Опыт работы «Социально нравственное воспитание детей среднего дошкольного возраста» Ополяр Ирины Владимировны воспитатель МДОУ д/с «Солнышко»
«Формирование нравственности есть не что иное, как перевод моральных норм, правил и требований в знания, навыки и привычки поведения личности и их неуклонное соблюдение» И.Ф. Харламов
Целью данной работы является изучение эффективных форм и методов, а также условий воспитания привычек социально-нравственного поведения у детей среднего дошкольного возраста. Объект данной работы сам процесс социально нравственного воспитания детей среднего дошкольного возраста. Предмет изучения наша деятельность, направленная на воспитание привычек социально-нравственного поведения у детей среднего дошкольного возраста.
Задачи: 1. Выявить сущность социально-нравственного воспитания и формирования привычек нравственного поведения как психолого-педагогического процесса; 2. Изучить программы воспитания детского сада; методы и формы воспитания привычек социально- нравственного поведения детей среднего дошкольного возраста; 3. Разработать рекомендации для родителей детей среднего дошкольного возраста по формированию привычек нравственного поведения.
Три основных варианта воспитательного воздействия: 1. Дети не знают некоторых правил. Это причина простая и легко устранимая; 2. Дети знают правила, но не умеют их выполнять. Значит надо не только рассказывать, но и показывать, как можно вести себя в подобной ситуации, как надо выполнять это правило. 3. Дети знают правила, знают как их выполнять, но не выполняют. Это происходит потому, что некоторые правила дети считают ненужными и неважными. Кроме того, дети видят, что взрослые не придерживаются единства в требованиях, предъявляемых детям, или дети не выполняют правила из-за лени, отсутствия привычки к волевому усилию.
Таким образом, средний дошкольный возраст является начальным и, следовательно, крайне важным этапом в процессе усвоения механизмов нравственного поведения и становления нравственных привычек.
Для формирования привычек нравственного поведения у детей среднего дошкольного возраста, использовали следующие методы:
Для воспитания привычек нравственного поведения необходимы следующие условия: 1. Пример взрослых 2.Позитивный настрой. 3. Связь с семьей
Основные способы педагогического воздействия на детей: Приучение Упражнение Воспитывающие ситуации Поощрение Пример для подражания Разнообразие словесных методов Разъяснение Беседа
Решение следующих задач: -развитие игровой деятельности детей; -приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми (в том числе моральными); -формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу.
В ЫВОД : Воспитание социально-нравственных навыков и привычек – важнейшее звено формирования нравственного поведения и становления личности. Складывающиеся нравственные привычки ребенка отражаются, прежде всего, на его культуре поведения, внешнем облике, речи, на его отношении к вещам, на характере общения с окружающими людьми.