Использование интерактивных технологий на уроках истории и обществознания Балдакова Ирина Николаевна учитель истории и обществознания 1
Образование – это то, что остается, когда все выученное забыто. Б. Скиннер
Великая цель образования – это не знания, а действия. Г. Спенсер
ФГОС второго поколения раздел II, пункт 10.9 Метапредметные результаты освоения программы должны отражать: умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение.
Формирование ключевых компетентностей посредством использования интерактивных технологий
6 «Интерактивный» происходит от английского «interact» - взаимно действовать.
Пассивный метод обучения
Интерактивный метод обучения
Особенности усвоения учебной информации при применении различных методов -лекция – 5% -чтение – 10% Пассивные методы Интерактивные методы -дискуссионные группы – 50% -практика через действие – 75% -обучение других – 90%
Формы интерактивного обучения Дебаты Ролевые (деловые) игры Проблемная лекция Работа в малых группах, в парах Дискуссия Круглый стол Мозговой штурм
Принципы интерактивного обучения Взаимодей ствие Активность обучаемых Создание среды образова- тельного общения Обратная связь Опора на групповой опыт
Нормы поведения: - все являются участниками; -каждый заслуживает того, чтобы его выслушали, не перебивая; -следует говорить так, чтобы тебя понимали, избегая лишней информации; -критикуются идеи, а не личности.
Инструментарий для мониторинга 1. Методика «Незаконченные предложения» 2. Методика П. И. Третьякова «Мониторинг определения качества и уровня сформированности ключевых компетенций» 3. Тест В. Ф. Ряховского «Коэффициент общительности» 4. Методика А.А. Леонтьева «Оценка стиля коммуникативной деятельности»
Методика «Незаконченные предложения» Самый главный вопрос, который был поставлен сегодня - это… Самым трудным для меня на сегодняшнем занятии было… Сегодня я понял (поняла), что…
Сегодня я понял (а), что…: история – интересная наука; работа в группе помогает мне снять страх перед выходом к доске; мне нравится высказывать свои предположения и получать одобрение группы и учителя; на таком уроке интересно и все равны; урок пролетает быстро. 15
Психологические (внешние) затруднения 16 Затруднения Низкая мотивация к межличностному взаимодействию 76%69%56% Формирование группового единства 82%75%62% Трудность простраивания совместной деятельности 68%53%49% Нежелание участвовать в рефлексии 82%65%47%
Психологические (внутренние) затруднения 17 Затруднения Личностная готовность к работе в группе 64%52%38% Осознание обучающимся прав и обязанностей члена группы 82%68%43% Развитие личностной рефлексии 82%64%43%
Динамика уровня коммуникативных способностей 18
Интерес к предмету уровень обученности
Результаты сдачи единого государственного экзамена (2011/12 учебный год) Предмет Количество сдававших экзамен Успеваемость Качество знаний Средний балл История3100%44%55 Обществознание19100%52%54
Интерес к предмету участие в олимпиадах, конкурсах
Интерактивные технологии социализация и адаптация Коммуни- кативная готовность Развитие личности Активная позиция школьников
Аксиома: наибольших результатов можно достичь в условиях интерактивного обучения Обучение других- 95% Совместная деятельность с обсуждением – 90% Опора на личный опыт- 80%Обсуждение – 70%Рассматривание – 50% Слушание- 26% Чтение глазами- 10%
«Я пришел сюда спорить, чтобы научиться мыслить» Л.Ф. Лосев
25 Главная характеристика «Дебатов»: Жесткий набор правил, которые обеспечивают столкновение противоречащих точек зрения.
В игре участвуют две команды (одна утверждает тезис, а другая его отрицает). В команде может быть три-четыре спикера, т.е. участника. Суть игры заключается в том, чтобы убедить экспертов, что ваши аргументы лучше и убедительнее, чем аргументы ваших оппонентов, избегая компромисса. «Дебаты»
За временем на протяжении всей игры следит «тайм-кипер». Члены каждой команды защищают не свою точку зрения, а ту, которую они получают путем жеребьевки. «Дебаты»
Этапы игры «Дебаты» 1.Подготовка. 2.Дебаты. 3.Анализ игры. Рефлексия.
Обязанности судьи: 1.Написать короткое заключение по игре, сделать комментарии. 2.Назвать лучших дебатеров (ораторов) 3.Назвать команду победившую в дебатах.