Презентация по литературе Тема: «Надежды и разочарования поэта Есенина»
Сергей Александрович Есенин ( гг.) Тончайший лирик, волшебник русского пейзажа, удивительно чуткий к земным краскам, звукам и запахам, Есенин был большим и смелым мастером стиха. Если Маяковский был громовой трубой революции, то Есенин – ее золотой флейтой. Являлся одним из основателей группы имажинистов. Поэзия Есенина необыкновенна по своей предельной искренности. Как писал Горький, «Сергей Есенин не столько человек, сколько орган, созданный природой исключительно для поэзии»
Дооктябрьская лирика Дооктябрьская лирика Ранняя лирика Есенина бесконфликтна. Лирический герой принимает мир таким, каков он есть. Он странник, созерцатель, поэтому в его стихотворениях прослеживается тема дороги. Россия, с точки зрения Есенина, богоизбранная, духовная страна: «Гой ты, Русь, моя родная/ Хаты – в ризах образа.» Православное восприятие Есениным родины как духовного отечества выразилось в стихотворении «Запели тесаные дроги…» (1916): « Запели тесаные дроги/ Бегут равнины и кусты/ Опять часовни на дороге/И поминальные кресты….» Россия стала главным образом лирики Есенина.
Синтез, а не конфликт противоположного - радости и тоски – раскрывает тему России как гармонического мира. Этой теме соответствуют особые детали и понятия: «синие озера», «малиновая ширь полей», «желтые дороги», «седые вербы», «скирды солнца в водах лонных» - все созвучно душевному благополучию лирического героя. Большое место в теме родины занимают предметы крестьянского быта: «Полевая Россия! Довольно/ Волочиться сохой по полям!/Нищету твою видеть больно/ И березам и тополям…»
«Крестьянский поэт» Есенин пришел в этот мир, чтобы поведать о своей России, «стране березового ситца», где «школу проходил и мыслил и читал по библии ветров». Описывая родные места, он использует яркую цветовую гамму. Есенин залил пейзажи голубизной, стремясь показать просторы родины: «В прозрачном колоде заголубели долы», «летний вечер голубой», «синяя вьюга». Синий цвет «голубой» считался цветом символическим, «божественным». Чтобы предать пейзажу звучность, поэт употребляет малиновую краску: «О Русь – малиновое поле и синь, упавшая в реку…»Правда, пользуется он ей редко, словно бережет эффект «малинового звона». Чаще заменяет малиновые «земли» менее изысканными – рябинно-красными: «Покраснела рябина, посинела вода…» чаще встречается желто-золотой цвет: «Не снились реки златых долин»
Россия и революция. Россия и революция. Россия – «новый Назарет», преображенная страна, которой предстоит пережить революцию,через муки и крест обрести себя. Цели революции, по Есенину, – установить на земле крестьянский рай. Эта тема прослеживается в «маленькой поэме» «Инония». Инония – сказочная страна для крестьян.
Послеоктябрьская лирика Послеоктябрьская лирика Поздняя лирика свидетельствует о разочаровании поэта в советской власти. Утопические мечты о «мужицком» рае оказались величайшей иллюзией. Разочаровавшийся поэт обратился к образу мятежника и написал поэму «Пугачев», в которой тема «мужицкой войны» ассоциировалась с послереволюционными крестьянскими волнениями. В 1924 г. вышла книга стихотворений Есенина «Москва кабацкая», где нашли отражение мотивы драматической судьбы поэта, его одиночества, покаяния, бесприютности. В «Москве кабацкой» поэт отказался от имиджа пророка, душа героя устала от мятежа. Поэт пытался вписаться в « коммуной вздыбленную Русь..» В стихотворении «Русь советская» лирический герой сам отворачивается от большевистской реальности. Изменения в душевном состоянии героя также прослеживаются в стихотворениях «Несказанное, синее, нежное», «Листья падают», а также «Письмо женщине» Лирический герой одинок в предчувствии близкой смерти: « А я пойду один к неведомым пределам/ Душой бунтующей навеки присмирев…»
Стихотворение «Неуютная жидкая лунность…» запечатлело стремление поэта преодолеть отчаяние и найти гармонию: «Через каменное и стальное/ Вижу мощь я родной стороны…» Гармония найдена Есениным в принятии рассудком нового поколения с одной стороны, а с другой сердцем – родины ковыля, полей, журавлиного крика. Цветопись у зрелого Есенина связана с переживаниями, изображением умирающей природы. В перламутровую ясеневую свежесть врывается горький желтый цвет: «Весной и солнцем на лугу обвита желтая дорога/И та, чье имя берегу меня прогонит от порога…» Желтая, потому что замкнулся жизненный путь. Окончен жизненный цикл, - от зимы до осени, по желтой дороге возвращаются: умирать…
Лирика Дооктябрьская Послеоктябрьская Центральная Родина – «страна Родина и революция- тема березового ситца…» «железная Русь…» Лирический Путник, созерцатель, Путник, деятель, герой спокойный, принимает мятежник мир таким, каким он есть Основные Малиновый, голубой, Желтый, синий цвета рябинно-красный, золотой НАДЕЖДЫ РАЗОЧАРОВАНИЯ Р Е В О Л Ю Ц И Я