Региональный центр компьютерных технологий в образовании ОМСК 2005 г. ЦКТО г. Омск История России с древнейших времен до конца XVI в. Автор: Шаталова С.Н. учитель истории МОУ "СОШ 116"
История не терпит суесловия, Трудна её народная стезя. Её страницы, залитые кровью, Нельзя любить бездумною любовью, Но не любить без памяти нельзя. Я.Смоляков
Творческое название проекта: «Дела давно минувших дней …» Аннотация: Итоговый учебный проект «Дела давно минувших дней …» посвящен загадкам и мифам российской истории с древнейших времен до конца XVI в. В проекте будут рассматриваться не только потаенные страницы русской истории, но и казалось бы всем известные факты, такие как образование Древнерусского государства и деятельность первых русских князей, борьба Руси с иностранными завоевателями. В процессе выполнения исследовательских заданий школьники учатся критически осмысливать прошлое, отделять интерпретацию от факта, самостоятельно анализировать источники и историческую литературу.
Основополагающий вопрос: Что стоит за легендами? Вопросы учебного курса: Восточные славяне в древности. Формирование Древнерусского государства. Первые киевские князья. Владимир Святославович. Принятие христианства. Расцвет древнерусского государства при Ярославе Мудром. Начало политической раздробленности Древнерусского государства. Борьба Руси с иностранными завоевателями. Культура и быт Руси с древнейших времен до к. XVI в. ЦКТО г. Омск
Всегда ли сказка ложь и на что в ней намек? Где находится Лукоморье? Прав ли М.Горький, назвавший былины историей, рассказанной самим народом? Что такое богатырское братство? Почему былинного киевского князя зовут Владимиром Красное Солнышко? «Велесова книга» - сенсация или подделка под древность? «Откуда есть пошла русская земля...» - правда и вымысел «Повести временных лет» Ледовое побоище на Чудском озерепограничный конфликт или противостояние Востока и Запада? Что мы знаем про поле Куликово? Что стало с библиотекой Ивана Грозного? ЦКТО г. Омск Темы исследований учащихся:
ЦКТО г. Омск Методические задачи проекта: Дидактические цели проекта: 1.Формирование навыков исследовательской деятельности: постановка проблемы, выдвижение гипотезы, определение целей и задач исследования, систематизация и обобщение фактов, представление конечного результата. 2.Формирование критического и исторического мышления. 3.Сформировать умение обобщать и делать выводы, высказывать и отстаивать свое мнение. 4.Развитие познавательного интереса к предмету. Научить школьников проводить критику исторических источников, анализировать, сопоставлять данные разных источников. Выяснить причины и обстоятельства образования Древнерусского государства Выделить особенности культуры Руси. Отработать алгоритм характеристики исторического деятеля. Научить составлять и анализировать схемы.
На выполнение проекта в учебной программе выделяется 2 полугодие, 34 часа по 2 часа в неделю (большая часть выполняется за счет вне учебного времени). На протяжении 3 четверти, когда шестиклассники только еще начинают изучать историю России, идет теоретическое осмысление проблематики курса, сбор материалов для самостоятельного исследования. В четвертой четверти начинается практическое осуществление индивидуального проекта. Подготовительный этап: Выбор творческого проекта совместно с учащимися, формирование исследовательских групп – 4 урок III четверти, 20 минут. Обсуждение плана работы учащихся индивидуально или в группе– 6 урок, 30 минут. Обсуждение со школьниками возможных источников информации, вопросов защиты авторских прав – 8 урок, 20 минут. Этап обучения: Консультации по выполнению самостоятельных исследований – III и преимущественно IV четверть Заключительный этап: Представление на защиту самостоятельных исследований (2 урока). Обсуждение результатов проекта. Поощрение лучших работ.- конец апреля. ЦКТО г. Омск Этапы и сроки проведения проекта
Структура учебно-методического пакета Описание проекта Примеры работ учащихся: презентация «Откуда есть пошла русская земля...» - правда и вымысел «Повести временных лет»; буклет «Всегда ли сказка ложь и на что в ней намек?» Web-сайт проекта «Дела давно минувших дней …» Критерии оценивания презентации, буклета Дидактические материалы: тест Методические материалы: презентация проекта «Дела давно минувших дней…»; методическая разработка проекта Список использованных материалов.
Контактная информация ЦКТО г. Омск Адрес г.Омск –105, ул. 2 Барнаульская 11 Б - 61 Тел