ЛИТЕРАТУРА СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА ЛИТЕРАТУРА РУБЕЖА ВЕКОВ И НАЧАЛА 20 ВЕКА, СТАВШАЯ ОТРАЖЕНИЕМ ПРОТИВОРЕЧИЙ И ПОИСКОВ ЭПОХИ, ПОЛУЧИЛА НАЗВАНИЕ СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА. ОБРАЗНОЕ ВЫРАЖЕНИЕ «СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК», СТАВШЕЕ ПОЧТИ ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИМ ОПРЕДЕЛЕНИЕМ ЭПОХИ РУБЕЖА ВЕКОВ, ВПЕРВЫЕ ВОЗНИКЛО В КРИТИКЕ ТЕХ ЛЕТ, ПОСВЯЩЁННОЙ НОВЫМ ЯВЛЕНИЯМ В РУССКОЙ ПОЭЗИИ. ЭТО ВТОРОЙ ПОСЛЕ»ЗОЛОТОГО» ПУШКИНСКОГО ВЕКА ПОДЪЁМ ЛИРИЧЕСКОГО ИСКУССТВА. НО ПРЕОБРАЗОВАНИЯ КОСНУЛИСЬ НЕ ТОЛЬКО ПОЭЗИИ И ВООБЩЕ ЛИТЕРАТУРЫ, А ТАКЖЕ ФИЛОСОФИИ, ЖИВОПИСИ, МУЗЫКИ, ТЕАТРА. ПОНЯТИЕ СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК СВЯЗАНО С МОДЕРНИСТСКИМИ ТЕЧЕНИЯМИ
Русский модернизм. Русский модернизм. Цель модернистов– создание поэтической культуры, содействующей духовному возрождению человечества.Цель модернистов– создание поэтической культуры, содействующей духовному возрождению человечества. Русский модернизм представлен разными литературными течениями:Русский модернизм представлен разными литературными течениями: СимволизмСимволизм АкмеизмАкмеизм ФутуризмФутуризм
Символизм как литературное течение Символизм как литературное течение «Старшие символисты»: «Старшие символисты»: Д. Мережковский, З. Гиппиус, В. Брюсов, К. Бальмонт, Ф Сологуб. Д. Мережковский, З. Гиппиус, В. Брюсов, К. Бальмонт, Ф Сологуб. «Младшие символисты»: «Младшие символисты»: А Белый (Б. Бугаев), А. Блок, А Белый (Б. Бугаев), А. Блок, С. Соловьёв, Вяч. Иванов. С. Соловьёв, Вяч. Иванов.
Символизм. Символизмлитературно-художественное направление, считавшее целью искусства интуитивное постижение мирового единства через символы. Символ содержит в себе перспективу безграничного развёртывания смыслов. Большое внимание символисты уделяли совершенствованию приёмов стихосложения.
Творчество Тень несозданных созданий Тень несозданных созданий Колыхается во сне, Колыхается во сне, Словно лопасти латаний Словно лопасти латаний На эмалевой стене. На эмалевой стене. Фиолетовые руки Фиолетовые руки На эмалевой стене На эмалевой стене Полусонно чертят звуки Полусонно чертят звуки В звонко-звучной тишине. В звонко-звучной тишине. И прозрачные киоски И прозрачные киоски В звонко-звучной тишине В звонко-звучной тишине Вырастают, словно блёстки, Вырастают, словно блёстки, При лазоревой луне. При лазоревой луне. Всходит месяц обнажённый Всходит месяц обнажённый При лазоревой луне… При лазоревой луне… Звуки реют полусонно, Звуки реют полусонно, Звуки ластятся ко мне. Звуки ластятся ко мне.
Особенности стихотворения: Характерная лексика: образы: тени, сон, тишина, ночь, тайна. Цветопись: Фиолетовый, лазоревый Звукопись: ярко выраженная аллитерация-созвучие плавных сонорных согласных Л, М, Н, Р, благодаря которой стихотворение звучит как завораживающий поток звуков. Музыка для символитов- высшая форма творчества, дающая максимальную свободу самовыражения и восприятия. Оригинальный способ связи строф: последняя строка становится второй в следующей строфе Старшие символисты во главе с Д. Мережковским считали важными религиозно-философские поиски. В своей поэзии они развивали мотивы одиночества, безысходности, бессилия, ухода от скуки, повседневности в мир фантазий.
Валерий Яковлевич Брюсов ( )
«Боже мой! Боже мой! Если бы мне жить сто жизней – они не насытили бы всей жажды познания, которая сжигает меня!» В. БРЮСОВ
Поэт, прозаик, теоретик литературоведения, переводчик. 1.Родился в Москве 1 декабря 1873 года в зажиточной купеческой семье. 1.Родился в Москве 1 декабря 1873 года в зажиточной купеческой семье. 2. Учился в московской частной гимназии Ф Креймана, затем в гимназии известного педагога Л. Поливанова. Круг интересов гимназиста Брюсоваэто литература, история, философия, астрономия. 2. Учился в московской частной гимназии Ф Креймана, затем в гимназии известного педагога Л. Поливанова. Круг интересов гимназиста Брюсоваэто литература, история, философия, астрономия историческое отделение историко-филологического факультета. Изучает поэзию французского символизма Верлена, Рембо, оказавшего большое влияние на его дальнейшее творчество историческое отделение историко-филологического факультета. Изучает поэзию французского символизма Верлена, Рембо, оказавшего большое влияние на его дальнейшее творчество г. Брюсов составил небольшой сборник «Русские символисты» г. Брюсов составил небольшой сборник «Русские символисты» г. Издана книга «Шедевры», 1897книга «Этоя» г. Издана книга «Шедевры», 1897книга «Этоя» г. Окончил университет, занимается литературной деятельностью г. Окончил университет, занимается литературной деятельностью Принимает активное участие в организации альманахов и журнала «Весы» Принимает активное участие в организации альманахов и журнала «Весы» г. Вышла книга «Третья стража», после которой Брюсов получил признание как большой поэт г. Вышла книга «Третья стража», после которой Брюсов получил признание как большой поэт.
г. Вышел сборник «Венок». 10. Основные черты лирики В, Брюсова: интимность, задушевность, простота в выражении мыслей и чувств (сборник «Все напевы, 1909, книга «Зеркало теней», 1012). 11. Первая мировая война– Брюсов находится на фронте в качестве корреспондента одной из петербургских газет, пишет патриотические стихи, но скоро возвращается с фронта, поняв всю бессмысленность этой войны. 12. Октябрьскую революцию принял. Было выпущено 5 книг новых стихов, среди которых лучшая»В такие дни»1 921 г. 13. Брюсов много сделал в изучении русского языка, внёс заметный вклад в исследование творчества Пушкина, Фета, Гоголя. 14. В советское время в Московском университете читал курсы по античной и новейшей русской литературе, по истории математики, вёл семинары по истории Древнего Востока. 15. М Горький назвал В. Брюсова «самым культурным писателем на Руси» октября 1924 года умер в Москве.
Жизнь Валерия Брюсова – истинный подвиг труда. Его начитанность и эрудиция вызывали почтительное удивление у всех, кто с ним сталкивался. За пятьдесят с небольшим лет своей жизни он выпустил восемьдесят книг. Брюсов писал не только стихи и поэмы, но и прозу, много переводил, особенно любимых им латинских и французских поэтов, знаменитого фламандца Верхарна. Брюсов был замечательным историком литературы и критиком, теоретиком стиха. Он усердно изучал творчество Пушкина, Тютчева, Баратынского и других деятелей литературы, посвятил их творчеству глубокие исследования. История культуры античного мира и эпохи Возрождения, время Пушкина в России, философия древних и новая философия, история математики, читаемая им специальным курсом в университете, средневековые оккультные науки и многое другое входило в круг интересов Брюсова.