___МБОУ СОШ 22_________________ Проектная работа «Обучение конструированию и программированию ЛЕГО-робота как способ развития логического и творческого мышления ребенка». Автор: Воронов Андрей, 2 «А» класс Руководитель проекта: Рубцова Е.Б. Консультант: Воронова Е.Г. - мама г.Н.Новгород 2012 – 2013 учебный год
Я очень люблю играть на компьютере в разные игры. Мои родители по образованию программисты-кибернетики. Поэтому считают компьютер инструментом для работы, но не средством многочасового развлечения. Кибернетика – это наука о самоуправляющихся машинах, в частности, о машинах с электронным управлением ("электронный мозг").
Мама и папа привели меня в августе в «Летнюю робототехническую школу» при Нижегородском Институте Информационных технологий (НИИТ). Там меня научили основам конструирования и программирования с помощью набора Lego Mindstorms NXT. Я очень заинтересовался этой деятельностью. И сейчас посещаю «продвинутый курс». Обучение в этой школе позволит ученику развить способности к компьютерному программированию и такие качества, как логику и алгоритмическое мышление, способности к точным наукам. Занятия рассчитаны на детей с 10 лет. Но мне разрешили посещать их, так как мой педагог из «Летней робототехнической школы» считает меня способным продолжать обучение.
Учащиеся курсов НИИТа по конструированию и программированию ЛЕГО-робота не первый год занимают призовые места на городских состязаниях и олимпиадах, ездят на всероссийские робототехнические мероприятия, а также успешно подготавливают проекты в рамках городского Научного Общества Учащихся (НОУ).
Lego-робот представляет собой конструктор, в который входят:
программируемый блок управления NXT (контроллер):
три интерактивных сервомотора:
набор датчиков: Сенсор звука NXT Сенсор расстояния NXT (ультразву- ковой сенсор) Сенсор освещен- ности NXT Сенсор касания NXT Двигатель- ный тахометр NXT
аккумулятор, соединительные кабели,
а также 407 конструктивных ЛЕГО- элементов – балки, оси, зубчатые колеса, штифты, кирпичи, пластины и другое:
В памяти контроллера есть программы, загружаемые с компьютера. Информация с компьютера передается как с помощью USB-кабеля, так и посредством Bluetooth. Помимо этого, благодаря Bluetooth можно управлять роботом с помощью мобильного телефона.
В «Летней робототехнической школе» я сконструировал вот такую робота-собаку, которая умела перемещаться вперед до тех пор, пока не увидит препятствие. У преграды она останавливалась. По хлопку в ладоши двигалась задом и, совершив движение по квадратному маршруту, снова останавливалась. Вот как она это делала:
Я хочу рассказать о том, как я запрограммировал ЛЕГО- робота на движение внутри заданного круга, не пересекая его границы. Для того, чтобы создать программу для ЛЕГО-робота, требуется нарисовать последовательность иконок, которые показывают то или иное действие.
1. Сначала я собрал такого робота
2. Затем с помощью программы на компьютере «научил» его двигаться. Мой робот двигался по прямой и «не замечал» границы круга.
3. Я поменял настройки робота и он «научился» распознавать черную границу круга и останавливаться около нее.
4. Затем я «научил» его разворачиваться, как только он «видел» границу круга. Но мой расчет угла поворота оказался неверным, и робот, дойдя до границы, останавливался, разворачивался, снова обнаруживал границу, снова разворачивался и так далее.
5. Тогда я догадался какой параметр необходимо поменять в моей программе. Мой робот, обнаружив границу круга, стал двигаться в другую сторону до тех пор, пока не достигнет границы круга в другом месте. Там он снова разворачивался. Так мой робот «научился» двигаться внутри круга.
Это задание было подготовительным к такому этапу в соревновании ЛЕГО-роботов:
Я считаю, что результатами моего начального этапа обучения программированию Лего-робота будут: полученные теоретические знания о методах, которые используются в мире науки приобретен практический опыт конструирования я буду заинтересован в изучении информатики и программирования