Технологии воспитания Л.Е.Халудорова, к.п.н., доцент РИКУиО
Технологии воспитания Воспитательная система (технология) – это единство взаимосвязанных элементов: а) целей, т.е. совокупности тех идей, ради которых она создается; б) субъекта, организующего деятельность по реализации намеченных целей; в) деятельности и в недеятельностном общении, в отношениях, интегрирующих субъект в некую целостность (коллектив);
Технологии воспитания г) среды системы, освоенной названным субъектом и д) управления, обеспечивающего интеграцию перечисленных компонентов в целостную систему.
Технологии воспитания В реально существующих технологиях школьного воспитания эти элементы существуют как в виде новых развивающихся прогрессивных моделей, так и старых, сложившихся моделей.
Целевые ориентации 1.цели государственной образовательной политики 2.региональные социально- воспитательные цели 3.цели развития данной школы 4.цели как планируемые результаты развития личности школьника
Главная цель технологии ДОУ – формирование базиса личностной культуры: - развитие познавательных способностей, наблюдение, любознательность;
- формирование ценностных основ отношения к действительности: природе; «рукотворному миру»;явлениям общественной жизни(развитие переживаний, эмоциональное),себе, своему телу;
- Овладение основами нравственного поведения(доброжелательное отношение к другим людям, коммуникативность); - воспитание культуры поведения(произвольность, инициативность, самостоятельность); - Охрана и укрепление здоровья детей(как физического, так и психического).
Технологии воспитания Доклад ЮНЕСКО «В новое тысячелетие» Научить учиться Научить жить Научить жить вместе Научить работать и зарабатывать
Технологии воспитания Концептуальные позиции школьного воспитания Две альтернативные технологические модели: традиционная(учебно – дисциплинарная) и обобщенная прогрессивная.
Традиционная модель Приоритет содержания Программы и формы; Ребенок как объект; Делай как Я; Возрастной подход Воспитание - исправление поведения Способы общения: ограничения,наставления, наказания, нотации,окрик.
Традиционная модель Тактика: диктат и опека Фронтальные формы работы Произведения искусства как иллюстративный материал
Прогрессивная модель Взаимодействие педагога с детьми; Ребенок – главное действующее лицо; Ребенок – партнер; Индивидуальный подход Воспитание - приобщение ребенка к миру человеческих ценностей Умение стать на позицию ребенка, учесть его точку зрения
Прогрессивная модель Тактика: общение и сотрудничество Самодеятельность ребенка Искусство для полноценного развития личности.
Технологии воспитания Особенности содержания Особенности методов