Синтаксический разбор простого предложения ( 4) Урок русского языка в 5 классе учителя МОУ «Лицей 3» г. Чебоксары Семёновой Л.Ю.
Цели урока: 1)Повторить и обобщить изученное по теме «Простое предложение: виды предложений, члены предложения» 2)Отработка навыка синтаксического разбора 3)Повторение фонетической транскрипции 4)Орфографическая работа со словом 5)Развитие речи
Ход урока I. Организационный момент. II. Проверка домашнего задания – упражнение 466 (400) III. Повторение порядка синтаксического разбора предложения. Работа с предложением: фонетическая транскрипция, орфограммы IV. Грамматическое конструирование предложений, синтаксический разбор V. Составление схем предложений VI.Подведение итогов VII.Объяснение задания на дом ( упражнение 467, по старому учебнику 401)
III. Повторение порядка синтаксического разбора предложения. Работа с предложением: фонетическая транскрипция, орфограммы
Схема синтаксического разбора предложения 1.Найти основу предложения, сделать вывод: простое предложение или сложное 2.Охарактеризовать предложение по цели высказывания: повествовательное, вопросительное, побудительное 3.Вид предложения по интонации: восклицательное, невосклицательное 4.Тип предложения по характеру основы: двусоставное, односоставное 5.Вид предложения по наличию второстепенных членов предложения: распространённое, нераспространённое 6.Указать, чем осложнено предложения: однородными членами, обращением, вводными словами и т.п. 7.Указать, полное предложение или неполное 8.Разобрать предложение по членам предложения и указать, чем они выражены главные члены предложения определить тип сказуемого: простое глагольное, составное глагольное, составное именное второстепенные члены предложения: а) дополнение: прямое, косвенное б) определение: согласованное, несогласованное, приложение в) обстоятельство: места, времени, образа действия, цели, причины, меры и степени и т.д. 9. Выделить словосочетания, входящие в состав предложения, и разобрать их. 10. Составить схему предложения
IV. Грамматическое конструирование предложений, синтаксический разбор
Составьте предложение, выполнив предварительно ряд действий. 1. Из предложения Стеной стоят жёлтые колосья пшеницы возьмите определение, выраженное именем прилагательным, согласовав его с существительным листьями. 2. Из предложения Пушкин очень любил осень возьмите дополнение. 3. Добавьте обстоятельство образа действия из предложения Осень щедро одаривает леса краской. 4. Добавьте сказуемое из предложения Весна выстлала на лугу разноцветный ковёр. 5. Из предложения Куда ведёте нас, дороги? возьмите существительное, которое является обращением. 6. Добавьте союз и и продолжите предложение однородными членами.
Составьте предложение, выполнив предварительно ряд действий. 1. Из предложения С тихим шорохом пробежал по саду ветерок возьмите прилагательное, выступающее в роли определения, поставив его в именительном падеже женского рода единственного числа. 2. Из предложения Ночью земля покрылась пушистым снегом возьмите обстоятельство, употребив его в составленном предложении как подлежащее. 3. Добавьте глагол из предложения Мама от усталости опустилась на диван. 4. Из предложения Над городом пролетел быстрокрылый самолёт возьмите обстоятельство. 5. Запишите полученное предложение, разберите его по членам.
3. Составьте из слов предложения, которые являются пословицами. Языка, без, и, колокол, нем. Язык, телом, да, всем, мал, владеет. Огня, слово, жжёт, недоброе, больней. Слово, сердце, заморозит, бездушное. Толковое, стоит, слово, целкового. Что, слово, в, дождь, человеку, доброе, засуху.
1.Жёлтыми листьями осень щедро выстилает дороги и … 2.Тихая ночь опустилась над городом.
Пословицы 1. Без языка и колокол нем. 2. Язык мал, да всем телом владеет. 3. Недоброе слово больней огня жжёт. 4. Бездушное слово сердце заморозит. 5. Слово толковое стоит целкового. 6. Доброе слово человеку что дождь в засуху.
Синтаксический разбор предложения Южный ветер иногда усыпает мой стол белыми лепестками.