ПРИМЕНЕНИЕ ИКТ НА УРОКАХ Учитель химии и ОБЖ Фёдоров Р.А.
ИКТ-компетентность Российское образование на современном этапе своего развития требует от педагога значительных преобразований в учебной и внеурочной деятельности. ИКТ- компетентность педагога - это: ИКТ- компетентность педагога - это: - один из основных показателей профессионализма. - ключевая компетентность для решения современных задач образования - новые возможности для совершенствования учебно- воспитательного процесса, для получения новых знаний как ученика, так и учителя. ИКТ-компетентность современного учителя - это знание новых информационных технологий и умение ими пользоваться. ИКТ-компетентность современного учителя - это знание новых информационных технологий и умение ими пользоваться.
Требования к педагогу Уровень современного учителя не должен отставать от уровня современного ученика. Для этого педагогу необходимо: - умение пользоваться компьютером и другими цифровыми средствами; - умение пользоваться компьютером и другими цифровыми средствами; - умение пользоваться Интернетом, программным обеспечением; - умение пользоваться Интернетом, программным обеспечением; - применять на практике современные образовательные технологии. - применять на практике современные образовательные технологии. Педагог, владеющий компьютером, идёт в ногу со временем, а современный учитель должен уметь разговаривать с учеником на понятном ему языке. ИКТ- это знание информационных технологий и умение ими пользоваться. Является одной из ключевых компетентностей современного человека.
Компетентностный подход Компетентностный подход - один из тех подходов, которые противопоставлены трансляции готового знания, один из тех, в которых осуществляется попытка внести личностный смысл в образовательный процесс. Компетентностный подход - это подход, акцентирующий внимание на результате образования, причем в качестве результата рассматривается не сумма усвоенной информации, способность человека действовать в различных проблемных ситуациях. (Иванов Д.А, Митрофанов К.Г., Соколова О.В. Компетентностный подход в образовании. Проблемы, понятия, инструментарий. Учебно-методическое пособие. - М.: АПК и ПРО, 2003.) (Иванов Д.А, Митрофанов К.Г., Соколова О.В. Компетентностный подход в образовании. Проблемы, понятия, инструментарий. Учебно-методическое пособие. - М.: АПК и ПРО, 2003.)
Что такое «компетенция» Компетенция в переводе с латинского означает круг вопросов, в которых человек хорошо осведомлен, обладает познаниями и опытом. Компетентный в определенной области человек обладает соответствующими знаниями и способностями, позволяющими ему обоснованно судить об этой области и эффективно действовать в ней. Компетенция включает совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним. Компетентность - владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личное отношение к ней и предмету деятельности. (А.В.Хуторский) Competentia
ИКТ - компетентность ИКТ-компетентность - это способность педагога решать учебные, учебные, бытовые, бытовые, профессиональные задачи профессиональные задачи с использованием информационных и коммуникационных технологий.
ИКТ – компетентность педагога Для того, чтобы педагог стал компетентным в области ИКТ ему необходимо: трансформирование (преобразование) педагогической деятельности ; трансформирование (преобразование) педагогической деятельности ; пересмотр традиционных установок обучения, пересмотр традиционных установок обучения, поиск и выбор педагогических технологий, адекватных ИКТ, поиск и выбор педагогических технологий, адекватных ИКТ, систематическое самообразование; систематическое самообразование; обмен педагогическим опытом; обмен педагогическим опытом; создание и накопление разработок для уроков с применением ИКТ; создание и накопление разработок для уроков с применением ИКТ; обеспечение непрерывности процесса повышения квалификации в области ИКТ в том числе с привлечением дистанционных образовательных технологий и сетевых сервисов; обеспечение непрерывности процесса повышения квалификации в области ИКТ в том числе с привлечением дистанционных образовательных технологий и сетевых сервисов; формирование нового типа мышления (самоорганизующий, общественный, тип мышления). формирование нового типа мышления (самоорганизующий, общественный, тип мышления).
Преимущества ИКТ-технологий Опыт работы показал, что использование современных ИКТ-технологий на уроках: активизирует познавательную деятельность учащихся; активизирует познавательную деятельность учащихся; повышает мотивацию учащихся к изучаемому предмету; повышает мотивацию учащихся к изучаемому предмету; экономит время на объяснение материала; экономит время на объяснение материала; позволяет выйти за рамки школьных учебников, дополнить и углубить их содержание; позволяет выйти за рамки школьных учебников, дополнить и углубить их содержание; позволяет дифференцировать и индивидуализировать работу учащихся; позволяет дифференцировать и индивидуализировать работу учащихся; даёт возможность увеличить накопляемость оценок; даёт возможность увеличить накопляемость оценок; создаёт комфортность на уроках создаёт комфортность на уроках
Познавательная деятельность Активизация познавательной деятельности учащихся при применении ИКТ достигается за счёт: высокой иллюстративной и информационной насыщенности на уроке; высокой иллюстративной и информационной насыщенности на уроке; дифференциации вопросов к одному и тому же заданию; дифференциации вопросов к одному и тому же заданию; подбора интересного материала; подбора интересного материала; более высокого темпа работы учащихся. более высокого темпа работы учащихся.
Повышение мотивации к предмету Повышение мотивации учащихся к изучаемому предмету происходит вследствие: посильности заданий для каждого учащегося; посильности заданий для каждого учащегося; возможности обсуждения заданий и высказывания собственного мнения; возможности обсуждения заданий и высказывания собственного мнения; внедрения диалоговой формы работы при выполнении задания; внедрения диалоговой формы работы при выполнении задания; одновременного слухового и зрительного восприятия материала; одновременного слухового и зрительного восприятия материала; привлечения личного опыта учащихся при работе над заданиями. привлечения личного опыта учащихся при работе над заданиями.
Экономия учебного времени Экономия времени на объяснение материала достигается путём: повышения уровня структуризации урока (от общего к частному; от причины к следствию; от простого к сложному; от известного к неизвестному; от интересного к ещё более интересному) повышения уровня структуризации урока (от общего к частному; от причины к следствию; от простого к сложному; от известного к неизвестному; от интересного к ещё более интересному) увеличения темпа работы; увеличения темпа работы; повышения иллюстративности учебного материала (лучше один раз увидеть, чем…); повышения иллюстративности учебного материала (лучше один раз увидеть, чем…); активизации работы учащихся на уроке и повышения уровня их личной заинтересованности. активизации работы учащихся на уроке и повышения уровня их личной заинтересованности.
Накопляемость оценок Увеличение накопляемости оценок по предмету происходит благодаря: - посильной работе всех учащихся на уроке; - посильной работе всех учащихся на уроке; - применению учащимися ИКТ в домашней работе; - применению учащимися ИКТ в домашней работе; - выполнению учащимися творческих заданий; - выполнению учащимися творческих заданий; - самостоятельной инициативе учащихся по подготовке докладов, сообщений, иллюстраций и др. - самостоятельной инициативе учащихся по подготовке докладов, сообщений, иллюстраций и др.
Комфортность на уроках Комфортность на уроках увеличивается из-за: - учёта возрастных особенностей учащихся; - учёта возрастных особенностей учащихся; - создания творческой атмосферы; - создания творческой атмосферы; - создания ситуаций успеха; - создания ситуаций успеха; - использования на уроке коллективной мыслительной деятельности (проблемные задания, мозговой штурм, коллективные творческие задания и др.) - использования на уроке коллективной мыслительной деятельности (проблемные задания, мозговой штурм, коллективные творческие задания и др.) - использования на уроке установления связи между изучаемым материалом и личным опытом учащихся; - использования на уроке установления связи между изучаемым материалом и личным опытом учащихся; - привлечения эмоционального отношения учащихся к содержанию урока; - привлечения эмоционального отношения учащихся к содержанию урока; - установления связей урока с уроками по другим предметам. - установления связей урока с уроками по другим предметам.
Психологический фактор Разнообразный иллюстративный материал поднимает процесс обучения на качественно новый уровень, вызывает интерес детей. Нельзя сбрасывать со счетов и психологический фактор: современному ребенку намного интереснее воспринимать информацию именно в такой форме, а не только при помощи учебника, схем и таблиц.
Диагностика знаний Информационно-коммуникационные Информационно-коммуникационные технологии расширяют возможности диагностики уровня усвоения предметной информации при проведении: - контрольно-обобщающих уроков, - контрольно-обобщающих уроков, - фронтальных опросов, - фронтальных опросов, - поурочных опросов, - поурочных опросов, - программированных опросов. - программированных опросов.
Желаю вам дальнейших успехов в педагогической деятельности! Спасибо за внимание!
Муниципальное общеобразоватнльное учреждение «Средняя общеобразовательная школа 31 Великого Новгорода» Презентация подготовлена в октябре 2009 года учителем высшей квалификационной категории Фёдоровым Р.А.