Тема учебного проекта: Пушкинские традиции в творчестве поэтов Серебряного века. Творческое название: Два начала Автор: Миллер Ольга Валерьевна Алимова Лидия Михайловна Рыбашова Нина Николаевна
Данный проект направлен на активизацию исследовательских навыков учащихся и формирование у них информационной культуры. Внимание школьников акцентируется на связи поэзии Серебряного века с предыдущей традицией, в частности с творчеством А.С.Пушкина. В процессе работы учащиеся закрепляют материал об особенностях Золотого века русской поэзии и Серебряного, формируют навыки сравнительного анализа поэтического текста и навыки работы с критической литературой. В результате исследования у учеников формируется представление о литературе как о целостном непрерывном процессе. Проект рассчитан на учащихся 11 классов.
Основополагающий вопрос: Какова природа вдохновения? Вопрос учебной темы: С чего начинается поэзия Серебряного века? Учебные предметы: литература. Участники: учащиеся 8 классов.
Дидактические цели проекта: развитие информационной культуры учащихся, формирование у них исследовательских навыков, умения работать в команде над решением единой проблемы, планировать и реализовывать проектную деятельность. Методические задачи: научить анализировать и сопоставлять поэтические тексты, находить общее и индивидуальное в творчестве поэтов, классифицировать литературные явления, сравнивать различные точки зрения на творчество писателя, оформлять с помощью компьютера результаты своих исследований.
Проблемы самостоятельных исследований: Век Золотой и век Серебряный – что ярче? Возможно ли говорить о связи поэзии Серебряного века с творчеством А.С.Пушкина? Каково отношение поэтов Серебряного века к творчеству А.С.Пушкина?
Этапы и сроки проведения проекта: Введение учащихся в проблему и формулирование тем исследований учащихся – 1 урок, 15 минут. Формирование групп для проведения исследований – 1 урок, 10 минут. Выдвижение гипотез решения проблем и определение формы представления результатов – 1 урок, 10 минут. Обсуждение плана работы учащихся и возможных источников информации индивидуально или в группе – 2 урок, 20 минут. Самостоятельная работа групп по выполнению задания –2, 3 уроки. Подготовка учащимися презентации по отчету о проделанной работе – 4 урок. Защита полученных результатов и выводов – 5 урок.
Учебно-методический пакет: Комплект методических материалов: дидактический материал. Работы учащихся: презентация 1. презентация 2. буклет.буклет
Список информационных источников: Путеводитель по Пушкину. С.-П., 1997 г. Пушкин и культура русского зарубежья. М., 2000 г. Венок Пушкину. М., 1987 г. Дмитриев А.Л. А.С.Пушкин и язык поэзии А.Ахматовой. «Русский язык в школе» г. Смоленский Я.В. В союзе звуков, чувств и дум. М., 1976 г. Десницкий В.А. Статьи и исследования: сборник. Л., 1979 г. Бек Т. «Серебряный век» русской поэзии. Силуэт явления. «Первое сентября. Литература». 1997, 27. Эткинд Е.Г. Там, внутри…О русской поэзии 20 века. С.-П., 1997 г Электронная библиотека. Пушкин А.С. Полное энциклопедическое собрание сочинений г. Ахматова А. Избранное. М.,1974 г. А. Блок, В. Маяковский, С. Есенин. Избранные сочинения. М., 1991 г