Департамент образования города Москвы Московский гуманитарный педагогический институт Лаборатория развития ребенка и здоровьесберегающей деятельности в образовании СОЛИДАРНОЕ ОБЩЕСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЕМ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ СРЕДЫ Татьяна Николаевна Ле-ван, к.пед.н., ведущий научный сотрудник лаборатории развития ребенка и здоровьесберегающей деятельности в образовании
Послание Президента РФ Д.А.Медведева к Федеральному собранию г.: Находиться в школе ребенку должно быть комфортно: и психологически, и физически. Именно в школьный период формируется здоровье человека на всю последующую жизнь. … Да, многое, конечно, зависит от условий жизни в семье, от родителей. … Дети проводят в школе значительную часть дня, и заниматься их здоровьем должны в том числе и педагоги. К каждому ученику должен быть применён индивидуальный подход – минимизирующий риски для здоровья в процессе обучения. Если приоритет здорового образа жизни будет в полной мере реализован в школе, то мы гораздо легче справимся и с формированием современной системы здравоохранения в целом.
Послание Президента РФ Д.А.Медведева к Федеральному собранию г.: Наряду с внедрением новых технологий профилактики и лечения необходимо с особым вниманием относиться к созданию мотиваций и условий для здорового образа жизни. … Задача сконструировать так называемое умное здание, то есть современное, где предусмотрены технологии обучения, укрепления здоровья, обеспечения школьников нормальным, качественным питанием.
Нормативно-правовая база в области здоровьесбережения в образовании Концепция долгосрочного социально- экономического развития ФР до 2020 г. (разделы 2, 3,4) утверждена Распоряжением Правительством РФ р Концепция долгосрочного социально- экономического развития ФР до 2020 г. (разделы 2, 3,4) утверждена Распоряжением Правительством РФ р Основные направления деятельности Правительства РФ на пери0д до 2012 г. (от р) Основные направления деятельности Правительства РФ на пери0д до 2012 г. (от р) Формирование здорового образа жизни и экологических стандартов жизни Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» Приоритетный национальный проект «Образование» (с 2008 г. в рамках него разрабатывается проект «Школьное питание» - Поручение Президента РФ от ) Приоритетный национальный проект «Образование» (с 2008 г. в рамках него разрабатывается проект «Школьное питание» - Поручение Президента РФ от )
Нормативно-правовая база в области здоровьесбережения в образовании Федеральная целевая программа развития образования РФ Федеральная целевая программа развития образования РФ Решение Коллегии Минобрнауки г. Решение Коллегии Минобрнауки г. Проект СанПин Проект СанПин Проект приказа Мионбрнауки об утверждении и введении в действие требований к образовательным учреждениям в части охраны и укрепления здоровья обучающихся (декабрь 2009 ) Проект приказа Мионбрнауки об утверждении и введении в действие требований к образовательным учреждениям в части охраны и укрепления здоровья обучающихся (декабрь 2009 ) Программа «Дети России на гг.» (подпрограмма «Здоровье») Программа «Дети России на гг.» (подпрограмма «Здоровье»)
Нормативно-правовая база в области здоровьесбережения в образовании Программа «Развитие физкультуры и спорта в РФ на гг.» Программа «Развитие физкультуры и спорта в РФ на гг.» Программа «Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на годы» Программа «Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на годы» Проект СанПин Проект СанПин Проект приказа Минобрнауки об утверждении и введении в действие требований к образовательным учреждениям в части охраны и укрепления здоровья обучающихся (декабрь 2009 ) Проект приказа Минобрнауки об утверждении и введении в действие требований к образовательным учреждениям в части охраны и укрепления здоровья обучающихся (декабрь 2009 ) Программа «Дети России на гг.» (подпрограмма «Здоровье») и другие Программа «Дети России на гг.» (подпрограмма «Здоровье») и другие
Направления здоровьесберегающей деятельности ОУ Оптимизация санитарно-гигиенических условий обучения. Оптимизация санитарно-гигиенических условий обучения. Рациональная организация учебного процесса и режима учебной деятельности. Рациональная организация учебного процесса и режима учебной деятельности. Обеспечение полноценного питания детей в образовательном учреждении. Обеспечение полноценного питания детей в образовательном учреждении. Совершенствование системы физического воспитания. Совершенствование системы физического воспитания. Обеспечение психологического комфорта всем участникам образовательного процесса. Обеспечение психологического комфорта всем участникам образовательного процесса. Использование здоровьесберегающих образовательных технологий. Использование здоровьесберегающих образовательных технологий. Интеграция в учебно-воспитательный процесс оздоровительных мероприятий. Интеграция в учебно-воспитательный процесс оздоровительных мероприятий. Обеспечение семейного консультирования, ориентированного на укрепление здоровья и улучшение социальной адаптации ребенка. Обеспечение семейного консультирования, ориентированного на укрепление здоровья и улучшение социальной адаптации ребенка. Совершенствование системы медицинского обеспечения детей в образовательных учреждениях. Совершенствование системы медицинского обеспечения детей в образовательных учреждениях. Организация работы по сохранению здоровья учителей. Организация работы по сохранению здоровья учителей. Обучение педагогических кадров по вопросам здоровьесбережения. Обучение педагогических кадров по вопросам здоровьесбережения. Проведение мониторинга здоровья. Проведение мониторинга здоровья.
Здоровьесберегающая среда материально-технические, санитарно- гигиенические, организационные условия обучения и определенную систему взаимодействия основных участников образовательного процесса, направленные на достижение высоких результатов образования при сохранении ресурсов здоровья участников образовательного процесса через повышение их адаптивных возможностей
Здоровьесберегающий Здоровьеформирующий Объект образовательного процесса Субъект образовательного процесса
Система значимых ценностей ребенка и семьи ЗдоровьеДобро Бескорыстие
Успех в солидарном управлении здоровьесберегающей средой обеспечивают: 1)Стратегия школы - в рамках личностно- ориентированного обучения 2)Схема управления «по спирали»
Схема управления развитием здоровьесберегающей среды ЦЕЛЬ ПЛАН: Раскрутка Подбор команды единомышленников Анализ ситуации Обучение команды СОСТАВЛЕНИЕ ПРОГРАММЫ РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОГРАММЫ КОНТРОЛЬ, выявление того, что надо изменить АНАЛИЗ СИТУАЦИИ НОВАЯ ЦЕЛЬ
Успех в солидарном управлении здоровьесберегающей средой обеспечивают: 1)Стратегия школы - в рамках личностно- ориентированного обучения 2)Схема управления «по спирали» 3)Четкая регламентация прав и обязанностей в области здоровья 4)Демократизация уклада школы 5)Специальная система работы по формированию ценностного отношения к здоровью с «новичками» 6)В тактике образовательного процесса – идея ценности здоровья
Послание Президента РФ Д.А.Медведева к Федеральному собранию г.: Показателем личного успеха должно стать, скорее, здоровье человека, а не количество заработанных им денег. И если у молодёжи появится привычка к занятиям спортом, то будут решены и такие острые проблемы, как наркомания, алкоголизм, детская безнадзорность.
Благодарю за внимание! Лаборатория развития ребенка и здоровьесберегающей деятельности в образовании (499) (доб. 124)