АО "Казахстанский центр государственно-частного партнерства" Методика проведения экономической экспертизы технико-экономического обоснования бюджетных.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Докладчик: главный специалист отдела тарифов в локальных монополиях Котрини Т.Р. 20 марта 2009 Содержание заключения на инвестиционные программы коммунального.
Advertisements

1 Инвестиционные предложения Разработка и отбор инвестиционных предложений Администраторы бюджетных программ Уполномоченный орган по стратегическому и.
Этапы планирования и осуществления бюджетных инвестиций.
Взаимодействие в процессе формирования бюджета Астана год.
«Основное содержание приказов Министерства регионального развития Российской Федерации 99, 100 и их применение при подготовке инвестиционных программ на.
БЮДЖЕТНЫЕ ИНВЕСТИЦИИ. Слайд 2 1) Бюджетный кодекс Республики Казахстан; 2) Правила рассмотрения, отбора, мониторинга и оценки реализации бюджетных инвестиционных.
Бюджет, ориентированный на результат Астана, март 2007 г.
Основы маркетинга в сфере сервиса Доцент кафедры СТЭА Г.Л.Овсянникова 900igr.net.
Разработка программ комплексного развития коммунальной инфраструктуры МСАЖКХ РТ.
Задачи решаемые EPCM командой Июль 2009 г.. Термины и определения EPCM (EPCM = Engineering Procurement Construction Management - управление проектированием,
«Стандарт качества муниципальных образовательных услуг »
Структурирование и подготовка ГЧП проектов в дорожной инфраструктуре Юрий Халимовский Старший юрист практики юридических услуг для инфраструктурных проектов.
Конкурсные процедуры при реализации проектов ГЧП Конкурсные процедуры в проектах ГЧП Валерия Репкова, Директор практики инфраструктурных проектов Юридической.
УПРАВЛЕНИЕ ПРОЕКТАМИ. ПРОЕКТ Временное предприятие, предназначенное для создания уникальных продуктов услуг или результатов ЦЕЛЬ Имеет конечный результат.
Экологический аудит Выполнил : Магистрант группы МСМ Сычев Владимир.
Вопросы формирования долгосрочных целевых программ и общие подходы формирования программной классификации расходов бюджета Республики Башкортостан МИНИСТЕРСТВО.
Наименование города, дата Инвестиционный проект «Наименование проекта» Наименование Проектоустроителя Адрес: Телефон: Логотип организации.
Направления консалтинговой деятельности Направления консалтинговой поддержки 1. Финансовая диагностика 3. Построение системы бюджетирования 2. Построение.
Структурирование проекта Инвестиционного фонда РФ СЕМИНАР «РАЗВИТИЕ ПОТЕНЦИАЛА ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА ДЛЯ УЛУЧШЕНИЯ ИНФРАСТРУКТУРЫ САМАРСКОЙ.
Технический проект системы Технический проект системы - это техническая документация, содержащая общесистемные проектные решения, алгоритмы решения задач,
Транксрипт:

АО "Казахстанский центр государственно-частного партнерства" Методика проведения экономической экспертизы технико-экономического обоснования бюджетных инвестиционных проектов Министерство экономики и бюджетного планирования 13 марта 2009 г.

Существующий алгоритм прохождения БИП Инвестиционное предложение Администратор бюджетной программы (глава 2 Правил рассмотрения БИП) Администратор бюджетной программы (глава 2 Правил рассмотрения БИП) Центр ГЧП по заказу МЭБП или юр. лица, определяемые МИО (пункт 8-9 статьи 150 БК) МЭБП* (пункт 11 Правил рассмотрения БИП) МЭБП* (пункт 11 Правил рассмотрения БИП) Вынесение проекта на рассмотрение Бюджетной комиссии Администратор бюджетной программы МЭБП (статья 150 Бюджетного кодекса) Администратор бюджетной программы МЭБП (статья 150 Бюджетного кодекса) МЭБП (пп2 ст.60 БК) МЭБП (пп2 ст.60 БК) Разработка ТЭО бюджетного инвестиционного проекта Администратор бюджетной программы (пункт 4 статьи 150 Бюджетного кодекса) Администратор бюджетной программы (пункт 4 статьи 150 Бюджетного кодекса) Положительное заключение по инвестиционному предложению Экономическая экспертиза бюджетных инвестиционных проектов (45 рабочих дней) Экономическая экспертиза бюджетных инвестиционных проектов (45 рабочих дней) Формирование перечня БИП Отраслевые министерства, ведомства, РГП «Экспертиза» ( п12-13 Правил рассмотрения БИП Правительство (п.4 правил формирования БИП) Правительство (п.4 правил формирования БИП) Утверждение перечня БИП с реализацией в 1 и 2 годах (приложение к СПСЭР, пп2 п.1 ст.4 БК) Правительство** ( п. 5 правил формирования БИП) Утверждение перечня БИП с реализацией в 2 и 3 годах (приложение к СПСЭР, пп 2 п.1 ст.4 БК) *- местные инвестиционные предложения подаются в местный уполномоченный орган по экономическому планированию, которые согласовываются с МЭБП (п 9-11 Правила формирования БИП ). **- местные инвестиционные проекты утверждаются маслихатами по представлению местных исполнительных оргнаов Отраслевое заключение, санитарно- эпидемиологическая государственная, экологическая экспертизы Отраслевое заключение, санитарно- эпидемиологическая государственная, экологическая экспертизы 1-ый год2-ой год 3-ий год Администрат оры бюджетных программ Реализация проекта 4-ый год МайДо 1 сентября Включение инвестиционного предложения в государственную, отраслевую (секторальную) программу Администратор бюджетной программы, МЭБП ( пункт 11 Правил рассмотрения БИП) ИюньИюльАвгуст 2

Действующая нормативная правовая база Бюджетный кодекс Республики Казахстан Раздел 8. Бюджетные инвестиции Правила рассмотрения бюджетных инвестиционных проектов утвержденные постановлением Правительства Республики Казахстан от 18 марта 2005 года Требования к технико-экономическому обоснованию бюджетных инвестиционных проектов (программ) Приказ и.о. Министра экономики и бюджетного планирования Республики Казахстан от 30 сентября 2004 года 144 Требования к заключению экономической экспертизы бюджетного инвестиционного проекта (программы) Утвержденные Приказом и.о. Министра экономики и бюджетного планирования Республики Казахстан от 30 сентября 2004 года 142 3

Новые нормативные правовые акты нового Бюджетного кодекса В реализацию нового Бюджетного кодекса Республики Казахстан разработаны следующие проекты НПА: проект Правил рассмотрения, отбора, мониторинга и оценки реализации бюджетных инвестиционных проектов; проект Требований к разработке и экспертизе технико-экономического обоснования бюджетного инвестиционного проекта; 4

Этапы проведения экономической экспертизы Проверка БИП на комплектность пакета документов 1-й этап 2-й этап 3-й этап 4-й этап Выявление соответствия структуры ТЭО БИП установленным Требованиям Оценка соответствия БИП приоритетам бюджетных инвестиций Подготовка заключения экономической экспертизы 5

1 этап. Проверка БИП на комплектность Пакет документов БИП: 1) государственная экспертиза юридического лица, уполномоченного Правительством Республики Казахстан на осуществление государственной экспертизы проектов; 2) экспертиза отраслевого органа; 3) экологическая экспертиза уполномоченного органа в области охраны окружающей среды; 4) государственная научно-техническая экспертиза; 5) экспертиза уполномоченного органа в области санитарно-эпидемиологического надзора. По Проектам, предполагающим строительную деятельность, требуется заключение государственной вневедомственной строительной экспертизы, экологической, санитарно- эпидемиологической экспертизы, акт выбора земельного участка, технические условия. По Проектам в области информатизации требуется заключение уполномоченного органа в области информатизации. По Проектам, предполагающим инновационную и/или космическую деятельность, требуется заключение государственной научно-технической экспертизе. В зависимости от специфики проекта могут быть затребованы другие экспертизы, необходимые в соответствии законодательством Республики Казахстан. 6

2 этап. Проведение выявление соответствия структуры ТЭО БИП установленным Требованиям Содержание ТЭО проекта должно соответствовать следующей структуре: резюме проекта; введение; маркетинговый раздел; технико-технологический раздел; экологический раздел; институциональный раздел; финансовый раздел; экономический раздел; социальный раздел; общие выводы по проекту; приложения 7

3 этап. Оценка соответствия БИП приоритетам бюджетных инвестиций соответствие приоритетам бюджетных инвестиций, определенных среднесрочным планом социально-экономического развития Республики Казахстан (области, города), государственным, отраслевым (секторальным) и региональным программам с указанием пункта плана мероприятия по реализации соответствующей программы. 8

4 этап. Подготовка заключения Структура заключения экономической экспертизы должно соответствовать Требованиям к заключению экономической экспертизы. Типовая структура заключения экономической экспертизы проекта состоит из следующих разделов: краткая характеристика инвестиционного проекта; оценка состава документации по проекту; оценка соответствия проекта приоритетам бюджетных инвестиций; маркетинговая оценка проекта; оценка технико-технологических решений; экологическая оценка проекта; институциональная оценка проекта; финансовая оценка проекта; экономическая оценка проекта; социальная оценка проекта; выводы и рекомендации. 9

Типовая структура заключения экономической экспертизы (1) Краткая характеристика инвестиционного проекта Паспорт проекта наименование проекта; заявителя проекта; цель проекта; период реализации проекта; масштаб проекта, в том числе мощность проекта; общая стоимость проекта; источники и форма финансирования проекта. 10

Типовая структура заключения экономической экспертизы (2) Оценка состава документации по проекту Перечень документов, принятых во внимание при проведении экономической экспертизы; Замечания к составу и содержанию представленных документов. Оценка соответствия проекта приоритетам бюджетных инвестиций в соответствии отражение 3 этапа проведения экономической экспертизы 11

Маркетинговая оценка проекта оценка анализа спроса (его тенденций) или социально-экономической необходимости проекта (с указанием видов продукции (услуг), которые будут производиться (предоставляться) в результате реализации проекта, объемов и цен, оценки конкурентов); оценка анализа рынков сырья, материалов и других факторов производства, связанных с функционированием проекта; оценка анализа цен на товары, работы и услуги, закупаемые в рамках реализации проекта; оценка коммерческих рисков, определяющая основные факторы риска, предположительный характер и диапазон изменений, предположительные мероприятия по снижению рисков; замечания по разделу. 12

Оценка технико-технологических решений оценка выбора месторасположения с указанием оценки относительно источников и поставщиков сырья, потребителей продукции и услуг, близости к транспортным магистралям, географической особенности, альтернативных вариантов; оценка масштаба проекта, содержащая расчетное обоснование проектной мощности, динамики освоения проектных мощностей; оценка схемы реализации проекта и их альтернативных вариантов; оценка выбора оборудования, определяющая его соответствие мировым стандартам, его технологическую совместимость с уже используемым оборудованием и предлагаемые альтернативные варианты; компоненты, график реализации проекта (технологические этапы); оценка технико-технологических рисков, содержащая основные факторы риска, предположительный характер и диапазон изменений, предполагаемые мероприятия по снижению рисков; замечания по разделу. 13

Экологическая оценка проекта оценка влияния проекта на состояние окружающей среды, включающая оценку экологического ущерба, предполагаемые мероприятия по уменьшению вредного воздействия, оценку соответствия технологии проекта казахстанским и международным стандартам; оценка экологических рисков, содержащая основные факторы риска, предположительный характер и диапазон изменений, предположительные мероприятия по снижению рисков; замечания по разделу. 14

Институциональная оценка проекта оценка институциональной схемы реализации проекта, содержащая схему реализации проекта, распределение функций, затрат и выгод, ответственности между участниками проекта; оценка институциональных рисков, определяющая основные факторы риска, предположительный характер и диапазон изменений, предполагаемые мероприятия по снижению рисков; замечания по разделу. 15

Финансовая оценка проекта оценка расчетов общих инвестиционных издержек; оценка расчетов эксплуатационных издержек; оценка схемы финансирования, в том числе по стадиям проекта, а также с указанием условий финансирования, источников, потребности в финансовых средствах; оценка расчета себестоимости продукции; оценка расчетов показателей финансовой эффективности, включающая сводный расчет потока денежных средств, анализ проекта с помощью простых методов финансовой оценки, расчет срока окупаемости, простой нормы прибыли, коэффициента покрытия задолженности, анализ с помощью методов дисконтирования, расчет чистой текущей стоимости проекта, внутренней нормы окупаемости, анализ проекта с помощью методов дисконтирования - расчет чистого дисконтированного дохода (NPV), внутренней нормы прибыльности (IRR), отношения дисконтируемых выгод и затрат (В/С), дисконтированного срока окупаемости; анализ в условиях неопределенности, включающий анализ чувствительности и безубыточности проекта; оценка финансовых рисков, определяющая основные факторы риска, предположительный характер и диапазон изменений, предполагаемые мероприятия по снижению рисков; замечания по разделу. 16

Экономическая оценка проекта анализ экономической ситуации с проектом и без него; оценка экономических выгод и затрат, содержащая анализ результатов, следствий и влияния, анализ эффективности затрат и неизмеряемые выгоды, приращенные выгоды и затраты, дополнительные выгоды потребителя, необратимые издержки, внешние эффекты, международные эффекты проекта; анализ наименьших затрат (альтернативные варианты); расчет показателей экономической эффективности, в том числе экономического чистого дисконтированного дохода и экономической внутренней нормы доходности; замечания по разделу. 17

Социальная оценка проекта определение потребности в трудовых ресурсах, включая анализ реальной обеспеченности трудовыми ресурсами необходимой квалификации и необходимости реализации программ обучения и переподготовки рабочих и специалистов; определение социального значения реализации проекта, в том числе демографических показателей, доходов населения, уровень занятости, влияние на повышение уровня знаний и т.д.; оценка социальных рисков, определяющая основные факторы риска, предположительный характер и диапазон изменений, предполагаемые мероприятия по снижению рисков; замечания по разделу. 18

Выводы и рекомендации Выводы и рекомендации должны содержать краткое заключение по проекту, основные достоинства и недостатки по проекту, заключительные выводы, определяющие получение проектом положительной или отрицательной оценки или необходимости дальнейшей доработки, проведения независимой экспертизы. 19

Совершенствование проведения экспертизы бюджетных инвестиционных проектов Методические документы Центра ГЧП Методика проведения экономической экспертизы технико- экономического обоснования бюджетного инвестиционного проекта утверждается Правлением АО «Казахстанский центр государственно-частного партнерства» Методическое пособие «Система управления рисками концессионных и бюджетных инвестиционных проектов» 20

Характерные недостатки при разработке ТЭО Заявителями и разработчиками ТЭО не соблюдаются требования бюджетного законодательства к содержанию и структуре отраслевых заключений и БИП: –не учитываются критерии –не учитываются критерии отнесения БИП к республиканским или местным проектам, установленные статьей 151 Бюджетного кодекса Республики Казахстан; –игнорируются нормы –игнорируются нормы главы 8 статей Бюджетного кодекса, устанавливающей распределение расходов между уровнями бюджетов (предлагается финансировать проект за счет средств республиканского бюджета проекты, которые должны финансироваться за счет местных бюджетов); не соблюдаются требования к содержанию отраслевой экспертизы –отраслевыми уполномоченными органами не соблюдаются требования к содержанию отраслевой экспертизы; отсутствуют такие разделы как институциональный, финансовый, экономический –в ряде проектов отсутствуют такие разделы как институциональный, финансовый, экономический; слабая проработка рисков –в подавляющем большинстве проектов отмечается слабая проработка рисков проекта и мер по их снижению. 21

Рекомендации по решению выявленных проблемных вопросов В целях повышения эффективности реализации бюджетных инвестиций в декабре 2008 года принят новый Бюджетный кодекс, в реализацию которого разработан проект Правил разработки, рассмотрения, отбора, мониторинга и оценки реализации бюджетных инвестиционных проектов. 22

Система управления рисками бюджетных инвестиционных проектов Управление рисками – это процесс, который продолжается на протяжении всего срока реализации бюджетного инвестиционного проекта, включает следующие этапы: Идентификация рисков; Качественная и количественная оценка рисков; – оценка вероятности наступления и влияния риска на проект – стоимостная оценка наступления риска Распределение рисков; Меры по предотвращению и снижению рисков; Мониторинг рисков. 23

Жизненный цикл бюджетного инвестиционного проекта 24 Эксплуатация Время Разработка ПСД Заключение гражданско- правовой сделки Строительство Регулятивные риски Политические риски Финансовые риски Коммерческие риски Маркетинговые риски Технологический риск Риски строительства Риск проектирования ТЭО проектов (за искл.) Экологические риски Социальные риски Форс – мажор Технический риск Риск, связанный с субподрядчиками Риск сбоя в поставке сырья Риск грунтовых условий Макроэкономические риски Гос задание Сдача объекта Инвестицион предложения Эксплуатационные риски

Система управления рисками в жизненном цикле бюджетного инвестиционного проекта Фаза жизненного цикла проекта Этап проекта Задачи Центра ГЧП Задачи управления риском Предпроектное обоснование инвестиций Инвестиционные предложения Предварительный перечень рисков проекта ТЭО бюджетных инвестиционных проектов Экспертиза ТЭО Перечень рисков проекта Предварительная матрица рисков проекта Предварительный план управления рисками Разработка проекта Разработка проектно- сметной документации Реализация проекта Заключение контрактов субподряда План управления рисками Предложения по реализации мер эффективного осуществления проектов Строительство Эксплуатация 25

Спасибо за внимание! 26