Николай Алексеевич Некрасов
Я лиру посвятил народу своему, Быть может, я умру неведомый ему, Но я ему служил – и сердцем я спокоен. Пускай наносит вред врагу не каждый воин, Но каждый в бой иди... («Элегия»)
Псевдонимы Н.А.Некрасова: Н.Н. ; Феоклист Онуфрич Боб; Новый поэт; Ник – Нек ; Перепельский; Савва Намордников; Н.Станицкий
И.Е.Репин. Бурлаки на Волге Грешнево – ярославское имение отца
Карабиха – имение Н.А.Некрасова, купленное в конце 1861 года. Место, где он плодотворно работал.
Петербург в жизни Н.А.Некрасова
1846 год. Некрасов, Белинский и Панаев приходят в журнал «Современник». 1 января 1847 года выходит первый номер. Почти 20 лет Некрасов будет руководить журналом.
И. А. ГончаровИ. С. Тургенев А. В. ДружининА. Н. Островский Л. Н. Толстой Д. В. Григорович
А. Я. Панаева. Писательница.
«Да знаете ли Вы, что Вы – поэт – и поэт истинный!» В. Белинский «Написано человеком с народным сердцем» А. Григорьев Увидел поэта, пришедшего со своей темой, по-новому взглянувшего на народ, оригинального в своих художественных установках 1845 – 1846 г.г. Выходит альманах «Физиология Петербурга», в котором стихи Н. А. Некрасова.
Вчерашний день, часу в шестом, Зашёл я на Сенную; Там били женщину кнутом, Крестьянку молодую. Ни звука из её груди, Лишь бич свистал, играя … И Музе я сказал: «Гляди! Сестра твоя родная!» 1848 Учебник, стр
1.Стал новатором в области содержания и формы: расширил границы поэзии, посчитав, что объектом ее может стать любое чувство или ощущение. 2.Основное направление его творчества – социальная тема. Новаторство Н. А. Некрасова
3. В его поэзии народ заговорил своим настоящим, подлинным языком 4. Лирический герой поэзии Некрасова жил в постоянном конфликте с самим собой: Мне борьба мешала быть поэтом, Песни мне мешали быть борцом
Особенности стиля Н. А. Некрасова 1.Введение в лирическое стихотворение эпического элемента: стихотворения сюжетны, это или рассказ, или сценка, репортаж с места события. 2.Язык поэзии сближается с языком прозы: деловая, публицистическая, общественно-политическая, разговорная лексика.
Особенности стиля Н. А. Некрасова 3. Многогеройность лирики, монтажный принцип построения стихотворения: герой-персонаж и герой-автор могут сливаться в лирическом «я» или нет. «Родина», «Крестьянские дети»- Л.г. близок к личности автора; «Огородник», «Пьяница» - Л.г. – носитель крестьянского сознания
Особенности стиля Н. А. Некрасова 4. Особенность ритмического строя ( тон горькой песни) : медлительные трехсложные размеры, разностопные метры, дактилическая рифма, неточная рифма.
Особенности стиля Н. А. Некрасова 5. Соединение литературного стиха с народным: А) сказочно-песенный лад; Б) элементы разговорной речи, прозаизмы; В) монолог, диалог; Г) словесно-образный, синтаксический, отрицательный параллелизм;
Особенности стиля Н. А. Некрасова 5. Соединение литературного стиха с народным (продолжение): Д) постоянные эпитеты; Е) повторы, анафора; Ж) характерные для народного языка суффиксы, частицы.
Народная судьба становится основным содержанием поэзии, народное чувство – авторским чувством В судьбе героя проявляются общие закономерности жизни Женская судьба символизирует судьбу крестьянской России Главная тема творчества
Первый сборник сочинений – 1856 г. Структура сборника: Эпиграф: «Поэт и гражданин» 1 раздел: стихотворения о народе 2 раздел: сатирические стихотворения о власть предержащих 3 раздел: поэма «Саша» 4 раздел: стихотворения о поэзии, любовная лирика «Поэт и гражданин» - поэтический манифест Н.А. Некрасова
1.Форма диалога, традиционная для русской литературы: - Ломоносов «Разговор с Анакреонтом» - Пушкин «Поэт и толпа», «Разговор книгопродавца с поэтом» - Лермонтов «Журналист, читатель, писатель» 2. Стихотворение – поэтический манифест демократического поэта Поэт и гражданин
Некрасов утверждает гражданскую роль поэта 1. Поэт должен быть вместе с народом Подобрать примеры 2. Разоблачение сторонников «чистого искусства» 3. Разоблачение либералов 4. Задача искусства- служение России, активная жизненная позиция 5. Народ – главный герой поэзии
Поэт и гражданин 3. Жизнь поэта есть жертвоприношение обществу, Отчизне. 4. Но поэт сомневается в своих силах, т.к. собственный путь не представляется ему безгрешным. Стихотворение – это и внутренний диалог поэта (поэт сомневается в своем праве служить высокой идее).
Стихотворения на тему «Поэты и поэзия» «Поэт и гражданин» (1856) «Вчерашний день, часу в шестом» (1846) «Блажен незлобивый поэт» (1852) «Муза» (1852) «Безвестен я. Я с вами не стяжал» (1865) «Праздник жизни – молодости годы» (1855) «Замолкни, муза мести и печали» (1855) «Элегия» (1874) «Пророк» (1874) «Поэту» (1874) «О муза! Я у двери гроба…» (1877)
Поэтическое кредо Некрасова Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан. « Нет науки для науки, нет искусства для искусства – все они существуют для общества, для облагораживания, для возвышения человека для его обогащения знаниями и материальными удобствами жизни.» (1855 г.)
Поэт настолько слился с народом, с его представлениями, идеалами, что в лирике авторским «я» стал сам человек из народа (городской бедняк, солдат- рекрут, крепостной мужик, женщина- крестьянка, демократ-разночинец). Это их голоса, их чувства и настроения мы ощущаем у Некрасова, это они сами говорят о своей боли, страданиях, мечтах, любви, ненависти. Такой образ Л.г. повлиял и на художественную форму стихов поэта.