Применение технологии мастерских на уроках литературы и во внеурочной деятельности автор: Колкова Е.Г. учитель литературы МОУ «Екатерининская СОШ» Третьяковского района
ЭПИГРАФ… Творчество и самовыражение являются единственными вещами, с которыми следует считаться в образовании. Л.Нейлл
Мотивирую на самодеятельность, стимулирую творчество и личностный рост Управляю деятельностью (формирую способы деятельности, умения) Обучаю (формирую знания)
Цель литературы как учебного предмета - приобщение к общечеловеческим духовным ценностям; - развитие внутреннего мира ребёнка; - формирование системы нравственных ориентиров Задача литературного образования - воспитание и развитие квалифицированного читателя через создание на уроках литературы условий, при которых будут сформированы основные умения и навыки репродуктивно- конструктивной и творческой деятельности. Идея опыта - применение передовых технологий для создания условий формирования творческой личности, способной к самопознанию и саморазвитию. Актуальность опыта определяется попыткой разрешить противоречия: - между ориентацией нового содержания образования на развитие творческих способностей личности и традиционными формами, ориентированными на передачу готовых знаний; - между коллективным обучением и индивидуальным развитием учащихся.
Цель технологии - представление учащимся технологических средств для познавательной, воспитательной, развивающей подвижки. Концепция технологии - опора на сотрудничество Особенности технологии - разработка блоков деятельности; - наличие деления класса на группы (6-7чел) во главе с учеником-консультантом; - учитель-мастер, инициирующий поисковый характер деятельности; - подготовительная самостоятельная работа в составе группы по реализации первого блока деятельности (в течение 7-10 дней) Элементы технологии - индукция; - самоконструкция; - социоконструкция; - социализация; - разрыв; - коррекция; - конструирование решения проблемы.
Актуальность - применение технологии позволяет создать условия для формирования саморазвивающейся личности, способной к рефлексии и самостроительству. Трудоемкость - необходимость психологической перестройки с ориентацией на индивидуально-коллективную деятельность; - поэтапное формирование и развитие навыков самостоятельной работы, работы с литературными и научными источниками. Новизна - возможность саморазвития личности через социальную коррекцию; - поэтапное формирование знаний об окружающем мире.
Технология мастерских + ИКТ
Результативность - повышение уровня самостоятельности учащихся; -формирование положительного отношения к учебному предмету, труду; - осознание критерия полезности и затребованности деятельности учащегося на уроке; - совершенствование культуры совместного труда; - установка сознания на диалогизм; - открытость и критичность по отношению к чужому мнению; - закрепление навыков сотрудничества; - создание условий для овладения способами деятельности на основе актуализации и акультуривания личностного опыта; - формирование положительной я-концепции; - переход от репродуктивно-конструктивного к творческому уровню качества знаний.