Необходимость учета особенностей мальчиков и девочек в здоровьесберегающем образовательном процессе Коваленко О.В., заместитель директора
Аспекты физического здоровья ДевочкиМальчики Биологическая жизнестойкость детского организма Низкая жизнестойкость организма Воспитание мотивации здоровья Низкая мотивация в отношении своего здоровья Стремление вести здоровый образ жизни Группа риска по отношению к своему здоровью
Уровень сформированности функции прогнозирования в %
Особенности психических процессов. Внимание. ДевочкиМальчики Лучше развито произвольное внимание Слабость произвольного внимания Ориентация на быстроту выполнения задания Ориентация на точность выполнения задания
Особенности психических процессов. Память. ДевочкиМальчики Лучше развита вербальная память (слова, предложения, имена) Память на предметы и их пространственное расположение Образная память в сочетании с картинками Образная память без картинок Одинаково хорошо запоминают вербальный и технический материал Лучше запоминают технический материал, чем вербальный
Особенности психических процессов. Речь. ДевочкиМальчики Речь развивается раньше и полнее Речь развивается позже Хорошо выражена экспрессивность речи Лучше выражена логичность речи Высказывания девочек более статичны и предметны Высказывания мальчиков более динамичны
Особенности психических процессов. Интеллектуальные способности. ДевочкиМальчики Интеллект имеет выраженную структуру с доминированием вербального компонента Интеллект имеет выраженную структуру с доминированием невербального компонента Математическая тревога
Особенности психических процессов. Интеллектуальные способности. ДевочкиМальчики Хуже ориентируются в пространстве Лучше ориентируются в пространстве Превосходство девочек в заданиях на нумерацию и вычисления Превосходство в разнообразных параметрах (рассуждениях, вычислительных способностях, математических достижениях )
Поведенческие особенности. ДевочкиМальчики Предпочитают спокойные виды деятельности Предпочитают подвижные виды деятельности Реже проявляют агрессию и конфликтность Чаще конфликтуют, чаще проявляют агрессию Демонстрируют скрытую агрессию в виде клеветы, раскрытия чужих секретов, злословия Прибегают к прямым формам агрессии: подножки, толчки, пинки
Особенности в общении. ДевочкиМальчики Направленность на партнерство, взаимопонимание Направленность на достижение успеха, разрешение проблем Высокая эмпатичность, высокая эмоциональность в отношениях Низкая эмпатичность, низкая эмоциональность в отношениях
Распределение испытуемых обоего пола на группы по гендерной самоидентификации (%) АТ – андрогинный тип ФТ – фемининный тип МТ – маскулинный тип
Цветовые предпочтения Образ «Я» девочек Образ «Я» мальчиков 1 класс 4,5 (жёлтый, фиолетовый) 7,0 (чёрный, серый) 2 класс 3,2 (красный, зелёный) 7,0 (чёрный, серый) 3 класс 2,4 (зелёный, жёлтый) 0,7 (серый, чёрный)
Рисунки девочек
Рисунки мальчиков
Гендерная терапия – создание среды для самореализации, самораскрытия личности каждого ребенка с учетом пола.
Сказав так: Подумайте о последствиях (отсутствие гендерной чувствительности) Возможен и другой вариант (проявление гендерной чувствительности) « Горе ты мое!... » Низкая самооценка, чувство вины, отчуждение, конфликты « Счастье мое, радость моя! » « Не твоего ума дело » Отсутствие своего мнения, робость « А ты как думаешь? » «Плакса- вакса,нытик!» Сдерживание эмоций, внутренняя озлобленность, тревожность «Поплачь, будет легче…»
Гендерная экспертиза урока Действия учителя МальчикиДевочки Обращается к ребенку Хвалит словом Ругает словом Выражает положительные эмоции Выражает отрицательные эмоции Реагирует на поднятую руку ребенка Не реагирует на поднятую руку ребенка Реагирует на выкрики с места положительно Реагирует на выкрики с места отрицательно