Тогда она вместе с отцом пошла к тому дереву, где дважды находила крест. И здесь они увидели в лучезарном свете крест с изображением Богородицы и, взявши его, отнесли в свой дом, но на другой день крест опять чудесным образом исчез. Жители села, услышав о сем чуде, пошли на указанное место и обнаружили на дереве крест, излучающий необычное сияние. На этом месте сельчане выстроили небольшую деревянную церковь и поставили туда обретенный образ с изображением Богородицы, от которого начали происходить различные чудотворения. Через несколько лет церковь была сожжена татарами, образ исчез бесследно, и местность вокруг сгоревшего храма совершенно запустела. Через много лет путник по имени Иоаким, проходя мимо места, на котором когда-то стояла церковь, увидел необычайный свет, исходящий от земли. Так чудотворная икона была обретена во второй раз и была отнесена в приходскую церковь села Купятич. Вокруг церкви впоследствии был устроен монастырь. В конце XVII века Купятицкий монастырь перешёл во владение униатов. Православные иноки, покидая монастырь, взяли с собой святую икону Богородицы Купятицкую и перенесли чудотворный образ в Киевский Софийский собор. Из-за своей необычной формы Купятицкий образ Богородицы встречается крайне редко. Подлинник иконы, к сожалению, утрачен.