Амлаев К. Р. к.м.н. Президент СКОО «ЗОР-ДА» ОЦЕНКА ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ЗДОРОВЬЕ
Что такое здоровье? Понятие здоровья и его детерминанты В 1948 в Конституции ВОЗ здоровье: «состояние полного физического, социального и психического благополучия, а не только отсутствие болезней и физических недостатков». В 1948 в Конституции ВОЗ здоровье: «состояние полного физического, социального и психического благополучия, а не только отсутствие болезней и физических недостатков».
Продолжение В 1986 Оттавская Хартия по укреплению здоровья (1) расширила это определение, добавив к этому «возможность для отдельного человека или группы людей выявлять и осуществлять свои планы и устремления, удовлетворять потребности, управлять окружающей средой. Здоровье, таким образом, рассматривается как ресурс для каждодневной жизни, а не как цель жизни; это позитивная концепция, касающаяся социальных и личных ресурсов, наряду с физическими возможностями». В 1986 Оттавская Хартия по укреплению здоровья (1) расширила это определение, добавив к этому «возможность для отдельного человека или группы людей выявлять и осуществлять свои планы и устремления, удовлетворять потребности, управлять окружающей средой. Здоровье, таким образом, рассматривается как ресурс для каждодневной жизни, а не как цель жизни; это позитивная концепция, касающаяся социальных и личных ресурсов, наряду с физическими возможностями».
Основные детерминанты здоровья Безработицаt Пол, возраст, наследственные факторы Сельское хоз-во и пищевая промыш. Водоснабжение и канализация Медицин- ская помощь Условия на Рабочем месте Образование Жилищные условия Условия жизни и работы Уайтхэд М. И Далгрэн Дж. (4) На состояние здоровья и различия в уровне здоровья в меньшей степени влияет система оказания медицинской помощи
Принципы проекта «Здоровые города»: Вопросы здоровья в планировании деятельности всех секторов/ведомств становятся приоритетными. Вопросы здоровья в планировании деятельности всех секторов/ведомств становятся приоритетными. Проект является интегрирующим и предусматривает долгосрочную и оперативную координацию всех Программ, Проектов и мероприятий разных статусов и отраслевой направленности, т.е. их вертикальную и горизонтальную интеграцию. Проект является интегрирующим и предусматривает долгосрочную и оперативную координацию всех Программ, Проектов и мероприятий разных статусов и отраслевой направленности, т.е. их вертикальную и горизонтальную интеграцию. Участие всех групп общественности и ветвей власти, социальных институтов. Участие всех групп общественности и ветвей власти, социальных институтов. Обеспечение в первую очередь уязвимых групп населения возможностями для сохранения и развития личного здоровья Обеспечение в первую очередь уязвимых групп населения возможностями для сохранения и развития личного здоровья
Кто участвует в реализации проекта «Здоровые города, районы и посёлки» Жители Жители Местные органы власти Местные органы власти Медицинское сообщество Медицинское сообщество Школы и вузы Школы и вузы Правоохранительные Правоохранительные органы органы Представители бизнеса и Представители бизнеса и деловых кругов деловых кругов Организации, занимающиеся охраной окружающей среды Организации, занимающиеся охраной окружающей среды Общественные организации Общественные организации Структуры, ответственные за жилищное строительство и транспорт Структуры, ответственные за жилищное строительство и транспорт Средства массовой информации Средства массовой информации
Когда начался проект? В 1996 год делегация города Ставрополя приняла участие в совещании в г. Ижевске, в этом же году вышло постановление главы города Ставрополя «Об участии в международной программе ВОЗ «Здоровье для всех» в рамках проекта «Здоровые города». В 1996 год делегация города Ставрополя приняла участие в совещании в г. Ижевске, в этом же году вышло постановление главы города Ставрополя «Об участии в международной программе ВОЗ «Здоровье для всех» в рамках проекта «Здоровые города». В 2002 году в Москве на совещании городов- участников проекта было принято решение о создании национальной сети «Здоровые города». Председателем Комитета управления Российской сети «Здоровые города» была избрана заместитель главы администрации города Ставрополя В.Н.Муравьева. В 2002 году в Москве на совещании городов- участников проекта было принято решение о создании национальной сети «Здоровые города». Председателем Комитета управления Российской сети «Здоровые города» была избрана заместитель главы администрации города Ставрополя В.Н.Муравьева.
Категории детерминант здоровья А. Биологические факторы Б. Факторы индивидуального образа жизни В. Влияние сообщества и ближайшего социального окружения Г. Условия жизни и работы Д. Общий уровень социально- экономического и культурного развития, состояние окружающей среды
Индивидуальные характеристики Ключевые факторы, влияющие на здоровье Категории факторов, влияющих на здоровье Примеры влияния конкретных факторов (детерминанты здоровья) Биологические факторы Возраст, пол, факторы питания Индивидуальные характеристики, семейные условия, образ жизни Структура и характер семьи (с точки зрения роли семьи); уровень образования - начальное, среднее, высшее образование; профессия и род занятий; отсутствие работы, «рискованное» поведение, режим питания, курение, употребление алкоголя, злоупотребление психотропными веществами, физическая активность, отдых, наличие транспортных средств Социальная средаУровень культуры в обществе, психологический климат, существование дискриминации (ограничения в каких-либо правах), социальная поддержка (дружеские отношения между соседями, социальные взаимосвязи, одиночество и разобщенность); активное участие жителей в развитии сообщества, в его культурной и духовной жизни
Физическая окружающая среда Воздух, вода, жилищные условия, условия на работе, шум, неприятные запахи, визуальная среда, общественная безопасность, городская среда, магазины (расположение, размер и качество), транспорт (автомобильные и железные дороги), землепользование, удаление отходов, источники энергии и местные особенности окружающей среды Система обслуживания Доступность (с точки зрения места расположения и доступности для людей с ограниченными физическими возможностями, а также стоимости) и качество первичной и вторичной медицинской помощи, общественное здоровье, медицинская помощь детям, службы социальной помощи, коммунальные услуги, досуг и развлечение, занятость и службы занятости, общественный транспорт, поддержание порядка и другие, имеющие отношение к здоровью, системы обслуживания, а также негосударственные агентства и службы Государственна я политика Общее направление экономической, социальной и экологической политики, политики здоровья, местные и национальные приоритеты, стратегии, программы и проекты Источник: адапт., Скотт-Самюэль и др. (5)
С какой целью проводится оценка воздействия на здоровье 1) предсказать вероятные последствия планов, программ и проектов (далее они будут называться заявками) для здоровья конкретной группы или групп населения 2) проинформировать лиц, принимающих решение (ЛПР) об имеющихся доказательствах в пользу того или иного выбора для повышения обоснованности рекомендаций. В Гетеборгском документе, опубликованном Центром политики здоровья ЕРБ ВОЗ (6), ОВЗ определяется как «сочетание процедур, методов и методик, посредством которых стратегии, программы и проекты могут быть оценены с точки зрения их потенциального влияния на здоровье людей и распределения этих эффектов среди разных групп населения».
Анализ влияния плана или проекта на детерминанты здоровья 1) определяется как конкретное предложение или заявка (план, программа, проект) влияет на детерминанты здоровья; 2) какое влияние оказывают в свою очередь детерминанты здоровья; 3) ЛПР проверяют с учетом результатов ОВЗ (7).
Модель оценки воздействия на здоровье Политика (проекты, планы, программы) Детерминанты здоровья Последствия для здоровья Source : Diderichsen 1997
Проведение ОВЗ (преимущества и возможности) поддерживаются более «здоровые» решения; поддерживаются более «здоровые» решения; ЛПР получают информацию, которая помогает оптимизировать инвестирование государственных средств (путем идентификации вероятных негативных влияний на здоровье); ЛПР получают информацию, которая помогает оптимизировать инвестирование государственных средств (путем идентификации вероятных негативных влияний на здоровье); выявляется потенциальное влияние на здоровье в отношении тех или иных групп населения, что позволяет рекомендовать внесение корректив для уменьшения неравенства в здоровье; выявляется потенциальное влияние на здоровье в отношении тех или иных групп населения, что позволяет рекомендовать внесение корректив для уменьшения неравенства в здоровье; привлекается внимание к потенциальным влияниям на здоровье (как положительным, так и отрицательным) и предлагаются варианты конструктивных изменений; привлекается внимание к потенциальным влияниям на здоровье (как положительным, так и отрицательным) и предлагаются варианты конструктивных изменений;
Продолжение процесс ОВЗ может стать инструментом интеграции вопросов общественного здоровья в стратегии развития и принятий решений; процесс ОВЗ может стать инструментом интеграции вопросов общественного здоровья в стратегии развития и принятий решений; повышается качество процесса принятия решений как следствие применения ценностей и принципов ОВЗ; повышается качество процесса принятия решений как следствие применения ценностей и принципов ОВЗ; процесс ОВЗ становится частью интегрированного подхода по достижению лучшего здоровья для всех; процесс ОВЗ становится частью интегрированного подхода по достижению лучшего здоровья для всех; ЛПР получают информацию о возможных последствиях своих решений, и это помогает, «прокладывает дорогу» межсекторальному взаимодействию в интересах здоровья. ЛПР получают информацию о возможных последствиях своих решений, и это помогает, «прокладывает дорогу» межсекторальному взаимодействию в интересах здоровья.
На чем базируется ОВЗ демократия: право людей участвовать в понятном процессе принятия решений; демократия: право людей участвовать в понятном процессе принятия решений; равенство: внимание к здоровью уязвимых, маргинальных и находящихся в неблагоприятных условиях групп; равенство: внимание к здоровью уязвимых, маргинальных и находящихся в неблагоприятных условиях групп; устойчивое развитие: включение в рассмотрение кратко- и долгосрочных, прямых и непрямых последствий влияния; устойчивое развитие: включение в рассмотрение кратко- и долгосрочных, прямых и непрямых последствий влияния; этичное использование фактов: анализ количественных и качественных данных должен быть тщательным и основываться на различных научных дисциплинах и методах для достижения всесторонней оценки. этичное использование фактов: анализ количественных и качественных данных должен быть тщательным и основываться на различных научных дисциплинах и методах для достижения всесторонней оценки.
Продолжение Важным в ОВЗ является использование многосекторального и межсекторального подхода. Важным в ОВЗ является использование многосекторального и межсекторального подхода. Выполнение способствует налаживанию партнерства и делает полученные результаты общими; сюда же можно отнести объединение серьезных политических партий и заинтересованных лиц для прогнозирования и оценки влияния на здоровье предлагаемых планов, стратегий, программ.. Выполнение способствует налаживанию партнерства и делает полученные результаты общими; сюда же можно отнести объединение серьезных политических партий и заинтересованных лиц для прогнозирования и оценки влияния на здоровье предлагаемых планов, стратегий, программ..
Критерии отбора Отбор заявок для ОВЗ и определение объема исследования (screening and scoping): есть ли необходимость проведения оценки воздействия на здоровье? Если да, то как она должна быть выполнена?
В чем заключается отбор заявок для ОВЗ? В выборе конкретных заявок (стратегий, проектов, планов, программ), которые могут повлиять на детерминанты и состояние здоровья конкретных групп населения. В выборе конкретных заявок (стратегий, проектов, планов, программ), которые могут повлиять на детерминанты и состояние здоровья конкретных групп населения. Необходимо отобрать для рассмотрения заявки, которые могут повлиять на детерминанты здоровья и вследствие этого на состояние здоровья различных групп населения и потому должны быть оценены. Необходимо отобрать для рассмотрения заявки, которые могут повлиять на детерминанты здоровья и вследствие этого на состояние здоровья различных групп населения и потому должны быть оценены. Отбор не только идентифицирует заявки, которым нужно дать оценку; определяются также предложения, которым не нужна ОВЗ, т.к. их влияние на здоровье незначительно, или их эффект хорошо известен и оформлен документально, и, кроме того, те предложения, которые не могут быть предметом обсуждения или корректировки. Отбор не только идентифицирует заявки, которым нужно дать оценку; определяются также предложения, которым не нужна ОВЗ, т.к. их влияние на здоровье незначительно, или их эффект хорошо известен и оформлен документально, и, кроме того, те предложения, которые не могут быть предметом обсуждения или корректировки.
Отбор предложений приводит к одному из трех возможных решений: ОВЗ нужна; ОВЗ нужна; ОВЗ не нужна, т.к. влияния уже хорошо известны или предложение не может быть изменено; ОВЗ не нужна, т.к. влияния уже хорошо известны или предложение не может быть изменено; ОВЗ не нужна, т.к. влияния незначительны. ОВЗ не нужна, т.к. влияния незначительны.
Кто должен проводить отбор? Широкое вовлечение местных партнеров помогает повысить их информированность и понимание детерминант здоровья и ОВЗ, что в свою очередь приводит к поддержке процесса ОВЗ и инвестирования ресурсов в совместную работу. Широкое вовлечение местных партнеров помогает повысить их информированность и понимание детерминант здоровья и ОВЗ, что в свою очередь приводит к поддержке процесса ОВЗ и инвестирования ресурсов в совместную работу. В группу могут входить специалисты по общественному здоровью, по разработке стратегий, по здравоохранению, по управлению программами, а также соответствующие представители местных властей. В группу могут входить специалисты по общественному здоровью, по разработке стратегий, по здравоохранению, по управлению программами, а также соответствующие представители местных властей.
Кто должен проводить отбор? Решение о том, создавать ли группу на этапе отбора проектов – зависит от конкретных организационных условий; иногда отбор может выполняться и одним человеком. Решение о том, создавать ли группу на этапе отбора проектов – зависит от конкретных организационных условий; иногда отбор может выполняться и одним человеком. Лица, ответственные за принятие решений (ЛПР), обычно не участвуют в процессе отбора проектов для ОВЗ, но они должны быть в курсе дела. Лица, ответственные за принятие решений (ЛПР), обычно не участвуют в процессе отбора проектов для ОВЗ, но они должны быть в курсе дела.
Как провести отбор заявок для ОВЗ Отбор проводится путем: 1. выбора заявок (проектов, планов, программ) для проведения ОВЗ; 2. разработки методики или вопросника для использования в процессе отбора; 3. проверки (рассмотрения), оказывает ли влияние рассматриваемый проект на детерминанты здоровья, на состояние здоровья или вообще на какие-то группы населения.
При отборе проекта учитывается его содержание и значимость Эти два момента должны быть абсолютно ясны. Если существуют стратегические (политические) приоритеты или любые формы несогласия в отношении предлагаемого проекта, – они должны быть рассмотрены. Вопрос, на который надо ответить: «Сможет ли ОВЗ решить проблемы и внести ясность в данное предложение, или надо использовать другие методы?». Еще один важный момент – достаточно ли времени для проведения ОВЗ в отношении конкретной заявки до того срока, когда должно быть принято решение. Если нет – результаты ОВЗ не смогут повлиять на конечный результат.
Для проведения отбора нужна соответствующая методика или вопросник Методика предпочтительнее. Вопросник м.б. хорошим заменителем в случае нехватки времени или ресурсов для разработки полноценной методики. Методика или вопросник должны внести ясность – повлияет ли рассматриваемая заявка – положительно или отрицательно – на детерминанты здоровья, на состояние здоровья и на группы населения. Методика и вопросник должны основываться на нескольких детерминантах здоровья, на последствиях влияния и на анализе влияния на различные группы населения.
Отбор начинается с прочтения текста заявки С помощью соответствующей методики или вопросника определяется, на какие детерминанты здоровья и на какие группы населения может повлиять данное предложение. По результатам может быть составлено мнение о потенциальных воздействиях на здоровье. Результаты отбора должны ответить на вопрос, надо ли подвергать конкретную заявку процедуре ОВЗ.
Определение объема и общего плана ОВЗ Создание группы управления В группу управления включаются специалисты разного профиля, представляющие различные сектора. Члены группы должны подбираться в соответствии с их компетенцией (специализацией), которая должна соответствовать теме ОВЗ (последняя в свою очередь зависит от содержания конкретной заявкам). Члены группы должны подбираться в соответствии с их компетенцией (специализацией), которая должна соответствовать теме ОВЗ (последняя в свою очередь зависит от содержания конкретной заявкам). Таким образом, привлечение различных людей или организаций определяется интересами самой ОВЗ. Таким образом, привлечение различных людей или организаций определяется интересами самой ОВЗ. Как правило, требуются специалисты, компетентные в вопросах общественного здоровья, окружающей среды, в социальных науках, а также имеющие навыки в научных исследованиях и управлении. Как правило, требуются специалисты, компетентные в вопросах общественного здоровья, окружающей среды, в социальных науках, а также имеющие навыки в научных исследованиях и управлении. Если невозможно привлечь к непосредственному участию, необходимо информировать всех заинтересованных лиц о ходе ОВЗ и обеспечить возможность высказывать свое отношение к процессу. Если невозможно привлечь к непосредственному участию, необходимо информировать всех заинтересованных лиц о ходе ОВЗ и обеспечить возможность высказывать свое отношение к процессу.
Потенциальные заинтересованные лица в отношении ОВЗ Представители групп сообщества, на которые оказывается влияние Представители групп сообщества, на которые оказывается влияние Представители соседних сообществ Представители соседних сообществ Разработчики предложений Разработчики предложений Специалисты, чья область знаний соответствует рассматриваемому предложению Специалисты, чья область знаний соответствует рассматриваемому предложению
Продолжение Специалисты из соответствующих органов и служб, включая тех, кто непосредственно работает с населением: медицинские работники, обслуживающие на дому, врачи общей практики, социальные работники, сотрудники, работающие с сообществом, полиция, должностные лица, осуществляющие надзор за условно осужденными, учителя и т.д. Специалисты из соответствующих органов и служб, включая тех, кто непосредственно работает с населением: медицинские работники, обслуживающие на дому, врачи общей практики, социальные работники, сотрудники, работающие с сообществом, полиция, должностные лица, осуществляющие надзор за условно осужденными, учителя и т.д. Представители общественных организаций Представители общественных организаций Представители соответствующих бизнес- или коммерческих организаций ЛПР, участвующие в рассмотрении конкретного предложения Представители соответствующих бизнес- или коммерческих организаций ЛПР, участвующие в рассмотрении конкретного предложения Местные политики (не вовлеченные в качестве ЛПР) Местные политики (не вовлеченные в качестве ЛПР)
Задачи группы управления Главная задача – разработка общего плана проведения ОВЗ, объясняющего как и когда будет выполнена экспертиза, и кто будет ее проводить. Главная задача – разработка общего плана проведения ОВЗ, объясняющего как и когда будет выполнена экспертиза, и кто будет ее проводить. Группа управления отвечает за разработку и принятие общего плана ОВЗ. План должен определять: Группа управления отвечает за разработку и принятие общего плана ОВЗ. План должен определять: лицо, группу или организацию, которые будут отвечать за выполнение ОВЗ; лицо, группу или организацию, которые будут отвечать за выполнение ОВЗ; основные параметры экспертизы: кто должен ее проводить, отведенное время, выбранный метод, кому будут докладываться результаты (для кого будет писаться отчет), и как эти результаты будут распространяться; основные параметры экспертизы: кто должен ее проводить, отведенное время, выбранный метод, кому будут докладываться результаты (для кого будет писаться отчет), и как эти результаты будут распространяться; ответственность за мониторинг и оценку, в чем она будет заключаться. ответственность за мониторинг и оценку, в чем она будет заключаться.
Продолжение Для выполнения этого группа управления должна понимать, как «работает» процесс принятия решения в отношении конкретного предложения. Для выполнения этого группа управления должна понимать, как «работает» процесс принятия решения в отношении конкретного предложения. Обычно группа управления отвечает за ОВЗ. Обычно группа управления отвечает за ОВЗ. Если она не несет ответственности за решения по корректировке заявок, тогда надо позаботиться о привлечении ЛПР в группу управления. Если она не несет ответственности за решения по корректировке заявок, тогда надо позаботиться о привлечении ЛПР в группу управления. Как правило, группа управления должна быть хорошо осведомлена о приоритетах ЛПР и иметь ясное представление о существующих мнениях и основных интересах всех групп заинтересованных лиц. Как правило, группа управления должна быть хорошо осведомлена о приоритетах ЛПР и иметь ясное представление о существующих мнениях и основных интересах всех групп заинтересованных лиц.
Продолжение Общий план проведения ОВЗ должен указывать, кто выполняет экспертизу (команда по проведению ОВЗ), сколько времени отведено для ее проведения, и какой метод будет использоваться (ускоренный или углубленный), учитывая время и содержание заявки. Общий план проведения ОВЗ должен указывать, кто выполняет экспертизу (команда по проведению ОВЗ), сколько времени отведено для ее проведения, и какой метод будет использоваться (ускоренный или углубленный), учитывая время и содержание заявки. Группа определяет критерии, которые будут использоваться при подготовке будущего отчета. Группа определяет критерии, которые будут использоваться при подготовке будущего отчета. Сюда же относится целевая аудитории, формат, средства, ресурсы для публикации и распространения результатов ОВЗ. Сюда же относится целевая аудитории, формат, средства, ресурсы для публикации и распространения результатов ОВЗ. Информация о ходе ОВЗ (в начале работы и на всех этапах процесса), предавая гласности предварительные данные и используя обсуждение в группах, поможет поставить интересы здоровья на повестку дня организаций. Информация о ходе ОВЗ (в начале работы и на всех этапах процесса), предавая гласности предварительные данные и используя обсуждение в группах, поможет поставить интересы здоровья на повестку дня организаций. Эти шаги являются также важны как и устный отчет. Эти шаги являются также важны как и устный отчет.
Определение структурных элементов ОВЗ Определение объема исследования или общего плана ОВЗ В чем заключается определение объема («рамок») исследования по ОВЗ? Определяется объем исследования (scoping) по ОВЗ, для чего создается группа управления и принимается общий план (terms of reference) исследования по ОВЗ. Определяется объем исследования (scoping) по ОВЗ, для чего создается группа управления и принимается общий план (terms of reference) исследования по ОВЗ. Надо собрать представителей основных заинтересованных групп, которых касается рассматриваемая заявка, и объединить их в группу управления, которая затем будет разрабатывать и принимать общий план исследования (terms of reference) по ОВЗ. Надо собрать представителей основных заинтересованных групп, которых касается рассматриваемая заявка, и объединить их в группу управления, которая затем будет разрабатывать и принимать общий план исследования (terms of reference) по ОВЗ.
Экспертиза Задача 1. Анализ заявки Задача 2. Подготовка профиля здоровья Задача 3. Сбор качественных и количественных данных Задача 4. Анализ воздействия
В чем заключается экспертиза? Экспертиза находится в центре процесса ОВЗ. Экспертиза находится в центре процесса ОВЗ. Как только определен объем и общий план исследования по ОВЗ, начинается следующий этап – проведение экспертизы. Как только определен объем и общий план исследования по ОВЗ, начинается следующий этап – проведение экспертизы. Этот этап также включает написание отчета и определение как наилучшим образом довести его до ЛПР и других заинтересованных лиц. Этот этап также включает написание отчета и определение как наилучшим образом довести его до ЛПР и других заинтересованных лиц.
Как выполнить экспертизу Экспертиза может быть ускоренной или более полной. Экспертиза может быть ускоренной или более полной. Необходимо знать содержание заявки, особенности местных условий и населения, уметь использовать доказательства и методы выявления воздействия на здоровье, готовить решение и рекомендации. Необходимо знать содержание заявки, особенности местных условий и населения, уметь использовать доказательства и методы выявления воздействия на здоровье, готовить решение и рекомендации. Ускоренная экспертиза не подразумевает сбор новой информации или новых данных. Углубленная же экспертиза исследует новые данные и взаимосвязи, чтобы подготовить более убедительные доказательства для оценки. Ускоренная экспертиза не подразумевает сбор новой информации или новых данных. Углубленная же экспертиза исследует новые данные и взаимосвязи, чтобы подготовить более убедительные доказательства для оценки. Выбор экспертизы зависит от значимости заявки и от ее содержания. Выбор экспертизы зависит от значимости заявки и от ее содержания.
Типы экспертизы ОВЗ Ускоренная экспертизаПолная, углубленная экспертиза ОпределениеОпределениеОпределениеОпределение Ускоренная экспертиза использует информацию и факты, которые уже существуют или легко доступны. Ускоренная экспертиза без привлечения (без участия) заинтересованных лиц Ее иногда называют «кабинетной» экспертизой; она выполняется достаточно быстро и главным образом должностными лицами в организациях; она представляет собой как бы «моментальный снимок» последствий для здоровья и указывает «область приложения» заявки, т.е. - на что направлена заявка. Это похоже на процедуру отбора, но сама функция отбора не проводится. Ускоренная экспертиза с участием заинтересованных лиц Выполняется представителями заинтересованных лиц (имеющих отношение к заявке) вместе с должностными лицами, ответственными за экспертизу. Ключевой момент – семинар, длительностью в полдня. Ускоренная экспертиза - относительно быстрая и недорогая, хотя и требует энергичных усилий по подготовке семинара Полная, детальная экспертиза подразумевает сбор новых данных. Это может быть опрос местных жителей, детальный литературный обзор или изучение влияния на здоровье в результате реализации таких же заявок в каком- то другом месте.
Необходи мое время Экспертиза с участием заинтересованных лиц требует 1–2 месяцаЭкспертиза с участием заинтересованных лиц требует 1–2 месяца Без привлечения заинтересованных лиц – потребуется от нескольких часов до нескольких днейБез привлечения заинтересованных лиц – потребуется от нескольких часов до нескольких дней От нескольких месяцев до нескольких лет (зависит от содержания заявки) Альтерна тивные названия Мини-экспертиза (Mini-appraisal)Мини-экспертиза (Mini-appraisal) Ускоренная экспертиза воздействия на здоровье (Health impact rapid appraisal)Ускоренная экспертиза воздействия на здоровье (Health impact rapid appraisal) (Rapid health impact appraisal)(Rapid health impact appraisal) Большая экспертиза (Maxi)Большая экспертиза (Maxi) Полная, детальная экспертиза (Comprehensive appraisal)Полная, детальная экспертиза (Comprehensive appraisal) Анализ воздействия на здоровье (Health impact analysis)Анализ воздействия на здоровье (Health impact analysis) Характер -ные особеннос ти (признак и) экспертиз ы Может быть выполнена как «кабинетное» исследованиеМожет быть выполнена как «кабинетное» исследование Может быть выполнена экспертом при участии заинтересованных лиц, в рамках рабочего совещания или семинара (не считая подготовку отчета)Может быть выполнена экспертом при участии заинтересованных лиц, в рамках рабочего совещания или семинара (не считая подготовку отчета) Сбор большого объема качественных и количественных данных, касающихся влияние на здоровьеСбор большого объема качественных и количественных данных, касающихся влияние на здоровье Желательно, чтобы такая работа выполнялась одним (или более) экспертом, внутренним или приглашенным извне, владеющим ОВЗ, например, сотрудником органов здравоохранения, ученым-социологом, специалистом по политике или общественному здоровьюЖелательно, чтобы такая работа выполнялась одним (или более) экспертом, внутренним или приглашенным извне, владеющим ОВЗ, например, сотрудником органов здравоохранения, ученым-социологом, специалистом по политике или общественному здоровью
Консультации и привлечение к участию С привлечением заинтересованных лиц: предполагает проведение семинара с участием заинтересованных лиц в течение половины дняС привлечением заинтересованных лиц: предполагает проведение семинара с участием заинтересованных лиц в течение половины дня Без привлечения заинтересованных лиц: небольшие консультации. Такая методика м.б. полезна для оценки ожидаемых влияний заявки на ранних стадиях планированияБез привлечения заинтересованных лиц: небольшие консультации. Такая методика м.б. полезна для оценки ожидаемых влияний заявки на ранних стадиях планирования Участие всех заинтересованных лицУчастие всех заинтересованных лиц Первичные и вторичные данные Использует имеющиеся или легкодоступные данные и результаты оценки сходных заявокИспользует имеющиеся или легкодоступные данные и результаты оценки сходных заявок Использует знания, имеющиеся у заинтересованных лиц и их представления по рассматриваемым вопросамИспользует знания, имеющиеся у заинтересованных лиц и их представления по рассматриваемым вопросам Предполагает сбор и анализ новых данныхПредполагает сбор и анализ новых данных Предполагает обзор существующих фактов и анализ сходных заявокПредполагает обзор существующих фактов и анализ сходных заявок Использует знания, имеющиеся у заинтересованных лиц и их представления по рассматриваемым вопросамИспользует знания, имеющиеся у заинтересованных лиц и их представления по рассматриваемым вопросам Подведение итогов Краткий отчет Полный отчет, согласованный с группой заинтересованных лиц, а может быть и совместно с ними подготовленный
Содержание заявки Содержание заявки необходимо анализировать Анализ, который начинается на этапе разработки объема и общего плана исследования, определяет и характеризует потенциальные детерминанты здоровья и влияние на состояние здоровья; помогает очертить будущие результаты экспертизы и рекомендации для внесения изменений в заявку. Анализ, который начинается на этапе разработки объема и общего плана исследования, определяет и характеризует потенциальные детерминанты здоровья и влияние на состояние здоровья; помогает очертить будущие результаты экспертизы и рекомендации для внесения изменений в заявку. Анализируя не только содержание, как таковое, но и замысел (назначение), цели и основные ценности (иногда скрытые). Анализируя не только содержание, как таковое, но и замысел (назначение), цели и основные ценности (иногда скрытые). Все эти факторы д.б. оценены в соответствии с существующим политическим контекстом, политическими приоритетами и целями. Все эти факторы д.б. оценены в соответствии с существующим политическим контекстом, политическими приоритетами и целями. Желательно описать факторы, которые могут ограничить выполнение ОВЗ. Желательно описать факторы, которые могут ограничить выполнение ОВЗ.
Исходная информация о населении и сообществе Исходная информация о населении, живущем в конкретном городе, или поселке, очень важна; она касается состояния здоровья, физической среды, социальных условий, инфраструктуры. Профиль описывает существующее состояние групп факторов и обеспечивает тем самым исходные данные для будущего мониторинга. По возможности профиль описывает не только население в целом, но и по группам, с точки зрения описания и мониторинга проблемы неравенства в здоровье.
Данные, которые должны собираться в профиле здоровья Численность населения Численность населения Распределение по полу Распределение по полу и возрасту Рождаемость, смертность Рождаемость, смертность Состояние здоровья Состояние здоровья Неравенство в здоровье (определение уязвимых, незащищенных групп населения, а также людей, живущих в бедности) Неравенство в здоровье (определение уязвимых, незащищенных групп населения, а также людей, живущих в бедности) Образ жизни Образ жизни
Данные, которые должны собираться в профиле здоровья (продолжение) Условия жизни Условия жизни Социально-экономические условия Социально-экономические условия Физическая окружающая среда Физическая окружающая среда Материальная и социальная инфраструктура Материальная и социальная инфраструктура Система здравоохранения и стратегия общественного здоровья (включая качество и доступность медицинской помощи) Система здравоохранения и стратегия общественного здоровья (включая качество и доступность медицинской помощи)
Выявление потенциальных влияний на здоровье После того как проанализирована заявка (проект, программа, план), а также состояние здоровья города, района или поселка, включая население, – можно начинать проведение самой оценка воздействия на здоровье. После того как проанализирована заявка (проект, программа, план), а также состояние здоровья города, района или поселка, включая население, – можно начинать проведение самой оценка воздействия на здоровье. Вначале определяют возможное влияние заявки на детерминанты здоровья, а затем рассматривают, как повлияют на состояние здоровья затронутые детерминанты. Вначале определяют возможное влияние заявки на детерминанты здоровья, а затем рассматривают, как повлияют на состояние здоровья затронутые детерминанты. Как заявка влияет на детерминанты здоровья? На какие детерминанты? Насколько сильное это влияние? Как заявка влияет на детерминанты здоровья? На какие детерминанты? Насколько сильное это влияние? Какова вероятность влияния на здоровье населения затронутых детерминант здоровья? Какова вероятность влияния на здоровье населения затронутых детерминант здоровья?
Пример причинно-следственной модели ОВЗ
Характер последствий для здоровья связан с несколькими факторами с затронутыми детерминантами здоровья и последующим влиянием на состояние здоровья; с затронутыми детерминантами здоровья и последующим влиянием на состояние здоровья; с направленностью изменений, положительной или отрицательной; с направленностью изменений, положительной или отрицательной; с тем, как распределяются последствия для здоровья, как они проявляются в разных группах населения, подверженных влиянию, и как это сказывается на неравенстве в здоровье; с тем, как распределяются последствия для здоровья, как они проявляются в разных группах населения, подверженных влиянию, и как это сказывается на неравенстве в здоровье; со значимостью последствий: число людей в сообществе, на которых оказывается влияние; со значимостью последствий: число людей в сообществе, на которых оказывается влияние;
Продолжение тяжесть последствий для здоровья (влияние на смертность, заболеваемость, травматизм, качество жизни); тяжесть последствий для здоровья (влияние на смертность, заболеваемость, травматизм, качество жизни); вероятность последствий, основанная на строгих фактах и доказательствах; вероятность последствий, основанная на строгих фактах и доказательствах; латентность проявления эффекта: немедленно, вскоре, через средний и длительный промежуток времени; латентность проявления эффекта: немедленно, вскоре, через средний и длительный промежуток времени; частота проявления эффекта: как часто он возникает; частота проявления эффекта: как часто он возникает; длительность: как долго продолжается эффект; длительность: как долго продолжается эффект; возможное взаимодействие с другими влияниями. возможное взаимодействие с другими влияниями.
Качественный анализ Перечисленные факторы показывают, что при проведении экспертизы необходимо использовать как количественные, так и качественные данные. Перечисленные факторы показывают, что при проведении экспертизы необходимо использовать как количественные, так и качественные данные. Качественные данные описывают и объясняют содержание заявки, тогда как количественные оценивают степень взаимосвязи. Качественные данные описывают и объясняют содержание заявки, тогда как количественные оценивают степень взаимосвязи. Оба метода ценны и нужны. Оба метода ценны и нужны. Качественный анализ подразумевает сбор информации о соответствующем опыте, знаниях, мнениях и представлениях на основании таких исследований, как опросы, интервью, фокус- группы, семинары и жюри граждан. Качественный анализ подразумевает сбор информации о соответствующем опыте, знаниях, мнениях и представлениях на основании таких исследований, как опросы, интервью, фокус- группы, семинары и жюри граждан. Этот тип данных представляет большую ценность для ОВЗ по ряду причин. Этот тип данных представляет большую ценность для ОВЗ по ряду причин.
Оба метода обеспечивают: более глубокое и детальное понимание возможного влияния заявки на детерминанты здоровья; более глубокое и детальное понимание возможного влияния заявки на детерминанты здоровья; более глубокое и детальное понимание возможного влияния затронутых детерминант здоровья на состояние здоровья; более глубокое и детальное понимание возможного влияния затронутых детерминант здоровья на состояние здоровья; информацию об отношении населения к конкретному предложению, о мнении и восприятии проекта и его влияния на здоровье; информацию об отношении населения к конкретному предложению, о мнении и восприятии проекта и его влияния на здоровье; понимание возможного влияния на проблему неравенства в здоровье, затрагиваются ли определенные группы людей и каким образом. понимание возможного влияния на проблему неравенства в здоровье, затрагиваются ли определенные группы людей и каким образом.
Количественные методы (популяционный и региональный анализ, выявление и классификация опасностей для здоровья, мониторинг здоровья и окружающей среды, оценка риска здоровья) Данные обеспечивают: более глубокое и детальное понимание, насколько сильным может быть влияние заявки (плана, проекта) на детерминанты здоровья; более глубокое и детальное понимание, насколько сильным может быть влияние заявки (плана, проекта) на детерминанты здоровья; более глубокое и детальное понимание, насколько сильным может быть влияние затронутых детерминант на состояние здоровья; более глубокое и детальное понимание, насколько сильным может быть влияние затронутых детерминант на состояние здоровья; количественные данные могут также использоваться для мониторинга в течение длительного периода времени, накапливая информацию о динамике эффектов, – насколько последствия могут нарастать или уменьшаться; количественные данные могут также использоваться для мониторинга в течение длительного периода времени, накапливая информацию о динамике эффектов, – насколько последствия могут нарастать или уменьшаться; более глубокое и детальное понимание, насколько сильным может быть влияние на проблему неравенства в здоровье между разными группами населения, увеличивается или уменьшается неравенство. более глубокое и детальное понимание, насколько сильным может быть влияние на проблему неравенства в здоровье между разными группами населения, увеличивается или уменьшается неравенство.
Сочетание качественных и количественных методов Результаты, полученные количественными методами могут оказаться полезными и внести свой вклад в использование качественного метода ОВЗ с участием заинтересованных лиц. Результаты, полученные количественными методами могут оказаться полезными и внести свой вклад в использование качественного метода ОВЗ с участием заинтересованных лиц. Доказательства, если и существуют, – скорее указывают лишь на ассоциативную, нежели на прямую, причинную связь. Доказательства, если и существуют, – скорее указывают лишь на ассоциативную, нежели на прямую, причинную связь. Могут не совпадать и данные о силе ассоциативных связей. Могут не совпадать и данные о силе ассоциативных связей. Там, где местные данные ненадежны или недостаточно ресурсов для сбора новых данных, можно использовать экстраполяцию данных, хотя это и бывает довольно трудно. Там, где местные данные ненадежны или недостаточно ресурсов для сбора новых данных, можно использовать экстраполяцию данных, хотя это и бывает довольно трудно.
При выполнении ОВЗ могут использоваться следующие источники информации: данные о похожих заявках, которые внедрялись в других местах; данные о похожих заявках, которые внедрялись в других местах; знания и опыт людей соответствующей компетенции; знания и опыт людей соответствующей компетенции; мнение жителей и людей, хорошо ориентирующихся в местных условиях; мнение жителей и людей, хорошо ориентирующихся в местных условиях; мнения специалистов; мнения специалистов; данные литературы по детерминантам здоровья; данные литературы по детерминантам здоровья;
Продолжение текущая местная статистика по здоровью населения, доходам граждан, по занятости и безработице, по качеству воздуха, по числу преступлений и т.д.; текущая местная статистика по здоровью населения, доходам граждан, по занятости и безработице, по качеству воздуха, по числу преступлений и т.д.; данные опросов; данные опросов; литературные обзоры, выполненные по сходным темам; литературные обзоры, выполненные по сходным темам; анализ местных условий; анализ местных условий; вторичный анализ существующих данных; вторичный анализ существующих данных; прогностическое моделирование; прогностическое моделирование; возможности НИИ. возможности НИИ.
Оценка значимости предсказанных эффектов ОВЗ может выявить целый ряд эффектов и предложить пути уменьшения негативных воздействий для здоровья и увеличения позитивных. ОВЗ может выявить целый ряд эффектов и предложить пути уменьшения негативных воздействий для здоровья и увеличения позитивных. В процессе анализа собираются качественные и количественные данные, на которых основывается предлагаемое решение. В процессе анализа собираются качественные и количественные данные, на которых основывается предлагаемое решение. В заявку может быть внесено лишь ограниченное число корректив. В заявку может быть внесено лишь ограниченное число корректив. Потребуется расставить приоритеты в отношении выявленных эффектов, и результаты ранжирования учесть при составлении рекомендаций для основного отчета. Потребуется расставить приоритеты в отношении выявленных эффектов, и результаты ранжирования учесть при составлении рекомендаций для основного отчета.
Информирование политиков для получения их поддержки Предоставление информации и ее усвоение (осведомленность) – важные моменты для формирования политической приверженности и поддержки. Информированность об ОВЗ можно повысить путем проведения семинаров, совещаний, конференций. Это открытые для общественности мероприятия. Приглашение представителей других секторов и организаций также очень важно, так как ОВЗ основана на многосекторальности, когда представители различных заинтересованных групп работают вместе. Полезно рассказать о существующем опыте и практических примерах других стран; это показывает, как процесс ОВЗ может быть применен в разных условиях.
Подготовка отчета Подготовка отчета предполагает: сбор и представление результатов анализа; заключение со стороны всех групп заинтересованных лиц; решение, как лучше распространить отчет. В основном отчете должны быть представлены сведения о потенциальном влиянии и рекомендации, как усилить положительный эффект от рассматриваемого проекта (плана, программы) и ослабить отрицательный эффект заявки. Группа управления отвечает за то, чтобы содержание отчета и суть рекомендаций согласовывались: с общим планом ОВЗ и исходными ценностями; с ценностями и приоритетами, которые были определены в начале процесса оценки; со взглядами, выраженными всеми группами заинтересованных лиц; с данными, полученными из разных источников.
Продолжение В отчете необходимо различать основные выводы (с одной стороны) и рекомендации (с другой), которые были сделаны. Рекомендации могут касаться деталей заявки или различных мнений по поводу внедрения заявки. Любые рекомендованные мероприятия (интервенции) должны основываться на строгих фактах и доказательствах, подтверждающих, что интервенция принесет желаемые результаты.
Поддержка принятия решений ОВЗ, будучи гибким методом, содействует методичной, последовательной постановке вопросов здоровья и социального развития на повестку дня при планировании и внедрении различных предложений. ОВЗ, будучи гибким методом, содействует методичной, последовательной постановке вопросов здоровья и социального развития на повестку дня при планировании и внедрении различных предложений. ОВЗ помогает в достижении целей и задач устойчивого развития в соответствии с обязательствами, которые взяты городами. ОВЗ помогает в достижении целей и задач устойчивого развития в соответствии с обязательствами, которые взяты городами. Результат внедрения ОВЗ зависит от ряда конкретных условий: физических (размер территории, состояние окружающей среды, место расположения), политических, социальных и экономических. Результат внедрения ОВЗ зависит от ряда конкретных условий: физических (размер территории, состояние окружающей среды, место расположения), политических, социальных и экономических. Однако, даже если внедрение ОВЗ варьирует в зависимости от конкретных условий, существуют некоторые универсальные уроки, которые можно получить, и которые будут одинаковы для всех мест вне зависимости от географического положения или структуры. Однако, даже если внедрение ОВЗ варьирует в зависимости от конкретных условий, существуют некоторые универсальные уроки, которые можно получить, и которые будут одинаковы для всех мест вне зависимости от географического положения или структуры.
Продолжение Внедрение ОВЗ имеет два аспекта – политический и административный (исполнительный). Внедрение ОВЗ имеет два аспекта – политический и административный (исполнительный). Наиболее важный фактор – достичь политической приверженности и поддержки. Наиболее важный фактор – достичь политической приверженности и поддержки. Этого можно достичь путем информирования политиков (проведение коротких встреч и обсуждений) для осознания ими особенностей процесса ОВЗ и его пользы. Этого можно достичь путем информирования политиков (проведение коротких встреч и обсуждений) для осознания ими особенностей процесса ОВЗ и его пользы. Другой аспект касается наращивания потенциала (возможностей) местных властей путем обучения сотрудников выполнению ОВЗ. Другой аспект касается наращивания потенциала (возможностей) местных властей путем обучения сотрудников выполнению ОВЗ. Эти два аспекта приверженность и поддержка и наращивание возможностей, – указывают наилучший путь инициирования ОВЗ, создания руководящей группы и технического выполнения ОВЗ и подготовки экспертного заключения. Эти два аспекта приверженность и поддержка и наращивание возможностей, – указывают наилучший путь инициирования ОВЗ, создания руководящей группы и технического выполнения ОВЗ и подготовки экспертного заключения.
Введение ОВЗ на местном уровне СУЩЕСТВУЮЩИЕ УСЛОВИЯ (история, культура, религия, государственный/частный сектор, гражданское общество, ценности, нормы) ОБУЧЕНИЕ ИНФОРМИРОВАНИЕ МЕСТНЫЕ ПОЛИТИКИ ПОЛИТИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА ПОТЕНЦИАЛ, ВОЗМОЖНОСТИ Руков-щая группа ОВЗ Отправные точки в процессе ОВЗ ОВЗ экспертиза, отчет, распр. результатов ОЦЕНИВАНИЕ ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ
Мониторинг и оценка Мониторинг и оценка: выполнение оценки воздействия на здоровье привело к каким-либо изменениям? Мониторинг и оценка нужны, чтобы проследить результаты ОВЗ, качество процесса и эффективность самой ОВЗ.
В чем заключается мониторинг и оценка? Мониторинг и оценка представляют собой заключительный этап процесса ОВЗ. Он очень важен для того, чтобы успешную ОВЗ можно было повторить в будущем (или чтобы избежать допущенных ошибок). Мониторинг подразумевает прослеживание хода проекта и выполнение его задач и показывает, что происходит по прошествии времени. Качество ОВЗ оценивается с точки зрения результатов в отношении заявки, хода развития процесса ОВЗ и того, насколько ОВЗ была полезна.
Примерное содержание отчета по ОВЗ Описание заявки и варианты (сценарии), которые рассматривались (как это указывалось при определении объема исследования) Исходная ситуация, включая: Существующее положение Существующее состояние здоровья сообщества Детерминанты здоровья в сообществе – такие как занятость, загрязнение среды, обеспеченность жильем Уязвимые группы населения (престарелые, национальные меньшинства и.т.д.) Какой будет ситуация в случае не внесения каких-либо изменений в заявку
Продолжение Перечень промежуточных факторов (включая возможные сценарии, которые рассматривались при определении объема исследования) Для каждого из перечисленных факторов: Насколько изменится фактор под влиянием рассматриваемой заявки? (необходимо иметь ввиду, что могут быть различия для разных секторов) Как изменения повлияют на людей? Для каждого фактора укажите: Предположительно, насколько велико воздействие Т.к. некоторая неопределенность связана с процессом оценки, аккуратно, вдумчиво используйте такие слова как «определенный», «вероятный», «возможный»
Примерное содержание отчета по ОВЗ (продолжение) Таблица, суммирующая результаты влияния рассматриваемой заявки Заключение о влиянии рассматриваемой заявки на проблему равенства в здоровье Кто выиграет? Кто в проигрыше? Как предложение повлияет на разные группы (этнические, экономические – по уровню дохода, или географические?) Есть какие-нибудь преимущества у наименее благополучных секторов сообщества? Рекомендации по максимизации пользы и минимизации вреда
Мониторинг и оценка Что необходимо мониторировать после того, как заявка внедрена, чтобы проверить прогноз ОВЗ? Есть какие-то особые аспекты, которые требуют тщательного рассмотрения в случае раннего вмешательства? Получены какие-то уроки, которые можно использовать в будущих оценках?
Процесс мониторинга и оценки призван: улучшить процесс ОВЗ; улучшить процесс ОВЗ; проинформировать других экспертов о полученных результатах и тем самым помочь будущим проектам в достижении пользы для здоровья; проинформировать других экспертов о полученных результатах и тем самым помочь будущим проектам в достижении пользы для здоровья; проследить, внедрены ли рекомендации; и проследить, внедрены ли рекомендации; и оценить точность сделанных прогнозов, сравнивая «наблюдаемое», фактическое воздействие проекта с «ожидаемым», предсказанным. оценить точность сделанных прогнозов, сравнивая «наблюдаемое», фактическое воздействие проекта с «ожидаемым», предсказанным.
Группа управления отвечает за приглашение внешних или назначение внутренних экспертов для выполнения оценки. Там, где это возможно, мониторинг и оценка должны использовать существующие системы сбора анализа данных, которые есть у других организаций или партнеров. Рекомендуется также подготовить протокол, касающийся распространения информации.
Как и на предыдущих этапах ОВЗ, наличие финансовых и кадровых ресурсов и ограничения во времени определяют объем мероприятий по мониторингу и оценке (как и на предыдущей стадии – это находит отражение в определении объема исследования и общего плана данного этапа). Оценка должна выполняться внешними независимыми экспертами. Взаимная оценка лучше, чем ее отсутствие. Стандартный набор критериев оценки может быть согласован во время разработки объема исследования и общего плана. Важно извлечь уроки в процессе ОВЗ, и разобраться, почему она была или не была эффективной.
Типы оценки Оценивается процесс, влияние и результат. Необходимо получить ответы на целый ряд вопросов. ОВЗ следовала разработанной схеме и общему плану? Как ОВЗ выполнялась? (время, место, географическая зона, группы населения, на которые оказывается влияние и т.д.) Какие ресурсы использовались (людские, финансовые и временные)? Какие данные использовались и как они помогли в подготовке рекомендаций?
Продолжение Как оценивали неравенство в здоровье? Как рекомендации были ранжированы по приоритетности? Каким образом ЛПР участвовали в процессе, и каковы были их ожидания от ОВЗ? В каком виде и в каких временных рамках рекомендации были переданы ЛПР? Насколько те, кто были вовлечены, понимали процесс ОВЗ?
Что произошло в результате как и когда ЛПР одобрили и выполнили (применили) рекомендации; как и когда ЛПР одобрили и выполнили (применили) рекомендации; какие факторы способствовали этому; какие факторы способствовали этому; возможные причины, по которым рекомендации были отвергнуты или приняты; возможные причины, по которым рекомендации были отвергнуты или приняты; выполнила ли ОВЗ свое назначение и достигнуты ли цели; выполнила ли ОВЗ свое назначение и достигнуты ли цели; другие результаты, связанные с ОВЗ (такие, как подготовка профиля оценки нужд здоровья сообщества). другие результаты, связанные с ОВЗ (такие, как подготовка профиля оценки нужд здоровья сообщества).
Оценка результата Оценка результата анализирует, удалось ли претворить в жизнь ожидаемое положительное влияние на здоровье и качество жизни, а также уменьшить негативные эффекты? Оценка результата анализирует, удалось ли претворить в жизнь ожидаемое положительное влияние на здоровье и качество жизни, а также уменьшить негативные эффекты? Надо иметь ввиду, что измерить все последствия для здоровья в результате проекта – трудно; мир меняется, и это вносит дополнительные факторы даже в течение короткого времени. Надо иметь ввиду, что измерить все последствия для здоровья в результате проекта – трудно; мир меняется, и это вносит дополнительные факторы даже в течение короткого времени. Некоторые последствия для здоровья могут проявиться через много лет. Некоторые последствия для здоровья могут проявиться через много лет.
Индикаторы для отслеживания долгосрочных эффектов для определения, получен ли ожидаемый эффект (или нет), который предсказывали как следствие внесенных в заявку изменений; для раннего выявления возможных опасных последствий, которые потребовали бы мероприятий по защите здоровья населения или отдельных (уязвимых) групп людей; для определения фактических результатов внедрения проекта, что поможет обеспечить необходимой информацией подготовку и внедрение аналогичных предложений в будущем;
Продолжение для подтверждения, получена ли добавочная выгода от инвестирования средств в ОВЗ; для развития доказательной базы ОВЗ; для извлечения уроков из процесса межсекторального сотрудничества и передачи этого опыта, а также осознания вопросов здоровья, другим секторам.
Внедрение оценки воздействия на здоровье – с чего начать? ОВЗ содействует методичной, последовательной постановке вопросов здоровья и социального развития на повестку дня при планировании и внедрении различных предложений. ОВЗ содействует методичной, последовательной постановке вопросов здоровья и социального развития на повестку дня при планировании и внедрении различных предложений. ОВЗ помогает в достижении целей и задач устойчивого развития в соответствии с обязательствами, которые взяты городами. ОВЗ помогает в достижении целей и задач устойчивого развития в соответствии с обязательствами, которые взяты городами. Результат внедрения ОВЗ зависит от ряда конкретных условий: физических (размер территории, состояние окружающей среды, место расположения), политических, социальных и экономических. Результат внедрения ОВЗ зависит от ряда конкретных условий: физических (размер территории, состояние окружающей среды, место расположения), политических, социальных и экономических.
Заключение Внедрение ОВЗ имеет два аспекта – политический и административный (исполнительный). Внедрение ОВЗ имеет два аспекта – политический и административный (исполнительный). Наиболее важный фактор – достичь политической приверженности и поддержки. Наиболее важный фактор – достичь политической приверженности и поддержки. Другой аспект касается наращивания потенциала (возможностей) местных властей путем обучения сотрудников выполнению ОВЗ. Другой аспект касается наращивания потенциала (возможностей) местных властей путем обучения сотрудников выполнению ОВЗ. Приверженность, поддержка и наращивание возможностей – указывают наилучший путь инициирования ОВЗ, создания руководящей группы и технического выполнения ОВЗ и подготовки экспертного заключения. Приверженность, поддержка и наращивание возможностей – указывают наилучший путь инициирования ОВЗ, создания руководящей группы и технического выполнения ОВЗ и подготовки экспертного заключения.