Учитель-дефектолог ПКПП государственного учреждения образования «Средняя школа 21 г. Могилёва» Олихвер И.А. Элементы психотерапии и речевые техники в работе учителя-дефектолога ПКПП
Психотерапия начинается тогда, когда ребенок в первый раз переступает порог пункта коррекционно- педагогической помощи. Учитель-дефектолог должен встретить ребенка в высшей степени дружелюбно и показать ему кабинет, в котором они будут заниматься и все, что в нем находится. Заметив, что больше всего ребенку понравилось, педагог дает ему заинтересовавшую его вещь и, если ребенок не возражает, подключается к его игре на равных. Первая встреча-знакомство на этом завершается.
КАКИМ ДОЛЖЕН БЫТЬ КАБИНЕТ Кабинет учителя-дефектолога не должен быть похож на кабинет. Это комната, в которой нет места строгому стилю. В ней все: обои, шторы, игрушки, мебель - должно быть проникнуто теплом и уютом домашнего "дружелюбного мира", в котором ребенок не чувствует себя скованным, зажатым.
НЕСКОЛЬКО СЛОВ О ПООЩРЕНИИ Одним из важнейших элементов психотерапии является поощрение, которое выражается в вербальной и невербальной формах (жесты, улыбки, похлопывания, прикосновения и т.д.). Ребенка нужно поощрять как можно чаще и как можно естественней. Ребенка нужно поощрять теми способами, которые ему больше всего нравятся. Ребенка нужно хвалить постоянно, даже если у него ничего не получается, а при малейшей удаче тем более.
ГЛАЗА В ГЛАЗА : Занимаясь с ребенком: 1. сидите справа от него. Правая сторона - это будущее. Когда вы находитесь справа, вы помогаете ему продвигаться в нужном направлении - к результатам, которых вы оба ждете; 2. занимайте позицию Левелинга - на уровне глаз ребенка (он - на стуле, вы на стульчике; он - на полу и вы на полу); 3. следите за своим голосом и организацией речи (логические паузы и ударения, высота, тембр, звучание); 4.принимайте ребенка таким, какой он есть; 5. будьте с ним "здесь и сейчас" (думая о своем, вы теряете контакт с ребенком, а он - интерес к тому, что он делает); 6. оставьте за порогом ваше настроение, не разрешайте себе раздражаться, лгать, притворяться; будьте спокойны и доброжелательны, открыты ему и искренни; 7. никогда не гладьте ребенка по голове и не кладите руку ему на голову - это жест, вызывающий отрицательную реакцию, даже стрессовое состояние.
ЧТО ЕЩЕ? Психогимнастика, как особая часть психотерапии, помогает скорректировать различные сферы психики детей с нарушениями речи, которые, как правило, испытывают определенные трудности в общении со сверстниками: склонны к повышенной утомляемости, вспыльчивы, замкнуты, несамостоятельны в поведении и выражении своих мыслей. Упражнения на развитие мимики и пантомимики (показать мимикой то или иное эмоциональное состояние; угадать по выражению лица товарища его внутреннее состояние и т.д.) помогают предотвратить перерастание эмоций в патологические чувства, обеспечить необходимую разрядку. Музыка, способная уравновесить нервную систему ребенка, успокоит чрезмерно возбужденного и растормошит вялого. Она способствует развитию умения слушать и слышать, развивает фантазии, воображения.
А ТАКЖЕ : Большое значение для нормального развития ребенка имеет гармонизация его притязаний (чего он хочет, на что претендует) и реальных возможностей. Ребенок, переоценивающий себя, обычно высокомерен, заносчив, нетерпим к критике. Ребенок, который недооценивает своих возможностей, скован, неуверен в себе, пессимистичен. Эти два типа самооценки могут привести к психическим расстройствам. Как можно это предотвратить? Вот один из способов. Пусть ребенок сам оценит свою работу и работу своего товарища. Если самооценка окажется завышенной, а оценка другого ребенка заниженной (что чаще всего бывает), надо осторожно подвести ребенка к пониманию неправомерности его выводов. Это дает возможность детям, неуверенным в себе, почувствовать уверенность, а детям с завышенной самооценкой, не испытывать в дальнейшем стресс при неудачном выполнении задания.