Уход за младенцами и маленькими детьми: теория, практика и результаты Хелен Джонс Международная организация замешаюшего воспитания Пермь, апрель 2013
Опыт определяет структуру головного мозга
Формирование головного мозга происходит постепенно, начиная с самых ранних лет жизни. Простые навыки приходят в первую очередь; более сложные надстраиваются позже. 3 Обучение, поведение и здоровье обусловлены структурой головного мозга Когнитивные, эмоциональные и социальные способности ребенка неразрывно связаны между собой на протяжении всей жизни. Прочная основа, заложенная в первые годы жизни ребенка, повышает шансы позитивного развития, тогда как слабое основание увеличивает риск будущих трудностей.
Головной мозг и навыки формируются за счет интерактивной природы взаимодействия между людьми (принцип партнерской игры)
Маленькие дети по своей природе тянутся к взаимодействию со взрослыми с помощью лепета, мимики, слов, жестов и криков, вызывая ответную реакцию взрослых. 5 Партнерское взаимодействие формирует головной мозг и навыки Такая партнерская схема взаимодействия имеет важное значение для развития здоровой структуры мозга. Таким образом, системы которые способствуют развитию отношений в раннем возрасте в дошкольных учреждениях, обществе и дома, так же поддерживают развитие головного мозга.
Негативные события в первые три года жизни ребенка ухудшают его дальнейшее развитие Количество факторов риска Источник: Barth, et al. (2008) Дети с задержками в развитии % 40% 60% 80% 100%
Значимость отношений Младенцам для нормального развития необходимы стабильные отношения и забота Такие отношения оказывают наиболее устойчивое влияние на социальное и эмоциональное развитие Отсутствие таких отношений приводит к: -повышенной агрессивности -более низким показателям IQ -уменьшению речевых способностей -отсутствию эмпатии
Эффективные методы работы с родителями «Партнерство Семьи и Медсестры» Родительство под давлением Терапия детско-родительского взаимодействия Видео обратная-связь Тренинг для родителей по управлению поведения ребенка Невероятные годы
Последствия разлучения Важно помнить цель размещения ребенка в принимающей семье – помощь в случаях оставления или жестокого обращения и пренебрежения нуждами. Снижает риск причинения вреда со стороны родителей, но может быть причиной других рисков для развития и долгосрочого психического здоровья
Качество ухода в принимающих семях Высокое качество ухода обеспечивает адаптацию ребенка Важно быть очень чувствительным и отзывчивым к сигналам привязанности и эмоциональным потребностям ребенка (партнерское взаимодействие) Для ребенка до 1 года отношения зависят от возможностей принимающего родителя Для ребенка старше 1 года качество отношений в большей степени определяется качеством ранней привязанности
Ключевые факторы Важность четкого плана для ребенка Непрерывность ухода, минимизация количества сбоев Групповая форма ухода является самой разрушительной для младенцев и детей младшего возраста Важность контактов и возможность работать с родителями во время посещения
Формы работы с принимающими родителями Терапия детско-родительского взаимодействия (PCIT) Коррекция (отрегулирование) привязанности и биологической динамки (ABC) Multidimensional Treatment Foster Care- Prevention (MTFC-P) (модель терапевтического ухода в принимающих семьях для маленьких детей от 3х до 6и лет)
MTFC-Prevention IQ increases
Экстренное размещение в принимающей семье Согласование наличия принимающей семьи с планом ухода за ребенком, чтобы избежать ненужные размещения Важность планирования, чтобы дети не зависали в услуге экстренного размещения. Необходимо, чтобы ресурс был доступен для новых экстренных ситуаций Обучение уходу за детьми с особыми потребностями Обеспечение соответствующего оборудования
15 Сбалансированный подход к эмоциональному, социальному, когнитивному и речевому развитию, начиная с самых ранних лет жизни. Поддерживающие отношения и положительные опыт, который начинается с родителей, но усиливается вне дома. Особое специализированное раннее вмешательство для детей и семей, испытывающих значительные трудности. Ключи к здоровому развитию