Нравственные проблемы рассказа В. Г. Распутина «Уроки французского»

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Методическая разработка (литература, 6 класс) на тему: "Добрым быть совсем, совсем не просто..." (Образ Лидии Михайловны в рассказе В.Распутина "Уроки французского"
Advertisements

Нравственные проблемы рассказа В. Г. Распутина «Уроки французского». Выполнил: Учитель русского языка и литературы МСУВУ «СОШ 202» Ужвак Олеся Павловна.
МОУ СОШ 93, г. Красноярск Урок – презентация в 6 классе. Подготовила Самусева Наталья Ивановна, учитель высшей категории.
Работу выполнила ученица 6Б класса Разина Валя «МОУ Янтиковская СОШ»
Чем человек умнее и добрее, тем больше замечает он добра в людях. Л.Н.Толстой.
По рассказу В.Г. Распутина «Уроки французского ».
Выполнила Калинина Виктория, ученица 10а класса МКОУ Оленинская СОШ Тверской области Рассказ «Уроки французского» - произведение автобиографическое.
Уроки доброты в рассказе В.Г.Распутина «Уроки французского» Гимадеева Ляля Мунировна, учитель русского языка и литературы, г.Нижнекамск МБОУ «СОШ 6» Республика.
По рассказу В.Г. Распутина «Уроки французского» « Дорога добра».
Притча Христа о добром самарянине Встреча с добрым самарянином.
Тема: Нравственные проблемы рассказа В. Распутина «Уроки французского»
Подготовка к сочинению-рассуждению на нравственно- этическому воспитанию Разработка урока. 6 класс. Автор: учитель русского языка и литературы МОУ СОШ.
В. Распутин Уроки французского. Истинное добро бескорыстно.
(15 марта 1937) 1. Тема урока: «Нравственные проблемы рассказа В.Г.Распутина «Уроки французского» Цель урока: - показать автобиографический характер рассказа;
Валентин Григорьевич Распутин. Шестнадцатое апреля. Уроки Доброты и Мужества. « Чем человек умнее и добрее, тем больше замечает он добра в людях» « Чем.
Уроки доброты по произведению Валентина Распутина «Уроки французского»
«Тонкие вопросы» Вопросы, на которые предполагается однозначный, «фактический», обстоятельный ответ.
Уроки жизни По рассказу В. Распутина «Уроки французского» «Нет на земле ответственней призванья…»
П ОДГОТОВКА К СОЧИНЕНИЮ - РАССУЖДЕНИЮ НА НРАВСТВЕННО - ЭТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ Автор: учитель русского языка и литературы Муртазина Катира Багитовна.
Я написал этот рассказ в надежде, что преподанные мне в своё время уроки лягут на душу как маленького, так и взрослого читателя. В.Г.Распутин Валентин.
Транксрипт:

Нравственные проблемы рассказа В. Г. Распутина «Уроки французского»

Цели урока: Познакомиться с текстом рассказа В.Г.Распутина «Уроки французского» и проанализировать его содержание в соответствии с темой урока.Познакомиться с текстом рассказа В.Г.Распутина «Уроки французского» и проанализировать его содержание в соответствии с темой урока. Расширить лексический запас, объясняя значение этических терминов.Расширить лексический запас, объясняя значение этических терминов. Воспитывать чувства добра, жалости, любви и благодарности.Воспитывать чувства добра, жалости, любви и благодарности. Учиться видеть и различать доброУчиться видеть и различать добро и зло.

Словарная работа Автобиография Автобиография – последовательное изложение самим говорящим или пишущим основных этапов его жизни Нравственное - относящееся к внутренней, духовной жизни человека Милосердие - 1. сострадание, соболезнование 2. печаль, сожаление 2. печаль, сожаление Жалость – готовность помочь кому-нибудь или простить кого-нибудь из сострадания, человеколюбия Жалость – готовность помочь кому-нибудь или простить кого-нибудь из сострадания, человеколюбия

«Там мне ничего не пришлось выдумывать, – говорил Распутин. – Всё это происходило со мной… Я рано пристрастился к чтению, к книгам, в ученье показывал усердие, и меня после четырех классов деревенской школы, по общему мнению, следовало учить дальше… За прототипом ходить далеко не пришлось. Мне нужно было вернуть людям то добро, которое в своё время они сделали для меня». Валентин Григорьевич Распутин

Для любознательных В.Г. Распутина называют могучим явлением современной отечественной и мировой литературы, книги его все чаще издаются в стране и за рубежом, по отдельным произведениям ставятся спектакли, снимаются фильмы. Он удостаивается самых высоких наград и премий. Валентин Распутин - очень талантливый и деятельный человек. Его имя часто можно встретить на страницах центральных газет, в передачах радио и телевидения. Одна из важнейших проблем, с которыми часто выступает В.Распутин, - проблема сохранения России, Байкала, сбережения для потомков его красоты и природных богатств.

Уроки доброты «Истинное добро со стороны того, кто творит его, имеет меньшую память, чем со стороны того, кто его принимает. Так и должно быть. На то оно и добро, чтобы не искать прямой отдачи (я помог тебе - изволь и ты мне помогать), а быть бескорыстным и уверенным в своей тихой чудодейственной силе. И если, уйдя от человека, добро возвращается к нему через много лет совсем с другой стороны, тем больше оно обошло людей и тем шире был круг его действия. Я написал этот рассказ в надежде, что преподанные мне в свое время уроки лягут на душу как маленького, так и взрослого читателя». Валентин Распутин

Из истории создания рассказа… «Рассказ Уроки французского" был впервые опубликован в 1973 году в нашей иркутской комсомольской газете Советская молодежь" в номере, посвященном памяти Александра Вампилова. Анастасия Прокопьевна его мать. Глядя в лицо этой удивительной женщины, не старевшей, доброй и мудрой, не раз вспоминал я и свою учительницу и знал, что детям было хорошо и с той и с другой ».

Вспомним содержание рассказа …

«Я пошел в пятый класс в сорок восьмом году «Я пошел в пятый класс в сорок восьмом году…» У нас в деревне была только начальная школа, поэтому, чтобы учиться дальше, мне пришлось снаряжаться из дому за пятьдесят километров в райцентр. В.Гильдяев «Уроки французского»

Перед отъездом в райцентр Трудно сказать, как решилась мать отпустить меня в район (райцентр у нас называли районом). Жили мы без отца, жили совсем плохо, и она, видно, рассудила, что хуже уже не будет - некуда. Учился я хорошо, в школу ходил с удовольствием и в деревне признавался за грамотея. В.Гильдяев «Уроки французского»

Игра в «чику» Играли не все - то шестеро, то семеро, остальные только глазели... Разобраться в игре ничего не стоило. Каждый выкладывал на кон по десять копеек, стопку монет решками вверх опускали на площадку, бросали круглую каменную шайбу. В.Гильдяев «Уроки французского»

«…Если начнется драка, никто за меня не заступится». Злые, прищуренные глаза Вадика смотрели на меня в упор. Я нагнулся, тихонько ударил по ближней монете, перевернул ее и подвинул вторую. «Хлюзда на правду наведет, - - решил я. -Все равно я их сейчас все заберу». «Уроки французского». Художник И.Пчелко

«…Я … сел за парту и опустил голову…» …Нос вспух и раздулся, под левым глазом синяк, а ниже его, на щеке, изгибается жирная кровавая ссадина. Как идти в школу в таком виде, я не представлял, но как-то идти надо было, пропускать по какой бы то ни было причине уроки я не решался. В.Гильдяев «Уроки французского»

«Это правда, что ты играешь на деньги «Это правда, что ты играешь на деньги?» Она сидела передо мной аккуратная вся, умная и красивая, …к тому же она была учительницей не арифметики какой- нибудь, не истории, а загадочного французского языка, от которого тоже исходило что-то особое, сказочное, неподвластное любому. В.Гильдяев «Уроки французского»

Игра в замеряшку. Мы взялись за монеты. Видно было, что Лидия Михайловна когда-то действительно играла, а я только-только примеривался к игре. В.Гильдяев «Уроки французского»

Игра началась заново. Мы перебрались из комнаты в прихожую, где было свободнее, и били о ровную дощатую заборку. Били, опускались на колени, ползали по полу, задевая друг друга, растягивали пальцы, замеряя монеты, затем опять поднимались на ноги...

Беседа по тексту. Как герой относится к учительнице? Докажите текстом. Рассказчик первый раз появляется в школе с синяками. Прочитайте эпизод. Как ведет себя Лидия Михайловна, оцените ее поведение. Как это ее характеризует? Как мальчик относится к дополнительным занятиям? Понял ли он, с какой целью заставила Лидия Михайловна его заниматься? Как реагировала учительница на его отказы ужинать? Что еще предпринимает учительница, чтобы помочь своему ученику? Каким чувством продиктован этот поступок? Чем отличается жалость от милосердия? Прочитайте монолог учительницы, в котором она объясняет свое желание играть. Зачем она это делает? Что нового мы узнаем о ее характере? Как теперь к своей учительнице относится герой? Докажите текстом. Какие же уроки преподала Лидия Михайловна герою? Перечитайте последние абзацы повести. Почему повесть об учителе, о ребятах, о милосердии заканчивается такой фразой? С чем ассоциируются у героя яблоки?

Лидия Михайловна открыла мальчику мир, где люди могут доверять друг другу, поддерживать и помогать, разделять горе, избавлять от одиночества. Мальчик узнал «красные яблоки», о которых и не мечтал никогда. Теперь он узнал о том, что он не одинок, что есть на свете доброта, отзывчивость, любовь. Это и есть истинные духовные ценности.

Домашнее задание: Расскажите о герое по следующему примерному плану (вопрос 2 на стр.149): а)Почему мальчик оказался в райцентре? б)Как он чувствовал себя на новом месте? в)Почему он не убежал в деревню? г)Какие отношения сложились у него с товарищами? д)Почему он ввязался в игру на деньги? е)Как характеризуют его отношения с учительницей ?