Презентацию разработала учитель русского языка и литературы МКОУ СОШ с УИОП г.Кирс Мировская Н.А.
Лирика Фёдора Ивановича Тютчева
Особенности лирики поэта Лирика Тютчева – это поэзия мыслиЛирика Тютчева – это поэзия мысли Она проникнута философскими раздумьямиОна проникнута философскими раздумьями Природа для него является источником размышлений, средством проникновения в сущность бытия и познания законов ВселеннойПрирода для него является источником размышлений, средством проникновения в сущность бытия и познания законов Вселенной Поэзия Тютчева требует вдумчивого прочтения, умственных усилийПоэзия Тютчева требует вдумчивого прочтения, умственных усилий
Тема – ожидание весныТема – ожидание весны Композиция двухчастна:Композиция двухчастна: 1 часть – ожидание природой весны 2 часть – душа тоже находится в состоянии ожидания состоянии ожидания Идея:Идея: человек не существует отдельно от природы, он её часть (весна рождает особое состояние души человека) человек не существует отдельно от природы, он её часть (весна рождает особое состояние души человека) «Ещё земли печален вид…»(1836)
1 строфа: Каково восприятие автором природы?1 строфа: Каково восприятие автором природы? Природа одухотворена 2-3 строфы: Кого осуждает?2-3 строфы: Кого осуждает? Тех, кто недооценивает природу, не умеет чувствовать и понимать её Какой вывод в конце стих-ния делает?Какой вывод в конце стих-ния делает? Кто глух к природе, тот глух и к матери своей; душа этого человека мертва «Не то, что мните вы, природа…»(1836)
Изобразительно-выразительные средства 1 строфа – ассонанс (и, о, а) – мелодичность, музыкальность речи 2 строфа – анафора – усиление смыслового содержания строфы 3-5 строфы – сравнение (как впотьмах) Олицетворение (солнцы…не дышат) метафоры (весна не цвела, ночь нема) Более полное раскрытие художественного образа, придание красочности и выразительности художественному образу и стихотворению
Природа – сфинкс. И тем она верней Своим искусом губит человека, Что, может статься, никакой от века Загадки не было и не было у ней. «Природа - сфинкс…»(1869)
Особенности стихотворения Стихотворение-афоризмСтихотворение-афоризм Противоречивость стихотворения по содержанию другим поэтическим произведениямПротиворечивость стихотворения по содержанию другим поэтическим произведениям Идея – осознание человеческого трагизма: «Бесследно всё – и так легко не быть!»Идея – осознание человеческого трагизма: «Бесследно всё – и так легко не быть!» Сфинкс – непонятное, загадочное существо Сфинкс – непонятное, загадочное существо «Природа - сфинкс…»(1869)
Умом Россию не понять, Аршином общим не измерить: У ней особенная стать – В Россию можно только верить. «Умом Россию не понять»(1866)
Нам не дано предугадать, Как наше слово отзовётся,- И нам сочувствие даётся, Как нам даётся благодать. «Нам не дано предугадать…»(1869)
Ф.И. Тютчев утверждает единство мира, связь каждого человека со всем сущим и присутствие в мире высших сил, законы которых ещё не постигла человеческая мысль.Ф.И. Тютчев утверждает единство мира, связь каждого человека со всем сущим и присутствие в мире высших сил, законы которых ещё не постигла человеческая мысль. Идея стихотворения
Особенности лирических фрагментов Ф.И.Тютчева Это «вспышка мысли» поэта, ответ на возникшее раздумьеЭто «вспышка мысли» поэта, ответ на возникшее раздумье Философское размышление о мире и человекеФилософское размышление о мире и человеке Неожиданное начало и часто открытая концовкаНеожиданное начало и часто открытая концовка Афористичность, образность, точность мыслиАфористичность, образность, точность мысли
СтихотворениеСтихотворение «Эти бедные селенья…» (1855) «Эти бедные селенья…» (1855) Стихотворение «Слёзы людские, о слёзы людские…» (1849) Стихотворение «Слёзы людские, о слёзы людские…» (1849) Гражданская лирика Ф.И.Тютчева
Слёзы людские, о слёзы людские, Льётесь вы ранней и поздней порой… Льётесь безвестные, льётесь незримые, Неистощимые, неисчислимые,- Льётесь, как льются струи дождливые В осень глухую, порою ночной. Лексический повтор Градация – расположение слов по степени нарастания их слов по степени нарастания их смыслового и эмоционального значения
«О, как убийственно мы любим…» Любовная лирика Ф.И. Тютчева
СтихотворениеСтихотворение «К.Б.» («Я встретил вас – и всё былое…») (26 июля 1870 года) К.Б. – баронесса Крюденер (бывшая возлюбленная поэта Амалия Лерхенфельд)К.Б. – баронесса Крюденер (бывшая возлюбленная поэта Амалия Лерхенфельд) Встреча произошла в 1870г. на водах в КарлсбадеВстреча произошла в 1870г. на водах в Карлсбаде Положено на музыку, исполнитель – И.С.КозловскийПоложено на музыку, исполнитель – И.С.Козловский Любовная лирика поэта
Стихи «денисьевского» цикла Стихотворение «О, как убийственно мы любим…» (1851г.)Стихотворение «О, как убийственно мы любим…» (1851г.) Убийственно страстное, очень страстное, очень сильное чувство сильное чувство Чувство, способное убить
«Ланит розы», «улыбка уст», «блеск очей», «волшебный взор», «смех живой» Любовь героя Слёзы, долгое мученье, «злая боль ожесточенья» «жизнь отреченья, жизнь страданья»
Незаслуженныйпозор «Толпа… в грязь втоптала» «Был мимолётным гостем он» Присутствие образа «двойника» лирического героя – это совесть, внушающая чувство вины Непостоянство, мимолётность чувства и суд толпы Что губит любовь?
Почему губим то, что всего дороже и милей? дороже и милей? «…в буйной слепоте страстей» Жизненный опыт - ?
«Предопределение» ( ?) Представлено осмысление автором диалектической двойственности любви:Представлено осмысление автором диалектической двойственности любви: а)любовь – величайшая радость а)любовь – величайшая радость б)любовь - безмерное страдание б)любовь - безмерное страдание А) «союз души с душой родной – Их съединенье, сочетанье» Б) «…поединок роковой»
Вершина «денисьевского» циклаВершина «денисьевского» цикла Жанр – элегияЖанр – элегия «Последняя любовь» ( ?) Последняя любовь Блаженство Безнадежность ЖеланиепродлитьлюбовьПонимание близости близостисмерти
Стихотворения для анализа «Неохотно и несмело солнце смотрит на поля» (1849)«Неохотно и несмело солнце смотрит на поля» (1849) «Есть в осени первоначальной» (1857)«Есть в осени первоначальной» (1857) «Не раз ты слышала признанье» (1851)«Не раз ты слышала признанье» (1851) «Над этой тёмною толпой» (1857)«Над этой тёмною толпой» (1857) «В часы, когда бывает так тяжко на груди» (1858)«В часы, когда бывает так тяжко на груди» (1858) «Чему бы жизнь нас ни учила» (1870)«Чему бы жизнь нас ни учила» (1870)
План анализа стихотворения Основное настроение стихотворения, его динамика и способы выражения чувств автора. Поэтические интонации.Основное настроение стихотворения, его динамика и способы выражения чувств автора. Поэтические интонации. Основные образы стихотворения, роль изобразительно-выразительных средств языка в их создании.Основные образы стихотворения, роль изобразительно-выразительных средств языка в их создании. Жанр и композиция стихотворения, их связь с его содержанием.Жанр и композиция стихотворения, их связь с его содержанием. Подтекст стихотворения, помогающий постичь его смысл.Подтекст стихотворения, помогающий постичь его смысл.
1.Тематика произведения (какие темы затрагиваются в произведении, в каких строчках). 2. Его проблематика (какие проблемы волнуют автора, каков его взгляд на эти проблемы; найти подтверждение этому в тексте). 3. Идея и пафос стихотворения (как автор решает поставленные в стихотворении проблемы, какой он делает вывод, с каким чувством, настроением он делает вывод). 4. Анализ лирических героев стихотворения (что они переживают? каково их настроение? почему?). 5. Какие художественно-выразительные средства помогают передать чувства героев, их настроения, позицию автора 1.Тематика произведения (какие темы затрагиваются в произведении, в каких строчках). 2. Его проблематика (какие проблемы волнуют автора, каков его взгляд на эти проблемы; найти подтверждение этому в тексте). 3. Идея и пафос стихотворения (как автор решает поставленные в стихотворении проблемы, какой он делает вывод, с каким чувством, настроением он делает вывод). 4. Анализ лирических героев стихотворения (что они переживают? каково их настроение? почему?). 5. Какие художественно-выразительные средства помогают передать чувства героев, их настроения, позицию автора (анализ художественно- выразительных средств и их роли в произведении: фонетических (аллитерация, ассонанс, звукоподражания и т.д.); лексических (тропы: эпитет, метафор, сравнение, градация и т.д.); синтаксических (анафора, эпифора, умолчание, многосоюзие, бессоюзие и др.)
Домашнее задание Интерпретация (истолкование, раскрытие смысла) стихотворения Ф.И.Тютчева «Silentium» Интерпретация (истолкование, раскрытие смысла) стихотворения Ф.И.Тютчева «Silentium»
Домашнее задание Интерпретация (истолкование, раскрытие смысла) стихотворения Ф.И.Тютчева «О, как убийственно мы любим» (первая половина 1851г.) Интерпретация (истолкование, раскрытие смысла) стихотворения Ф.И.Тютчева «О, как убийственно мы любим» (первая половина 1851г.)
Домашнее задание Подготовка к анализу лирич. произведенияПодготовка к анализу лирич. произведения Наизусть стих-ния:Наизусть стих-ния: а) «Не то, что мните вы природа…» Б) «Природа – сфинкс…» В) «Умом Россию не понять…» Г) «Нам не дано предугадать…»