УРОК ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ НА ТЕМУ: «Виды придаточных предложений». Цель урока: получение знаний о видах придаточных предложений путем самостоятельных открытий с опорой «на зону ближайшего развития». Задачи урока: - познавательная: распознавание видов придаточных; замена придаточных причастным оборотом. - развивающая: совершенствование умения классифицировать виды придаточных предложений, совершенствование навыка составления схем. - воспитательная: прививать любовь к родному языку и литературе.
Урок в 9 Б классе. 2010год. МОУ гимназия.
В начале октября еще по-летнему пригревает солнце и в воздухе блестит паутина. Ни дожди ни ветер ничто не может погасить пожар пламенеющий над белоствольными березками и резными кленами. Постепенно опавшие листья устилают все кругом и в безветренную погоду отрываются они от ветвей обнажая деревья и кружась будто в танце медленно падают на землю. Прогулка в лесу неиссякаемый источник бодрости и здоровья. ЗАДАНИЕ: 1.Выписать сложносочиненные предложения, расставить в них знаки препинания. 2.Объяснить знаки препинания в оставшихся предложениях. ? C каким видом сложных предложений не встретились в тексте?
2.Предполагалось, что, повернув на север, экспедиция большую часть пути пройдет по безлюдной тайге. Путь экспедиции, в состав которой входило несколько проводников, начался недалеко от побережья. Когда все было готово, отправились в дорогу. Поднимались вверх по реке, что впадала в море. Через неделю лодки пришлось оставить, потому что река стала мелкой. Задание: 1.Чем этот текст отличается от предыдущего? 2.Чем сложносочиненное предложение отличается от сложноподчиненного? 3.Используя известную информацию о сложноподчиненном предложении, определите, сколько видов придаточных существует.
3. Объяснение нового материала. Блоковая подача материала, которая имеет ряд преимуществ, в частности: -материал воспринимается как единое целое; -способствует расширению тематического диапазона каждого занятия, так как материал дается обобщенно(вместо дробления его на мелкие части и последовательного изучения отдельных тем; -дает возможность более полно осознавать взаимосвязи между языковыми фактами и явлениями. 4.Закрепление.(упражнения из учебника, тесты, составление схем, конструирование предложений)
Составьте сложноподчиненное предложение. 1. Из словосочетания приземлиться на опушке выделите главное слово и возьмите приставку. 2.Из зависимого слова именного словосочетания предложения Ближайшая деревня находилась в часе езды возьмите корень. 3.Добавьте глагольный суффикс глагола читать. 4.Добавьте суффикс действительного причастия н.в. тающие. 5.Добавьте окончание прилагательного м.р. –ий. 6.Добавьте суффикс возвратности. приближающийся 7.Составьте словосочетание, чтобы полученное слово было главным. 8.Составьте предложение с причастным оборотом. 9. Замените прич. оборот придаточным, составьте схему. ВЫВОД: причастный оборот можно заменить придаточным. А наоборот? Давайте попробуем.
Замените придаточную часть сложноподчиненного предложения причастным оборотом. 1.В последние десятилетия в отечественной литературе о подростках появилось много замечательных произведений, которые и сегодня не оставляют читателя равнодушными. 2.Умение говорить комплименты- это настоящее искусство, которое требует такта, остроумия и теплого отношения к собеседнику. 3.В сердце каждого человека с детства накапливается тяга к людям, которые любят и умеют работать. 4.Язык народа – это феномен, достояние, которым мы не вправе пренебрегать. 5. Многие читатели знакомы очерками К.Г. Паустовского, в которых человек неразрывно связан с природой. ВЫВОД.
Схематический диктант. 1.Трех сосен, которые так любил Пушкин, в Михайловском сейчас нет. […сущ.],(с.с. которые…). 2.На месте, где они когда-то росли, посажены молодые березки. [сущ.,(где …),…]. 3.Говорят, что человеку время от времени полезно пожить в одиночестве. [глаг.],(что…) 4.Аристотель утверждал, что « историк и поэт различаются тем, что первый говорит о происшедшем, второй же о том, что может произойти». […глаг.],(что…). 5. История кофе начинается с веселых животных эфиопского пастуха, которые принимались «танцевать», когда наедались листьев и плодов
кофейных деревьев. […сущ. …],(которые…), (когда…). 6.Солдаты жевали сырые зерна, которые считались полезными, потому что они давали им силу и бодрость. […сущ.],(которые…), (потому что…). ВЫВОД. Сложноподчиненные предложения могут иметь не только одно придаточное, но и несколько. Таким образом сложноподчиненные предложения можно разделить на две группы: -сложноподчиненные предложения с одним придаточным; -сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными.
Домашнее задание. 1.По предложенным схемам построить предложения, используя литературный материал.(межпридметные связи). 2. Из любого текста выбрать отрывок, включающий разные синтаксические конструкции.