Методическая разработка Методическая разработка Буровниковой В.Ю., учителя математики ГОУ СОШ 321 Центрального р-на 2011г.
Сделать учебную работу насколько возможно интересной для ребенка и не превратить этой работы в забаву – это одна из труднейших и важнейших задач дидактики. К. Д. Ушинский
Задачи: 1. ознакомиться с методикой использования занимательных заданий на уроке математики 2. изучить приемы составления занимательных заданий 3. изучить использование занимательных задач в игровых технологиях Цель: Цель: расширение и систематизация знаний методики применения занимательных задач на уроках математики с применением игровых технологий
Характерные признаки занимательных задач такая задача (как и любая задача вообще) имеет развивающую направленность такая задача (как и любая задача вообще) имеет развивающую направленность в задаче должны быть использованы нестандартные формы и способы представления данных в задаче должны быть использованы нестандартные формы и способы представления данных в качестве исходных данных и ситуаций используются вымышленные или реальные персонажи, оперируя которыми требуется достигнуть заданной цели в качестве исходных данных и ситуаций используются вымышленные или реальные персонажи, оперируя которыми требуется достигнуть заданной цели это качественная задача, решение которой строится на рассуждении без применения математических выкладок это качественная задача, решение которой строится на рассуждении без применения математических выкладок задача включает в себя необычно поставленный вопрос задача включает в себя необычно поставленный вопрос
Классификации и типологизации задач, применяемых в учебном процессе текстовые графические задачи-рисунки по способу подачи информации арифметические алгебраические геометрические графические по способу решения количественные качественные по содержанию задачи с дидактическими функциями по функциональным возможностям в обучении задачи с познавательными функциями задачи с развивающими функциями и так далее
Стандартные прикладные задачи Задачи с лишними, недостающими или противоречивыми данными Задачи без явной постановки вопроса или с неявной его постановкой Задачи с нестандартной формой изложения данных (рисунок, схема, диаграмма) Задачи с реккурентным способом постановки данных и условий Задачи, направленные на установление взаимосвязи, проведения аналогии, обобщения Задачи имеющие нестандартную фабулу постановки и задания вопроса Задачи в форме игр либо заданий практической работы Задачи данные в которых представлены в непривычных (нестандартных) единицах измерения Задания на нахождение ошибок, подтверждение истинности или обнаружение смысловых противоречий
Классификация нестандартных задач, не являющихся прикладными задачи, направленные на поиск взаимосвязей между заданными объектами, процессами или явлениями задачи, неразрешимые или не решаемые средствами школьного курса на данном уровне знаний учащихся задачи, в которых необходимо:
проведение и использование аналогий, определение различий заданных объектов, процессов или явлений, установление противоположности заданных явлений и процессов или их антиподов; проведение и использование аналогий, определение различий заданных объектов, процессов или явлений, установление противоположности заданных явлений и процессов или их антиподов; осуществление практической демонстрации, абстрагирование от тех или иных свойств объекта, процесса, явления или конкретизации той или иной стороны данного явления; осуществление практической демонстрации, абстрагирование от тех или иных свойств объекта, процесса, явления или конкретизации той или иной стороны данного явления; установка причинно-следственных отношений между заданными объектами, процессами или явлениями; установка причинно-следственных отношений между заданными объектами, процессами или явлениями; построение аналитическим или синтетическим путем причинно- следственных цепочек с последующим анализом получившихся вариантов; построение аналитическим или синтетическим путем причинно- следственных цепочек с последующим анализом получившихся вариантов; правильное осуществление последовательности определенных действий, избегая ошибок-«ловушек»; правильное осуществление последовательности определенных действий, избегая ошибок-«ловушек»; осуществление перехода от плоскостного к пространственному варианту заданного процесса, объекта, явления или наоборот осуществление перехода от плоскостного к пространственному варианту заданного процесса, объекта, явления или наоборот
типы задач, применяемые в обучении задачи- рисунки логические мини- задачи задачи- шутки задачи с неполным условием
ИГРЫ индивидуальные групповые общеклассные парные
ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ЗАДАЧАМ ИГРЫ изучающие новый материал формирующие умения и навыки большой пласт игр обобщающего повторения и контроля знаний
ПО ТИПАМ игры познавательные ролевыеделовые комплексные
ПО ФОРМЕ ПРОВЕДЕНИЯ игры – аукционы игры – аукционы защиты защиты соревнования на лучшее качество, скорость, количество соревнования на лучшее качество, скорость, количество путешествие по станциям с чередованием игровых ситуаций путешествие по станциям с чередованием игровых ситуаций имитация событий имитация событий пресс – конференция пресс – конференция игры – драматизации игры – драматизации инсценировки инсценировки поиск решения проблем поиск решения проблем игры - исследования, открытия игры - исследования, открытия
КОЛЛЕКТИВНЫЕ ИГРЫ обучающие контролирующие обобщающие
Основные структурные компоненты дидактической игры игровой замысел правила игровые действия познавательное содержание или дидактические задачи оборудование результат игры
Вопросы методики при организации дидактических игр цель игры цель игры количество играющих количество играющих какие дидактические материалы и пособия понадобятся для игры? какие дидактические материалы и пособия понадобятся для игры? как с наименьшей затратой времени познакомить ребят с правилами игры? как с наименьшей затратой времени познакомить ребят с правилами игры? на какое время должна быть рассчитана игра? Будет ли она занимательной, захватывающей? Пожелают ли ученики вернуться к ней ещё раз? на какое время должна быть рассчитана игра? Будет ли она занимательной, захватывающей? Пожелают ли ученики вернуться к ней ещё раз? как обеспечить участие всех школьников в игре? как обеспечить участие всех школьников в игре? как организовать наблюдение за детьми, чтобы выяснить, все ли включились в работу? как организовать наблюдение за детьми, чтобы выяснить, все ли включились в работу? какие изменения можно внести в игру, чтобы повысить интерес и активность детей? какие изменения можно внести в игру, чтобы повысить интерес и активность детей? какие выводы следует сообщить учащимся в заключение, после игры какие выводы следует сообщить учащимся в заключение, после игры
Результативность включения занимательных задач с использованием игровых технологий Дети используют знания, умения и навыки, полученные на уроках математики, в практической деятельности. Дети используют знания, умения и навыки, полученные на уроках математики, в практической деятельности. Формируются навыки, позволяющие продолжить обучение в техникуме, ПТУ или профильном классе. Формируются навыки, позволяющие продолжить обучение в техникуме, ПТУ или профильном классе. Дети осваивают коммуникативный, аналитический, проектировочный, творческий типы деятельности. Дети осваивают коммуникативный, аналитический, проектировочный, творческий типы деятельности. Учащиеся овладевают математическими знаниями, умениями и навыками разного уровня сложности: от минимальных, соответствующих обязательным результатам обучения, до повышенных, позволяющих продолжить обучение в математическом, физическом классах, а также в классах с углубленным изучением информатики Учащиеся овладевают математическими знаниями, умениями и навыками разного уровня сложности: от минимальных, соответствующих обязательным результатам обучения, до повышенных, позволяющих продолжить обучение в математическом, физическом классах, а также в классах с углубленным изучением информатики У учащихся формируется представление о математике как о предмете, где каждому есть возможность выразиться. У учащихся формируется представление о математике как о предмете, где каждому есть возможность выразиться. Приобретается навык работы со справочной литературой, проводятся необходимые измерения, подбираются доступные приборы, анализируются полученные результаты. У учащихся формируется представление о математике как о предмете, где каждому есть возможность выразиться. Приобретается навык работы со справочной литературой, проводятся необходимые измерения, подбираются доступные приборы, анализируются полученные результаты. У учащихся формируется представление о математике как о предмете, где каждому есть возможность выразиться. Учащиеся адекватно оценивают деятельность одноклассников (с помощью консультантов). Учащиеся адекватно оценивают деятельность одноклассников (с помощью консультантов). Изменяется поведение детей в коллективе: они начинают прислушиваться к мнению других, без боязни высказывают свое собственное мнение. Изменяется поведение детей в коллективе: они начинают прислушиваться к мнению других, без боязни высказывают свое собственное мнение.
«Без игры не может быть полноценного умственного развития. Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра - это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности.» «Без игры не может быть полноценного умственного развития. Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра - это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности.»В.А.Сухомлинский