1 Введение в специальность «Экономика и управление на предприятии» Н. Н. Таскаева к. э. н., доцент А.И. Козловская, старший преподаватель кафедры МН
2 Тема. 3 Основы рыночной экономики План темы: 1. Понятие спроса и предложения. Величина спроса и предложения. 2. Эластичность спроса и предложения. Дефицит товара и затоваривание. 3. Понятие и механизмы цены. 4. Нарушение рыночного равновесия Введение в специальность «экономика и управление на предприятии»
3 Тема. 3 Основы рыночной экономики Спрос Спрос – это количество товаров, работ, услуг, которое потребители хотят и могут приобрести в определенное время в определенном месте. 3.1 Понятие спроса и предложения. Равновесная цена
4 Тема. 3 Основы рыночной экономики 3.1 Понятие спроса и предложения. Равновесная цена. Величина спроса Величина спроса – объем товара определенного вида (в натуральном измерении), который покупатели готовы (хотят и могут) приобрести на протяжении определенного периода времени (месяца, года) при определенном уровне цены этого товара.
5 Тема. 3 Основы рыночной экономики 3.1 Понятие спроса и предложения. Равновесная цена. Закон спроса Закон спроса – это отношение между ценой товара и его количеством, которое потребители хотят и могут приобрести в определенное время в определенном месте.
6 Тема. 3 Основы рыночной экономики 3.1 Понятие спроса и предложения. Равновесная цена. Предложение Предложение – количество товаров, работ, услуг, которое производители хотят и могут продать в определенное время в определенном месте.
7 Тема. 3 Основы рыночной экономики 3.1 Понятие спроса и предложения. Равновесная цена. Величина предложения Величина предложения – объем товара определенного вида (в натуральном измерении), который продавцы готовы (хотят и могут) предложить в течении определенного периода времени на рынок при определенном уровне рыночной цены на этот товар.
8 Тема. 3 Основы рыночной экономики 3.1 Понятие спроса и предложения. Равновесная цена. Закон предложения Закон предложения – это взаимосвязь между ценой товара и его количеством, которое производители хотят и могут продать в определенное время в определенном месте.
9 Тема. 3 Основы рыночной экономики 3.1 Понятие спроса и предложения. Равновесная цена. Количество (Q) спрос Р0Р0 предложение цена (Р) Рисунок – кривые спроса и предложения Р 0 – точка равновесия
10 Тема. 3 Основы рыночной экономики 3.2 Эластичность спроса и предложения. Дефицит товара и затоваривание. Если величина спроса изменяется в (в%) больше, чем величина цены (в%) такой спрос называется эластичным. А если величина спроса изменяется (в%) меньше, чем величина цены (в%), мы имеем дело с неэластичным спросом.
11 Тема. 3 Основы рыночной экономики 3.2 Эластичность спроса и предложения. Дефицит товара и затоваривание. Эластичность предложения по цене – масштаб изменения величины предложения (в%) при изменении цены на 1%
12 Тема. 3 Основы рыночной экономики 3.2 Эластичность спроса и предложения. Дефицит товара и затоваривание. Дефицит – ситуация на рынке Дефицит – ситуация на рынке, когда покупатели при существующем уровне цены готовы купить большой объем товаров, чем продавцы при такой цене согласны предложить к продаже.
13 Тема. 3 Основы рыночной экономики 3.2 Эластичность спроса и предложения. Дефицит товара и затоваривание. Затоваривание (Избыток) Затоваривание (Избыток) – ситуация возникающая на рынке, когда при существующем уровне цены продавцы предлагают к продаже больший объем товара, чем покупатели готовы купить при такой цене.
14 Тема. 3 Основы рыночной экономики Цена Цена – денежное выражение стоимости продукции, товаров и услуг. Механизм цен Механизм цен – формирование и изменение рыночных цен под влиянием столкновения интересов покупателей и продавцов, принимающих свои решения без принуждения извне Понятие и механизмы цены.
15 Тема. 3 Основы рыночной экономики 3.3. Понятие и механизмы цены. Равновесная цена Равновесная цена – цена, позволяющая продать весь объем товаров, который изготовители (продавцы) согласны при такой цене предложить на продажу.
16 Тема. 3 Основы рыночной экономики 3.3. Понятие и механизмы цены. Функции цены Измерение Регулирование Стимулирование Цены могут быть свободные, фиксированные (государственные), монопольные, договорные, расчетные, экспортные, мировые.
17 Тема. 3 Основы рыночной экономики 3.4 Нарушение рыночного равновесия Причины и следствия нарушения рыночного равновесия. Рыночное равновесие постоянно нарушатся изменениям на стороне либо спроса, либо предложения, либо и того и другого вместе. Поэтому рынок, как маятник, всегда стремиться к равновесию и постоянно от него отклоняется.
18 Тема. 3 Основы рыночной экономики Вопросы для самопроверки: 1. В чем отличие величины спроса от величины предложения? 2. Что такое эластичность спроса и эластичность предложения? 3. В чем разница между дефицитом и затовариванием? 4. Что такое рыночное равновесие? 5. Сущность равновесной цены и ее механизма?
19 Список использованных источников: 1. Гражданский кодекс РФ. Ч. 1,2. – М: ИНФРА-М, Липсиц И. В. Экономика. Базовый курс. Учебник для классов общеобразоват. Учреждений. – М.: Вита- Пресс, – 325 с. 3. Акер Д. Стратегическое рыночное управление. – СПб., Владимиров Л. П. Прогнозирование и планирование в условиях рынка: Учеб. Пособие. – 3-е изд. – М.: Дашко т Ко, Синяева И. М. Управление маркетингом: Учеб. пособие. – М.Вузовский учебник, 2003.