Уроки доброты в рассказе В.Г.Распутина «Уроки французского» Гимадеева Ляля Мунировна, учитель русского языка и литературы, г.Нижнекамск МБОУ «СОШ 6» Республика Татарстан
«УРОКИ ФРАНЦУЗСКОГО» г. АВТОБИОГРАФИЧЕСКИЙ РАССКАЗ О ТРУДНОСТЯХ ПОСЛЕВОЕННОГО ВРЕМЕНИ.
Я написал этот рассказ в надежде, что преподанные мне в своё время уроки лягут на душу как маленького, так и взрослого читателя.
Лидия Михайловна Молокова - прототип героини Распутина "Лидия Михайловна, как и в рассказе, всегда вызывала во мне и удивление, и благоговение... Она представлялась мне возвышенным, почти неземным существом. Была в нашей учительнице та внутренняя независимость, которая оберегает от ханжества. Совсем еще молодая, недавняя студентка, она не думала о том, что воспитывает нас на своем примере, но поступки, которые для нее сами собой разумелись, становились для нас самыми важными уроками. Уроками доброты".
Работа с текстом
-О чем говорит название рассказа? -От чьего лица ведется повествование? Почему? -О каком времени пишет автор? -Как жилось в деревне? -Когда и как началась у героя самостоятельная жизнь? -Какие испытания ожидали его? -Какой эпизод запечатлен на иллюстрации? -Каким вы представляете мальчика?
Работа с эпизодом -Почему герой рассказа начал играть в «чику»? -Как относятся к этой игре Вадик и рассказчик? -Почему Вадик и Птаха избили его? -Найдите слова, передающие его состояние в этот момент.
- Какой представлялась мальчику Лидия Михайловна? «Кажется, до того я не подозревал, что и Лидия Михайловна тоже, как все мы, питается самой обыкновенной едой, а не какой-нибудь манной небесной, - насколько она представлялась мне человеком необыкновенным, не похожим на всех остальных». «Она сидела передо мной аккуратная вся, умная и красивая, красивая и в одежде, и в своей женской молодой поре, которую я смутно чувствовал, до меня доходил запах духов от нее, который я принимал за само дыхание…» Лидия Михайловна ( актриса Т. Ташкова) кадр из фильма Е.Ташкова
-Какой приём применяет автор в описании учительницы? Антитезой описания учительницы является описание самого героя. «… перед ней крючился на парте тощий диковатый мальчишка с разбитым лицом, неопрятный без матери и одинокий, в старом, застиранном пиджачке на обвислых плечах… в перешитых из отцовских галифе… марких светло- зеленых штанах…» Главный герой рассказа ( Михаил Егоров) кадр из фильма Е. Ташкова
--Как меняется интонация учительницы и настроение мальчика во время разговора после уроков? -Почему Лидия Михайловна заставила героя заниматься дополнительно? -Какие чувства испытывает герой в квартире учительницы? - Какие черты характера проявляет герой? Гальдяев В.И. Иллюстрация к рассказу В.Г.Распутина "Уроки французского" (1981)
Художник Б. Алимов. Иллюстрация к рассказу В. Распутина «Уроки французского» г. - Почему Лидия Михайловна решилась на игру в «замеряшки» со своим учеником?
Лидия Михайловна открыла мальчику новый мир, показала «другую жизнь», где люди могут доверять друг другу, поддерживать и помогать, разделять горе, избавлять от одиночества. Мальчик узнал «красные яблоки», о которых и не мечтал никогда. Он узнал о том, что не одинок, что есть на свете доброта, отзывчивость, любовь. Это и есть истинные духовные ценности.
Идея рассказа: самоотверженная и бескорыстная доброта – вечная человеческая ценность. «Среди зимы, уже после январских каникул, мне пришла на школу по почте посылка… в ней лежали макароны и три красных яблока… Раньше я видел их только на картинке, но догадался, что это они».
Домашнее задание: написать сочинение «Как я понимаю доброту?»
Список использованной литературы и интернет-ресурсов: В.Г.Распутин «Уроки французского» М, 1978 Н.Н.Коршунова, Е.Ю.Липина Тесты. Литература.5-8 классы. М, Дрофа, Фильм Е. Ташкова «Уроки французского»