Приёмы и методы технологии развития критического мышления Флимина Жанна Борисовна учитель начальных классов МОУ «СОШ 4 г. Ртищево»

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Использование технологии развития критического мышления на уроках в начальной школе.
Advertisements

Технология критического мышления Скрипалева Ирина Васильевна МБОУ СОШ 2 с.Александров-Гай Саратовской области.
Сидоровичева Л. Н., учитель немецкого и английского языков МБОУ СОШ 16 г. Балаково.
Алексеева Татьяна Юрьевна учитель английского языка МАОУ СОШ 54.
Технология развития критического мышления Выполнила Блок Н.П. – учитель биологии МКОУ «Плоскосеминская основная общеобразовательная школа» Высшая квалификационная.
Технология развития критического мышления на уроках чтения и письма. Тихонкова Галина Владимировна – учитель начальных классов МОУ СОШ 37 г. Комсомольк-на-Амуре.
Технология развития критического мышления (ТРКМ) Подготовила: Федорова Светлана Олеговна (учитель начальных классов)
Технология развития критического мышления (ТРКМ) разработана в конце XX века в США (Ч.Темпл, Д.Стил, К.Мередит) ТРКМ известна в России с 1997 года.
Белокопытова Е.В. учитель начальных классов МБОУ - СОШ 2.
ТЕХНОЛОГИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ. Критическое мышление – направленное мышление, которое отличается логичностью и умением учесть свою точку зрения и другие.
Смысловое чтение l Каждому ученику постоянно приходится работать с разными текстами. Главная цель этой работы понять прочитанный текст и использовать содержание.
Развитие критического мышления через чтение и письмо Городской семинар на базе МОУ гимназия56, г. Томска выступление: Успеховой М.В.
Модель технологии Технологические этапы 1 фаза Вызов 2 фаза Реализация смысла (осмысление) 3 фаза Рефлексия.
Технология РКМЧП (Развитие критического мышления через чтение и письмо)
Руководитель РМО учителей математики И.К.Воробьёва 14 января 2010 года Развитие Критического Мышления через Чтение и Письмо.
Значение технологии развития критического мышления в формировании ключевых компетенций студентов на уроках русского языка и литературы Улаханова А.Г.,
МОУ «Белоярская средняя общеобразовательная школа» Стаж педагогической работы 16 лет Усок Елена Викторовна Учитель начальных классов.
Методические приёмы технологии развития критического мышления.
Методические приемы для развития критического мышления на уроках истории и обществознания.
Выполнила Дробязко М. А.. Д.Клустер Критическое мышление есть мышление самостоятельное. Информация является отправным, а отнюдь не конечным пунктом критического.
Транксрипт:

Приёмы и методы технологии развития критического мышления Флимина Жанна Борисовна учитель начальных классов МОУ «СОШ 4 г. Ртищево»

«Лучше иногда задавать вопросы, чем знать наперёд все ответы» ДЖ. Тэрбер

ОСНОВОПОЛОЖНИКИ Дж. Стил К. Мередит Ч. Темпл С. Уолтер

ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ЭТАПЫ ЭТАПЫ ТЕХНОЛОГИИ ВЫЗОВОСМЫСЛЕНИЕРЕФЛЕКСИЯ

ВЫЗОВ Функции этапа: - актуализировать и обобщить имеющиеся знания по данной теме или проблеме; - вызвать устойчивый интерес к теме, мотивировать ученика к учебной деятельности; - побудить ученика к активной работе.

ОСМЫСЛЕНИЕ ФУНКЦИИ ЭТАПА: - получить новую информацию; - осмыслить её; - соотнести с уже имеющимися знаниями.

РЕФЛЕКСИЯ ФУНКЦИИ ЭТАПА: - целостное осмысление, обобщение полученной информации; - анализ всего процесса изучения материала; - формирование у каждого из учащихся собственного отношения к изучаемому материалу и его повторная проблематизация (новый «вызов»)

В чем же различия? Что принципиально нового несет технология критического мышления? Элементы новизны содержатся в методических приемах, которые ориентируются на создание условий для свободного развития каждой личности. На каждой из стадий урока используются свои методические приемы.

ПРИЕМЫ ТЕХНОЛОГИИ - «Корзина» идей, понятий ….; - Инсерт или «Пометки на полях»; - составление таблицы «ЗУХ»; - «Написание синквейна»; - «Составление кластера»; - «Мозговой штурм»; - «Написание эссе»; - «Чтение с остановками»; - Тонкие и толстые вопросы; - Фишбон - Бортовой журнал и т.д.

«Составление кластера» Кластер – графическая организация материала. Слово «кластер» означает «пучок», «созвездие», «гроздь» Составление «кластера» позволяет: - свободно и открыто думать по поводу какой- либо темы; Кластер может быть использован на разных стадиях урока. - «вызов» – для стимулирования мыслительной деятельности. - «осмысление» - для построения материала. - «рефлексия» - при подведении итогов.

«ЗУХ» Особое требование- записывать сведения, факты или понятия только своими словами. З (знаю) У (узнал новое) Х (хочу узнать)

«Написание синквейна» Стихотворение из пяти строк. Форма свободного творчества. - пишется по определенным правилам; - требует от ученика кратко резюмировать информацию.

«Корзина» идей - используется на стадии «Вызов»; - позволяет выяснить все, что знают или думают ученики; - проводится обмен информацией.

Инсерт Прием маркировки текста следующими значками: - V – то, что известно; - «-» - то, что противоречит представлениям читающих; - «+» - то, что является новым; - «?» - ставится тогда, если у читателя возникло желание узнать о том, что описано более подробно.

«Мозговой штурм» англ. brainstorming Цель приема – развитие творческого типа мышления. Проводится в группах из 5-7 человек. - Первый этап – создание банка идей; - Второй этап – коллективное обсуждение идей; - Третий этап – выбор наиболее перспективных решений.

«Написание эссе» Свободное письмо на заданную тему. Смысл приема : «Я пишу для того, чтобы понять, что я думаю». Ценится: - самостоятельность; - оригинальность; - индивидуальность; - дискуссионность.

«Чтение с остановками» Данный прием содержит все стадии технологии. Читается текст (лекция) дозировано. Непременное условие приема – найти оптимальный момент в тексте для остановки.

Толстые и тонкие вопросы Тонкие вопросы: кто, где, когда, что, согласны ли, было ли, будет ли и т.д. Толстые вопросы: Почему вы, так думаете? В чем разница? Что, если? Объясните, почему и т.д.

Бортовые журналы Бортовые журналы – обобщающее название различных приемов обучающего письма. Учащиеся записывают ответы на следующие вопросы. - Что мне известно по данной теме? - Что нового я узнал из текста? При чтении, во время пауз и остановок, учащиеся заполняют, графы бортового журнала,

Фишбон Применяется на этапе вызова. Слово «Фишбон» дословно переводится как «рыбная кость». Важным этапом станет презентация заполненной схемы.

. 1. В нижнем прямоугольнике в записывается формулировка проблемы. 2. Учащиеся выделяют причины и аргументы, подтверждающие их предположения. 3. Учащиеся синтезируют вывод, который записывается в конечной части рисунка.

Цели технологии развития критического мышления, отвечают целям образования на современном этапе, формируют интеллектуальные качества личности, вооружают ученика и учителя способами работы с информацией, методами организации учения, самообразования, конструирования собственного образовательного маршрута.

Литература Н.В. Богатенкова Технология развития критического мышления на уроках истории и краеведения Н.В.Богатенкова // Пособие для учителей – СПб.: СПбГУПМ, 2001 Применение приемов и методов технологии развития критического мышления учащихся на уроках истории // Школьное историческое образование: творческий опыт и профессиональные размышления. – СПб.: СПбГУПМ, – Суворова Н.Г. Методическое пособие по праву для 7-го класса. – М., издание РФПР, Ж-л «Учитель» 4,2002, Н. Суворова, кандидат педагогических наук. Материалы межрегиональной научно-практической конференции «Современные технологии в изучении литературы и языков в общеобразовательных учреждениях», - Астрахань, 2008 г.