АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОБЛЕМЫ Проблема конфликта всегда актуальна. Ведь с конфликтом сталкивается каждый человек, будучи существом социальным. Иногда конфликты улучшают результаты работы и отношения благодаря новой информации, учету противоположных интересов, появлению креативных решений. Но если энергия сторон конфликта обращена друг против друга, конфликты могут стать разрушительными как для самих участников, так и для организации в целом.
Общение - сложное искусство. Там, где не хватает культуры общения, могут возникать конфликты. Источники конфликтов могут быть самые разные. Одна из причин конфликтов – демократия. Необходимо знать, как люди ведут себя в конфликтных ситуациях и есть ли эффективные способы решения конфликтов
Для этого: Для этого: проводят наблюдения за поведением в конфликтных ситуациях; проводят наблюдения за поведением в конфликтных ситуациях; Вырабатывают рекомендации по конструктивному решению конфликтов. Вырабатывают рекомендации по конструктивному решению конфликтов.
Знания, полученные в процессе работы над проблемой можно использовать в межличностном общении при разрешении конфликтных ситуаций. Практические результаты также могут пригодиться в работе классного руководителя, учителей- предметников, школьного психолога.
При наблюдении за поведением конфликтующих сторон проводят теоретическое и практическое исследования: Диагностика степени реагирования в конфликтной ситуации в классном коллективе Методы предупреждения конфликтной ситуации
«конфликт» В Толковом словаре русского языка слово «конфликт» определяется как столкновение, серьезное разногласие, спор. Конфликт Конфликт ситуация, в которой каждая из сторон стремится занять позицию, несовместимую и противоположную по отношению к интересам другой стороны. Стратегия поведения в конфликте Стратегия поведения в конфликте - это ориентация человека (группы) по отношению к конфликту, установка на определенные формы поведения в ситуации конфликта.
Основные стратегии поведения в конфликтных ситуациях Основные стратегии поведения в конфликтных ситуациях компромисс сотрудничество избегание соперничество уступка
Соперничество или противоборство открытая борьба за свои интересы. Люди, использующие эту стратегию, удовлетворяют собственные интересы в ущерб интересам других, вынуждая их принимать именно свое решение. Соперничество или противоборство открытая борьба за свои интересы. Люди, использующие эту стратегию, удовлетворяют собственные интересы в ущерб интересам других, вынуждая их принимать именно свое решение. Избегание, уход - стремлении выйти из конфликтной ситуации, не решая ее, не уступая своего, но и не настаивая на нем. Просто уклоняется от разрешения конфликта. Избегание или уход от конфликта может привести к росту проблемы.
Приспособление Приспособление стратегия сглаживания противоречий. Человек не пытается отстаивать свои собственные интересы и соглашается делать то, чего хочет другой участник. Сотрудничество Сотрудничество наиболее продуктивная стратегия и стиль поведения в конфликтах, приводящие чаще всего к разрешению и продуктивному выходу из конфликта. Компромисс- Компромисс- стороны стремятся урегулировать разногласия при взаимных уступках.
Для изучения стратегий поведения в конфликтных ситуациях учащихся можно использовать различные тесты, а затем провести диагностику и представить ее наглядно в виде диаграммы. Когда возникают конфликты между учениками и учителями, то этот тест можно предложить и учителям и представить сравнительную диагностику.
Тест « Оценка собственного поведения в конфликтной ситуации » Постарайтесь искренне ответить на вопрос: «Как вы обычно ведете себя в конфликтной ситуации или споре?». Если вам свойственно то или иное поведение, поставьте соответствующее количество баллов после каждого номера ответа. Часто- 3 балла От случая к случаю- 2 Редко- 1
1.Угрожаю или дерусь. 2.Стараюсь принять точку зрения противника, считаюсь с ней как со своей. 3. Ищу компромиссы. 4. Допускаю, что не прав, даже если не могу поверить в это окончательно. 5. Избегаю противника. 6. Желаю во что бы то ни стало добиться своих целей. 7. Пытаюсь выяснить, с чем я согласен, а с чем- категорически нет. 8. Иду на компромисс. 9.Сдаюсь. 10. Меняю тему… 11. Настойчиво повторяю одну мысль, пока не добьюсь своего. 12. Пытаюсь найти исток конфликта, понять, с чего все началось. 13. Немножко уступлю и подтолкну тем самым к уступкам другую сторону. 14. Предлагаю мир. 15. Пытаюсь обратить все в шутку.
Обработка результатов теста. Подсчитайте количество балов под номерами 1,6,11 это тип поведения «А» и т. д. Тип «А»-1,6,11 тип «Б»- 2,7,12 тип «В»- 3,8,13 тип «Г»- 4,9,14 тип «Д»- 5,10,15 Если вы набрали больше всего баллов под буквами: «А»- это «жесткий»тип решения конфликтов и споров. Вы до последнего стоите на своем, защищая свою позицию. Во что бы то ни стало стремитесь выиграть. Это тип человека, который всегда прав. «Б»- это «демократичный» стиль. Вы придерживаетесь мнения, что всегда можно договориться. Во время спора вы пытаетесь предложить альтернативу, ищите решения, которые удовлетворяли бы обе стороны. «В»- «компромиссный»стиль. С самого начала вы согласны на компромисс. «Г»- «мягкий» стиль. Своего противника вы «уничтожаете» добротой. С готовностью вы встаете на точку зрения противника, отказываясь от своей. «Д»- «уходящий» стиль. Ваше кредо- «вовремя уйти». Вы стараетесь не обострять ситуацию, не доводить конфликт до открытого столкновения.
В основе конфликтов поведения или поступков лежат совершенно разные мотивы. Наблюдая сам поступок, учитель оказывается в очень трудной ситуации необходимости выхода на истинные мотивы поведения. Что бы не совершать ошибки в таких конфликтах учитель должен не только хорошо понимать личность конкретного ученика, но и знать современные обстоятельства его жизни и ситуации, которые вызвали наблюдаемый поступок. Иногда, при разрешении конфликтов, приходится обращаться к «третьим» лицам. Их роль могут выполнять директор школы, инспектор, социальный педагог и т.д. Эти люди выступают в роли модераторов.
Под модерацией конфликта понимается стратегия работы и соответствующая ей роль третьей стороны в процессе локализации и разрешения конфликтной ситуации. Модерация - в переводе с латинского – приводить в равновесие, управлять, регулировать.
Модератор – посредник в конфликте. Модератор сохраняет уважение к обеим сторонам. Модератор должен быть готов решить проблему. Модератор слушает по очереди претензии обеих сторон, не давая им возможности спорить, предлагая при этом удобные для обеих сторон варианты. Модератор поддерживает только то, что законно и справедливо, проявляет дальновидность и настойчивость. Модератор должен верить в успех дела и добиваться взаимовыгодного для обеих сторон решения.
НАУЧИТЬСЯ слышать и слушать другого человека. ВАЖНО: НАУЧИТЬСЯ слышать и слушать другого человека. Открыто говорить о своих проблемах. Открыто говорить о своих проблемах. Уважать других. Уважать других.
Людей неинтересных в мире нет. Их судьбы – как истории планет. У каждой все особое, свое, И нет планет, похожих на нее… (Е.Евтушенко)
Друзья! Конфликтная ситуация может коренным образом изменить вашу жизнь! Постарайтесь, чтобы эти изменения были в лучшую сторону!
СПАСИБОЗАВНИМАНИЕСПАСИБОЗАВНИМАНИЕ