ПОДЗЕМЕЛЬЯ НИЖЕГОРОДСКОГО КРЕМЛЯ Кладоискатели много лет пытаются обнаружить библиотеку Ивана Грозного в московском Кремле. И совершенно напрасно. Нижегородцы-то точно знают, где ее искать, в подземельях нижегородского кремля. Легенда гласит, что, отправляясь в Казань, царь взял с собой и книги, но по дороге оставил библиотеку на сохранение в Нижнем Новгороде. Говорят, она может быть спрятана в подземном ходе. Таких в кремле известно два. На круче Почаинского оврага расположена Тайницкая башня. От нее вниз по склону вел подземный ход тайник. Поэтому башню так и назвали. Крытая наклонная траншея, стенки и перекрытия которой были деревянными, вела к реке Почайне. Другой тайный ход, по легенде, вел из Георгиевской башни по дну Волги на левый берег реки. Первый «тайник» засыпан в 1880-х годах при благоустройстве Зеленского съезда, второй не обнаружен до сих пор. Может быть, именно там и спрятаны бесценные реликвии.
Прошли годы. В 1973 году при проведении ремонта в доме нашли клад. Из тайника извлекли богатейшую коллекцию фарфора, хрусталя, канделябров и подсвечников, орденов, картин и многое другое. Все художественные ценности были переданы в историко-архитектурный музей. Инженер, нашедший клад, получил законные 25%. По слухам, другому участнику той истории повезло меньше: обнаруживший тайник рабочий пострадал из-за пустых коробок из-под ювелирных изделий Фаберже. Ему не поверили, что драгоценностей в коробках не было, обвинили в краже, дали срок и сослали в лагеря. После этого начали говорить о «нехорошем» доме и проклятии Каменских. Особняк на Верхне-Волжской набережной под номером 11 называли по имени владельца домом Каменских. Судовладельца арестовали в 17-м, потребовав уплатить 50-миллионный налог. За него слезно просила супруга, которая в письме в губчека уверяла, что капиталов у мужа нет, что они вынуждены продавать имущество, что у Каменского больное сердце. Невероятно, но судовладельца выпустили, и супруги благополучно эмигрировали.
В опустевший особняк под номером 3 на Верхне-Волжской набережной (бывшее здание художественного музея) в конце 1919 года для обыска пожаловали чекисты. Целый день они искали спрятанный клад в подвале, затем два часа взламывали окованную железом дверь. А за ней в тайнике находились сокровища, достойные лучших музеев: бесценные серебряные сосуды, столовые и чайные сервизы работы известных английских, французских и немецких мастеров, ювелирные изделия, большое количество антикварных вещей, художественная бронза, иранские и афганские ковры, дорогие ткани и меха. Еще один клад в бывшем купеческом родовом гнезде нашли опять-таки нижегородские чекисты. Сразу после октябрьского переворота бывший городской голова Д. В. Сироткин бежал из города налегке, оставив на счету в банке не более тысячи рублей.
Где же нажитые сокровища, до сих пор загадка. Кстати, говорят, что ремонт краеведческого музея длился так долго потому, что велись тщательные поиски клада. Но ничего так и не найдено. Так что тайники с сокровищами, накопленными купцами Рукавишниковыми, до сих пор ждут удачливых кладоискателей А между домами Сироткина и Каменских на Верхне-Волжской набережной стоит дом 7, принадлежавший С. М. Рукавишникову (теперь это историко-архитектурный музей- заповедник). Особняк этот хранит не одну тайну. Вначале это был двухэтажный небольшой домик, в котором жила старая родственница купца, не желавшая покидать старые стены. Архитектору пришлось мешавший дом «спрятать» внутри вновь построенного дворца. Сделано это настолько искусно, что никто и не замечает архитектурного трюка. А вторая тайна касается опять же спрятанного клада. Род Рукавишниковых был чрезвычайно богат, причем новые поколения богатство не проматывали, а приумножали.
Слухи о богатстве князей давно ходили по Нижнему, поэтому после их бегства нашлось немало желающих поохотиться за сокровищами. Но найти их посчастливилось только чекистам. …Обыск в особняке затянулся. Сотрудники ВЧК, устав, решили перекурить. Один из них, облокотившись на деревянную завитушку, случайно открыл тайник на противоположной стене. В сундуках и ящиках оказалось фамильное столовое серебро и старинные изделия из бронзы, бриллиантовые ожерелья, диадемы и колье, золотые и серебряные кольца, серьги, броши. Опись сокровищ заняла двадцать шесть листов! Дом 46 по улице Рождественской принадлежал князьям Абамелек-Лазаревым, потомкам армянских купцов, получивших дворянство. После революции они покинули дом, спрятав семейные ценности в тайнике.