юнисеф объединимся ради детей! Семинар-тренинг «Интеграция детей, затронутых эпидемией ВИЧ-инфекции, в образовательную среду» Название организации, проводящей семинар- тренинг
юнисеф объединимся ради детей! Диагностика и лечение ВИЧ-инфекции Презентация 6
Презентация 6 Семинар-тренинг «Интеграция детей, затронутых эпидемией ВИЧ, в образовательную среду» / Слайд 3 / Диагностика ВИЧ-инфекции Три обязательных компонента для установления диагноза «ВИЧ-инфекция» 1. Эпидемиологический анамнез (выявление ситуаций риска и рискованного поведения за последние 6–12 месяцев) 2. Лабораторная диагностика ВИЧ (анализ крови на антитела к ВИЧ и его белкам) 3. Клинический осмотр (определение клинической стадии ВИЧ-инфекции)
Презентация 6 Семинар-тренинг «Интеграция детей, затронутых эпидемией ВИЧ, в образовательную среду» / Слайд 4 / Методы лабораторной диагностики ВИЧ-инфекции Тестирование крови на ВИЧ-инфекцию применяется в России с конца 1985 г. Методы лабораторной диагностики ВИЧ Выявление антител к вирусу Выявление компонентов самого вируса
Презентация 6 Семинар-тренинг «Интеграция детей, затронутых эпидемией ВИЧ, в образовательную среду» / Слайд 5 / Большинство тестов выявляют не сам ВИЧ, а антитела к нему и его белкам, для образования которых организму требуется определенное время – так называемый период «окна», когда ни лабораторно, ни путем осмотра невозможно определить, есть ВИЧ у человека или нет Методы лабораторной диагностики ВИЧ-инфекции
Презентация 6 Семинар-тренинг «Интеграция детей, затронутых эпидемией ВИЧ, в образовательную среду» / Слайд 6 / Стандартной процедурой лабораторной диагностики ВИЧ-инфекции является обнаружение антител к ВИЧ и его белкам методами иммуноферментного анализа (ИФА) и иммуноблоттинга (ИБ) Чувствительность составляет более 99,5% Результаты анализа обычно расценивают как: –положительные; –сомнительные (неопределенные); –отрицательные Методы лабораторной диагностики ВИЧ-инфекции
Презентация 6 Семинар-тренинг «Интеграция детей, затронутых эпидемией ВИЧ, в образовательную среду» / Слайд 7 / Интерпретация результатов теста на ВИЧ Положительный – антитела к ВИЧ и его белкам обнаружены, абсолютное лабораторное подтверждение диагноза, необходимы консультирование, постановка на учет и диспансерное наблюдение Сомнительный (неопределенный) – обнаружены антитела только к 1–2 белкам, невозможно однозначно интерпретировать результат, необходимы консультирование и повторный анализ Отрицательный – антител на данный момент не обнаружено (период «окна»? отсутствие ВИЧ-инфекции?), необходимо консультирование Методы лабораторной диагностики ВИЧ-инфекции
Презентация 6 Семинар-тренинг «Интеграция детей, затронутых эпидемией ВИЧ, в образовательную среду» / Слайд 8 / Полимеразная цепная реакция (ПЦР): – определяет не антитела, а наличие компонентов самого ВИЧ (РНК вируса и его провирусную ДНК); – применяется для определения «вирусной нагрузки» (количество ВИЧ в 1 мл плазмы крови) с целью выявления момента начала антиретровирусной терапии и контроля ее эффективности; – для предварительной ранней диагностики ВИЧ-инфекции (например, у новорожденных детей) Методы лабораторной диагностики ВИЧ-инфекции
Презентация 6 Семинар-тренинг «Интеграция детей, затронутых эпидемией ВИЧ, в образовательную среду» / Слайд 9 / Экспресс тест-системы: –применяются в экстренных случаях; –в дальнейшем результат должен обязательно подтверждаться проведением стандартных исследований методами ИФА и ИБ Методы лабораторной диагностики ВИЧ-инфекции
Презентация 6 Семинар-тренинг «Интеграция детей, затронутых эпидемией ВИЧ, в образовательную среду» / Слайд 10 / Особенности лабораторной диагностики ВИЧ-инфекции у новорожденных Иммунная система новорожденного ребенка начинает полноценно функционировать (т.е. самостоятельно вырабатывать антитела) только к 12–18 месяцу жизни В крови новорожденных, рожденных ВИЧ-положительными женщинами, находятся материнские антитела к ВИЧ, такие дети до выяснения их ВИЧ-статуса имеют диагноз «Перинатальный контакт по ВИЧ» и находятся на диспансерном учете
Презентация 6 Семинар-тренинг «Интеграция детей, затронутых эпидемией ВИЧ, в образовательную среду» / Слайд 11 / Методом ПЦР можно провести раннюю предварительную диагностику ВИЧ-инфекции у новорожденных к 4–6 месяцу жизни Окончательный ВИЧ-статус ребенка определяется стандартными методами выявления антител (ИФА и ИБ) по достижении им возраста 18 месяцев Особенности лабораторной диагностики ВИЧ-инфекции у новорожденных
Презентация 6 Семинар-тренинг «Интеграция детей, затронутых эпидемией ВИЧ, в образовательную среду» / Слайд 12 / Первые проявления ВИЧ-инфекции у детей Первыми наиболее характерными проявлениями ВИЧ-инфекции у детей являются: – отставание в физическом и нервно-психическом развитии; – увеличение печени, селезенки, лимфатических узлов; – частые инфекционные заболевания верхних дыхательных путей, кожи и т.д.
Презентация 6 Семинар-тренинг «Интеграция детей, затронутых эпидемией ВИЧ, в образовательную среду» / Слайд 13 / Некоторые необходимые термины Иммунный статус – количество Т(CD4)-лимфоцитов в 1 мл крови, показатель состояния иммунитета человека. Норма 600–1200 клеток/мл «Вирусная нагрузка» – количество копий ВИЧ в 1 мл крови. Демонстрирует интенсивность размножения вируса в организме человека Высокоактивная антиретровирусная терапия (ВААРТ) – современный стандарт лечения ВИЧ-инфекции комбинацией (тремя и/или более) антиретровирусных препаратов
Презентация 6 Семинар-тренинг «Интеграция детей, затронутых эпидемией ВИЧ, в образовательную среду» / Слайд 14 / Течение ВИЧ-инфекции (без ВААРТ)
Презентация 6 Семинар-тренинг «Интеграция детей, затронутых эпидемией ВИЧ, в образовательную среду» / Слайд 15 / Лечение ВИЧ-инфекции Цель лечения ВИЧ-инфекции Максимальное снижение «вирусной нагрузки» и обеспечение относительно высокого иммунного статуса, чтобы заболевший человек чувствовал себя нормально, не был уязвим к различным инфекциям, мог вести обычную жизнь
Презентация 6 Семинар-тренинг «Интеграция детей, затронутых эпидемией ВИЧ, в образовательную среду» / Слайд 16 / Сохранить здоровье человека, инфицированного ВИЧ, помогают: – психологический комфорт (создание охранительного психоэмоционального режима); – здоровый образ жизни (отказ от вредных привычек, полноценное питание, режим активности и отдыха); – профилактика, раннее выявление и своевременное лечение вторичных заболеваний (диспансерное наблюдение!!!); – специфическое антиретровирусное лечение (приверженность!!!) Лечение ВИЧ-инфекции
Презентация 6 Семинар-тренинг «Интеграция детей, затронутых эпидемией ВИЧ, в образовательную среду» / Слайд 17 / Для специфического лечения ВИЧ-инфекции используются так называемые антиретровирусные препараты (АРВ-препараты) в определенной дозировке и комбинации Стандартом лечения является комбинация трех или более АРВ-препаратов, что и называется высокоактивной антиретровирусной терапией (ВААРТ) Лечение ВИЧ-инфекции
Презентация 6 Семинар-тренинг «Интеграция детей, затронутых эпидемией ВИЧ, в образовательную среду» / Слайд 18 / АРВ-препараты: – высокотоксичные (химиотерапия); – труднодоступные (распространяются только через учреждения здравоохранения бесплатно); – дорогостоящие (1,5–4 тыс. долл. в год) Лечение ВИЧ-инфекции
Презентация 6 Семинар-тренинг «Интеграция детей, затронутых эпидемией ВИЧ, в образовательную среду» / Слайд 19 / ВААРТ направлена на подавление способности вируса размножаться С течением времени на фоне и вследствие ВААРТ общее количество вирусов («вирусная нагрузка») в крови человека снижается, а иммунная система начинает восстанавливаться (растет число Т(CD4)-лимфоцитов) В результате ВААРТ вирусная нагрузка может снизиться до не определяемых диагностическими тестами значений (хороший прогностический показатель!) Лечение ВИЧ-инфекции
Презентация 6 Семинар-тренинг «Интеграция детей, затронутых эпидемией ВИЧ, в образовательную среду» / Слайд 20 / ВААРТ назначается не всем больным ВИЧ- инфекцией, а только тем, у кого проявились клинические симптомы и/или тем, у кого низкий уровень Т(CD4)-лимфоцитов в крови и высокая вирусная нагрузка Если АРВ-препараты были назначены, они должны приниматься пожизненно Человек, болеющий ВИЧ-инфекцией, не должен прерывать лечение, когда почувствует себя лучше, он должен принимать препараты всю жизнь Лечение ВИЧ-инфекции
Презентация 6 Семинар-тренинг «Интеграция детей, затронутых эпидемией ВИЧ, в образовательную среду» / Слайд 21 / Важнейшим условием успешности терапии является приверженность пациента к лечению – осознанное и строгое исполнение предписаний врача по приему АРВ-препаратов: – строго в определенное время; – строго в определенной дозировке; – в строгой связи с приемом пищи (некоторые АРВ-препараты принимаются только натощак, некоторые – обязательно с жирной пищей и т.д.) Лечение ВИЧ-инфекции
Презентация 6 Семинар-тренинг «Интеграция детей, затронутых эпидемией ВИЧ, в образовательную среду» / Слайд 22 / Если пациент принимает АРВ-препараты не вовремя или пропускает хотя бы один прием, лечебный эффект терапии падает, а у вируса вырабатывается резистентность (невосприимчивость, устойчивость) к препаратам Чтобы сохранить жизнь и поддержать иммунитет, этому пациенту должна быть подобрана новая схема, но существующих вариантов комбинаций АРВ-препаратов не так много Формирование резистентности к разным схемам препаратов может, в конечном итоге, привести к невозможности подобрать курс лечения для больного и его гибели Лечение ВИЧ-инфекции
Презентация 6 Семинар-тренинг «Интеграция детей, затронутых эпидемией ВИЧ, в образовательную среду» / Слайд 23 / Если речь идет о лечении ВИЧ-инфекции у ребенка, приверженными к лечению (т.е. строго соблюдать время приема АРВ-препаратов, их дозу и диету ребенка) должны быть взрослые, окружающие его (родители, воспитатели, педагоги) В приверженности взрослых – спасение жизни ребенка!!! Лечение ВИЧ-инфекции
юнисеф объединимся ради детей! Спасибо за внимание !