Цели урока. 1. Закрепить знания классификации СПП с несколькими придаточными; 2. Показать особенности пунктуации таких предложений; 3. Продолжить отработку пунктуационных навыков в СПП данной структуры.
Виды подчинения.
[Видел Егорушка], (как мало-помалу темнело небо), (как опускалась на землю мгла), (как засветились одна за другой звёздочки). Однородное подчинение - Однородное подчинение - это такое подчинение, при котором придаточные относятся к одному и тому же слову в главном предложении и отвечают на один и тот же вопрос., каккаккак,,. что?
Последовательное подчинение - это такой тип подчинения, при котором первая придаточная часть относится к главной, вторая - к первой придаточной и т.д. [ [Молодые казаки ехали смутно и удерживали слёзы], (так как боялись отца ), (который,со своей стороны, был тоже несколько смущён ), (хотя старался этого не показывать). ( Н.Гоголь).,,, так каккоторыйхотя
Параллельное подчинение - это такой тип подчинения, при котором придаточные относятся к общей для них главной части и являются разными по значению либо относятся к разным словам в главной части ( в этом случае они могут быть одинаковыми по значению). (Так как другие деревья были ниже рябин), [то и создавалось впечатление], (что село стоит в рябиновом лесу).,,. Так как что
Комбинированное подчинение - это такой тип подчинения, при котором возможно сочетание однородного и неоднородного подчинения, а также последовательного подчинения. [В воздухе, (куда ни взглянешь), кружатся целые облака снежинок], (так что не разберёшь), (идёт ли снег с неба или с земли). куда ни … так что… ли… …, …,,. параллельноепоследовательное
Потренируемся
[ ], (потому что ), (что ). Виктор просился в забойщики, потому что он слышал, что это самая почётная профессия на шахте. последовательное Определите тип подчинения. прид. причины прид. изъяснит.
прид. времени прид. определит. (Когда ), [ ], (которых ). прид. времени прид. определит. (Когда ), [ ], (которых ). Когда мы пришли, отец показал мне окуней и плотиц, которых он выудил без меня. параллельное
Светлым солнечным утром, когда ещё вовсю распевают птицы, когда ещё роса не просохла на тенистых полянках парка), весь лагерь пришёл провожать Альку. прид. обст. времени [,(когда. ), (когда ) ]. прид. обст. времени [,(когда. ), (когда ) ]. однородное прид. обст времени
Как я ни отказываюсь от гонораров, от них нельзя отделаться, потому что люди не верят в действенность. прид. уступки прид. причины (как ни), [ ], (потому что). параллельное
Начинало слегка давить виски, так же как давит голову, когда долго кружишься на карусели. прид. обст. обр.действ прид. времени [ ], ( так же как ), (когда). прид. обст. обр.действ прид. времени [ ], ( так же как ), (когда). последовательное
Саврасов заглянул к нам из другого мира, где живут ведуны-великаны и откуда надолго нельзя безнаказанно отлучаться. [ ], (где) и (откуда). однородное прид.опред.
Если мы внимательно выслушаем лекцию, узнаем, как важно знать правила движения, как надо вести себя на улице. прид. услов. прид. изъяснит. (Если),[ ],(как),(как). Парал. прид. услов. прид. изъяснит. (Если),[ ],(как),(как). Парал. комбинированное Однор.
Мы проходим все комнаты, поднимаемся в детскую половину, откуда открывается вид на пруд, заглохший цветник, где на запущенных клумбах пасётся привязанный на верёвке телёнок. [ ], (откуда ), (где ). последовательное прид.опред.
Где гнутся над омутом лозы, Где летнее солнце печёт, Летают и пляшут стрекозы, Весёлый ведут хоровод. (А.К.Толстой) (где ), (где ), [ ]. однородное прид. места
По схеме определите виды подчинения в предложениях. 1. [, ( 1 ), ], ( 2 ) 2. [, ( 1 ), ], ( 2 ) 3. ( 1 ), [ ], ( 2 ), ( 3 ) 4. ( 1 ), ( 2 ), [, ( 3 ),], ( 4 )
Укажите, какая из схем соответствует предложению. Я задумался так, что даже не заметил, как село солнце, как стало смеркаться. А) [ так ], ( что ), ( как ), ( как ) Б) [ так ], ( что ), ( как ), ( как ) В) [ так ], ( что ), ( как ), ( как )
Среди данных предложений найдите СПП с последовательным подчинением придаточных (1)Разнообразнее раскрывается страна. (2) На русской земле столько прелести, что всем художникам, которые на ней живут, хватит её на тысячи лет. (3) Но знаете,- добавил он с тревогой, - что-то человек уж начал затаптывать и разорять землю. (4) А ведь красота земная – вещь священная, это великая вещь в нашей социальной жизни. (5) Это одна из наших конечных целей. 2
1)Пейзаж был основой, с которой началось возрождение этой святыни.2) Всё в совокупности: лес, вековые деревья, холмы, вода в прудах и прихотливо бегущий тут Сороти, луга, мосток, мельница – оставляет у посетивших Михайловское чувство свидания с Пушкиным.3) Такова сила пейзажа.4) Но только непосвященному может казаться, что всё это «сделалось само собой» и что так было всегда. 5) Далеко нет.8) Пейзаж «легко оскорбить», разрушить его гармонию какой-то несобранностью, необдуманной постройкой, оградой, назойливым указателем, да мало ли чем! Среди данных предложений найдите СПП с однородными придаточными. 4
Среди данных предложений найдите СПП с последовательным подчинением придаточных: (1) Эти слова принадлежат матери Терезе, женщине, чья подвижническая жизнь была настолько насыщенна, что не может не удивлять и с трудом укладывается в наши традиционные представления. (2) Её считали святой ещё при жизни. (3) В 20 веке она стала не просто символом милосердия, но вместе со своими помощницами являла реальную силу, с которой нельзя было не считаться. (4) Ею восхищались, её превозносили, перед ней преклонялись, её боготворили. 1
Среди данных предложений найдите СПП с неоднородным (параллельным) соединением придаточных: 1) Когда началась война, моя сестрёнка была маленькой и жила в детдоме, в котором был аквариум с рыбками. (2) Рыбок было десять. (3) Этот аквариум привезли из Москвы и поставили в спальне девочек. 1