Формирование нравственно-этических ориентиров обучающихся на уроках Авторы: Пашкова Л.А., зам.директора МБОУ школы 3 Болдырева Л.Э., учитель музыки МБУ лицея 51 Жирова Е.Е., учитель начальных классов МБУ школы 18 Шешунова Н.Г., учитель технологии МБУ школы 18
Нравственность – это разум сердца Воспитательная программа «Я расту …»
Ключевая идея – воспитание нравственных чувств и этического сознания
Характеристика класса В классе доминируют мотивы долга и ответственности, познавательные мотивы проявлены не у всех; взаимоотношения между учащимися строятся на основе взаимопомощи, сотрудничества, но есть несколько учеников, которые являются аутсайдерами; учащиеся принимают участие в подготовке и проведении классных дел; участвуют в анализе и оценивании дел класса. Взаимоотношения в микрогруппах дружеские, порой возникают споры, редко - ссоры, но ненадолго. В большинстве групп лидеры положительные. Открытого соперничества между ними нет. Каждый ученик находит применение своим способностям в различных видах деятельности классного коллектива. 60% учащихся класса считают, что класс дружный. Класс объединён общей волонтерской деятельностью. Взаимоотношения класса с другими классами параллели дружеские, порой соревновательные. Многие ученики знакомы и общаются с учениками-сверстниками, а также с учениками младше и старше себя, чаще всего с теми, с кем рядом проживают. Вновь прибывшие ученики не всегда гармонично вливаются в классный коллектив. В целом класс шумный, активный, подвижный.
Теоретические основы: Концепция «Духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России» / под редакцией Данилюк А.Я, Кондаков А.М, Тишков В.А. Сухомлинский В.А. «Нравственные основы» Щуркова Н.Е. «Теоретические основы воспитания» Тихомирова Е.И., Чучкалова В.Н. Программа деятельности педагога по созданию воспитывающей среды «Я расту…» Медушевский В.В. Духовно – нравственное воспитание средствами музыки
Нравственная программа Сухомлинского В.А. Недостойно добывать свое благополучие, радость, удовольствие, спокойствие за счет притеснения, неустроенности, огорчения, беспокойства другого человека. Недостойно оставлять товарища в беде. Недостойно отступать перед опасностью, хныкать. Недостойно молчать, когда твое слово это честность, благородство и мужество, а молчание малодушие и подлость. Недостойна чрезмерная жалость к самому себе. Человека украшает выдержка
Цель и задачи: Цель: Формирование нравственно-этических норм личности, умеющей адаптироваться в современных условиях Задачи: Воспитывать чистоту нравственных отношений человека к человеку Формировать общечеловеческие устои понимания добра и зла Воспитывать любовь и бережное отношение к окружающим людям и природе
Основные виды деятельности: Творческие Ролевые игры Исследовательские Групповые Культурно-просветительские Познавательные
Социальные партнеры: Художественный музей Краеведческий музей Музыкальная школа 4 Филармонии (Самарская, Тольяттинская) Психологи Родительская общественность Инспектор ПДН Дворец творчества Театры «Сектрет», «Колесо», ТЮЗ, «Дилижанс»
Методы: Убеждение Упражнение Поощрение Наказание Наблюдение Метод коррекции поведения Заимствование Метод стимулирования Метод воздействия на эмоциональную сферу Метод воспитывающих ситуаций Метод дилемм
Технологии: технология душевной гимнастики технология самовоспитания технология сотрудничества технология групповой работы технология проектной деятельности информационно-коммуникативные технологии технология социальной проблемно-ценностной дискуссии игровые технологии шоу-технологии исследовательские технологии
Формы работы: Лекции, беседы,час общения, ролевые игры, диспуты, мозговой штурм, урок творчества, экскурсии, читательские конференции, конкурсы, КВН, викторины, исследование, конференции, психологические диспуты, просмотр кинофильмов, сюжетно-ролевые игры, творческие конкурсы, фестивали, праздники, театральные постановки, литературно-музыкальные композиции, художественные выставки, уроки этики, акции благотворительности, акции милосердия, творческие проекты, презентации, тематические стенды.
Формирование нравственно-этических основ на уроках музыки Прослушивание произведений классиков и современных композиторов М.И.Глинка «Жизнь за царя», М.П.Мусоргский «Хованщина», А.Рыбников «Юнона и Авось», М.Коваль «Волк и семеро козлят» Посещение музыкальных лекториев и литературных гостиных Посещение концертов филармонии Просмотр музыкальных фильмов и др.
Ресурсы: Интернет-ресурсы Кадровые (учителя, родители) Материальные (мультимедийное оборудование, актовый зал) Информационные (библиотека, СМИ) Музыкальные (фольклорно-этнографический ансамбль «Таусень», филармония) Культуроведческие Финансовые
Диагностики эффективности: Психологическая Педагогическая Игровая
Диагностики эффективности: Для оценки уровня развития нравственно-этической ориентации учителю необходимо заполнить таблицу и внести в нее данные по каждому учащемуся и по каждому критерию (в начале, в середине и в конце года)
Критерии воспитанности учащихся Показатели диагностикиМетоды ДисциплинированностьТест «Дисциплина на уроке» (Тихомировой Е.И., Чучкалова В.Н., «Я расту…») Уровень музыкальной культуры Тест «Мое отношение к музыке» (автор Краснова Л.Н.) Уровень нравственной воспитанности Н.Горожанкина «Нравственная воспитанность» Развитие ребенкаП.В.Степанов «Личностный рост ребенка»
Модель ученика Ребенок, который знает правила поведения и применяет их Ребенок, готовый проявлять почтительное отношение к родителям, уважительное отношение к старшим, доброжелательное – к сверстникам и младшим Доброжелательный, умеющий слушать и слышать партнера, умеющий высказать свое мнение Ребенок, стремящийся поступать правильно, отрицательно относящийся к аморальным поступкам.
Дорогие коллеги! Ваш добрый взгляд и ваш бы разум, И вашу б нравственность раздать Правительству и думским дядям, Чтобы Россию прославлять! С наступающим праздником, милые дамы!