Powerpoint Templates Page 1 Генетическая связь между классами неорганических веществ Урок химии. Учитель: Антонова Е.Л.
Powerpoint Templates Page 2 Цели: опираясь на знания учащихся об основных классах неорганических веществ, подвести их к понятию генетической связи и генетическим рядам металла и неметалла; развивать умения выделять главное, сравнивать и обобщать; выявлять и устанавливать взаимосвязи; развивать представления о причинно – следственных связях явлений.
Powerpoint Templates Page 3 План урока: 1.Повторить классификацию неорганических веществ. 2.Проверочная работа по классификации веществ. 3.Составление генетических рядов и формулирование определения генетической связи.
Powerpoint Templates Page 4 План урока: 4.Выполнение упражнений на составление генетических рядов и уравнений реакций по ним. 5.Выводы. 6.Домашнее задание.
Powerpoint Templates Page 5 Классификация неорганических веществ Вещества ПростыеСложные МеталлыНеметаллыОксиды ОснованияКислоты Соли
Powerpoint Templates Page 6 Распределите данные вещества по классам CaO, CO 2, MgO, C, H 2 CO 3, Ca, NaCl, Ca(OH) 2, NaOH, CaCO 3, H 2 SO 4.
Powerpoint Templates Page 7 Из веществ, формулы которых были предложены в самостоятельной работе, выберите те, которые можно объединить в две группы
Powerpoint Templates Page 8 Ответ: 1. Ca, CaO, Ca(OH) 2, CaCO 3, 2. C, CO 2, H 2 CO 3, CaCO 3,
Powerpoint Templates Page 9 Вывод: В каждой цепи есть общее - это химические элементы - Ca и C, они переходят от одного вещества к другому (как бы по наследству).
Powerpoint Templates Page 10 Определение: Связь между классами неорганических соединений, основанная на получении веществ одного класса из веществ другого класса, называется генетической, она отражается в генетических рядах.
Powerpoint Templates Page 11 Генетический ряд металла Генетический ряд металлов отражает взаимосвязь веществ разных классов, в основу которого положен один и тот же металл. Ca CaO Ca(OH) 2 CaCO 3
Powerpoint Templates Page 12 Генетический ряд неметалла Генетический ряд неметаллов отражает взаимосвязь веществ разных классов, в основу которые положен один и тот же неметалл. C CO 2 H 2 CO 3 CaCO 3
Powerpoint Templates Page 13 Наиболее важными признаками генетических рядов являются: 1.Все вещества одного ряда должны быть образованы одним химическим элементом. 2.Вещества, образованные одним и тем же элементом, должны принадлежать к различным классам химических веществ. 3.Вещества, образующие генетический ряд элемента, должны быть связаны между собой взаимопревращениями.
Powerpoint Templates Page 14 Уравнения реакций к генетическому кальция (Ca CaO Ca(OH) 2 CaCO 3 ): 2Ca + O 2 = 2 CaO CaO + H 2 O = Ca(OH) 2 Ca(OH) 2 + H 2 CO 3 = CaCO 3 + 2H 2 O
Powerpoint Templates Page 15 Уравнения реакций к генетическому ряду углерода C CO 2 H 2 CO 3 CaCO 3 : C + O 2 = CO 2 CO 2 + H 2 O = H 2 CO 3 Ca(OH) 2 + H 2 CO 3 = CaCO 3 + 2H 2 O
Powerpoint Templates Page 16 Упражнения: Составить уравнения реакций для генетических рядов: 1. Cu CuO CuCl 2 Cu(OH) 2 CuO Cu 2. P P 2 O 5 H 3 PO 4 Ca 3 (PO 4 ) Si SiO 2 Na 2 SiO 3 H 2 SiO 3 SiO 2 Si
Powerpoint Templates Page 17 Проверь свои знания Из перечисленных ниже веществ выпишите формулы тех, между которыми существует генетическая связь. Составьте цепочку превращений и запишите уравнения реакций. Nа, Ва S О 4, SО 2, Ва, КСI, РЬО, Zn S О 4, Ва(ОН) 2, СО 2, ВаО.
Powerpoint Templates Page 18 Выводы: 1.Металлы и неметаллы образуют генетические ряды. 2.Между простыми и сложными веществами, представителями разных классов, существует генетическая связь. 3.Знание генетической связи позволяет получать новые вещества.
Powerpoint Templates Page 19 Домашнее задание: 1 уровень. Составить уравнения реакций для ряда: Mg MgO M g(OH) 2 MgSO 4 2 уровень. Составить уравнения реакций для ряда: Al AL 2 O 3 AL(OH) 3 ALCL 3 3 уровень. Составить генетический ряд серы и записать соответствующие уравнения реакций.