Методическое сопровождение учителя математики в условиях введения ФГОС Лукичева Е.Ю., зав. кафедрой физико- математического образования СПбАППО к.п.н,

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Понятие «Универсальные учебные действия» В широком значении термин «Универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность ученика к.
Advertisements

. Понятие «универсальные учебные действия» В широком значении термин «Универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность ученика.
Формирование Универсальных Учебных Действий. Универсальные учебные действия (УУД) УУД -умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию.
Универсальные учебные действия ( УУД ). Что же такое универсальные учебные действия?
Универсальные учебные действия (УУД) Универсальные учебные действия (УУД)
Материалы к стандартам второго поколения Лукичева Е.Ю., к.п.н., доцент, зав. кафедрой физико-математического образования СПбАППО.
Универсальные учебные действия как результат начального образования.
ФГОС 2 поколения Программа развития универсальных учебных действий Пилюгина Н.А. Учитель начальных классов МОУ «Юркинская ООШ»
Универсальные учебные действия (УУД) Универсальные учебные действия (УУД)
Универсальные учебные действия (УУД) Универсальные учебные действия (УУД)
Учебная ситуация – это такая особая единица учебного процесса, в которой дети с помощью учителя обнаруживают предмет своего действия, исследуют его, совершая.
Универсальные учебные действия. Сущность деятельностного подхода Понятие «универсальные учебные действия» В широком значении термин «универсальные учебные.
Универсальные учебные действия (УУД) Универсальные учебные действия (УУД)
Программа развития универсальных учебных действий для предшкольного и начального образования.
Универсальные учебные действия (УУД) Универсальные учебные действия (УУД) Составила Чебан Н. И.
Термин «универсальные учебные действия» означает: способность субъекта к саморазвитию и само- совершенствованию путем сознательного и активного присвоения.
Средства формирования универсальных учебных действий на уроках русского языка и литературы универсальных учебных действий на уроках русского языка и литературы.
Реализация программы развития школы «Школа социального успеха» Школа при Посольстве России в Турции Подготовила – Попова Е.И. Материалы методического совещания.
Универсальные учебные действия ст. преподаватель кафедры ФО Е. В. Сверкунова.
Формирование УУД Формирование любых умений как личностных новообразований, в том числе и общеучебных умений, возможно только в деятельности Л.С.Выготский.
Транксрипт:

Методическое сопровождение учителя математики в условиях введения ФГОС Лукичева Е.Ю., зав. кафедрой физико- математического образования СПбАППО к.п.н, доцент

Ученик – это не сосуд, который надо наполнить, а факел, который надо зажечь. Плутарх Лукичева Е.Ю. 2

Основная педагогическая задача – создание и организация условий, инициирующих детское действие Как учить? обновление средств обучения Ради чего учить?ценностиобразования Чему учить?обновлениесодержания Системно-деятельностный подход Вектор смещения акцентов нового стандарта Основной результат – развитие личности ребенка на основе учебной деятельности формирование и развитие универсальных учебных действий

Универсальные учебные действия разработаны группой ученых-психологов под руководством члена-корреспондента РАО, профессора МГУ А.Г. Асмолова. Методологическая и теоретическая основа УУД - системно-деятельностный подход (Л.В. Выготский, А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин, Д.Б. Эльконин, А.В. Запорожец, В.В. Давыдов) Лукичева Е.Ю. 4

5 РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ Универсальные учебные действия Предметные результаты Метапредметные результаты Личностные результаты РегулятивныеКоммуникативныеПознавательные

Понятие «универсальные учебные действия» Лукичева Е.Ю. 6 умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта. совокупность действий учащегося, обеспечивающих социальную компетентность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса, культурную идентичность и толерантность. «Умение учиться» выступает существенным фактором повышения эффективности освоения учащимися предметных знаний, умений и формирования компетенций, образа мира и ценностно-смысловых оснований личностного морального выбора.

Функции универсальных учебных действий Лукичева Е.Ю. 7 5.Создание условий для гармоничного развития личности и её самореализации на основе готовности к непрерывному образованию. 6.Обеспечение успешного усвоения знаний, формирования умений, навыков и компетентностей в любой предметной области. 1.Обеспечение возможностей обучающегося самостоятельно осуществлять деятельность учения. 2. Постановка учебных целей. 3. Поиск и использование необходимых средств и способов достижения целей. 4. Контроль и оценка процесса и результата деятельности.

Виды универсальных учебных действий В составе основных видов универсальных учебных действий, соответствующих ключевым целям общего образования, можно выделить четыре блока: Лукичева Е.Ю. 8

Номенклатура УУД Лукичева Е.Ю. 9

1. Личностные действия Обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (знание моральных норм, умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. Применительно к учебной деятельности следует выделить три вида личностных действий: личностное, профессиональное, жизненное самоопределение; смыслообразование, т. е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется. нравственно-этическая ориентация, в том числе и оценивание усваиваемого содержания (исходя из социальных и личностных ценностей), обеспечивающее личностный моральный выбор. Лукичева Е.Ю. 10

2. Регулятивные действия обеспечивают учащимся организацию их учебной деятельности. К ним относятся: целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что еще неизвестно; планирование - определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий; прогнозирование - предвосхищение результата и уровня освоения знаний, его временных характеристик; контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; коррекция - внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата; оценка - выделение и осознание учащимся того, что усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и к преодолению препятствий. Лукичева Е.Ю. 11

3. Коммуникативные действия обеспечивают : социальную компетентность и учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми. Лукичева Е.Ю. 12

4. Познавательные универсальные действия включают: общеучебные, логические, постановку и решение проблемы. Лукичева Е.Ю. 13

Лукичева Е.Ю. 14

Общеучебные универсальные действия: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; структурирование знаний; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера. Лукичева Е.Ю. 15

Знаково-символические действия : Особую группу общеучебных универсальных действий составляют знаково-символические действия: моделирование преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическая или знаково - символическая); преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область. Лукичева Е.Ю. 16

Логические универсальные действия анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных); синтез - составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов; выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов; подведение под понятие, выведение следствий; установление причинно-следственных связей; построение логической цепи рассуждений; доказательство; выдвижение гипотез и их обоснование. Лукичева Е.Ю. 17

Постановка и решение проблемы: формулирование проблемы самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера Лукичева Е.Ю. 18

Лукичева Е.Ю. 19

Ученик научитсяПолучит возможность научиться 1 Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы Осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек, Интернета 2 Использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач Создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач 3 Строить речевое высказывание в устной и письменной форме Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме 4 Ориентироваться на разнообразие способов решения задач Осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий 5 Основам смыслового чтения художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов Осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты 6 Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков Осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций 7 Осуществлять синтез как составление целого из частейСтроить логическое рассуждение, включающее установление причинно- следственных связей Лукичева Е.Ю. 20

8 Проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям Произвольно и осознанно владеть общим приемом решения задач 9 Устанавливать причинно-следственные связей 10 Строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях 11 Обобщать, т.е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущности связи 12 Осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделение существенных признаков и их синтеза 13 Устанавливать аналогии. 14 Владеть общим приемом решения задач Лукичева Е.Ю. 21

Формирование любого умения проходит через этапы: 1. Приобретение первичного опыта и мотивация. 2. Получение теоретических знаний о новом способе (алгоритме) действия. 3. Тренинг в применении установленного алгоритма, уточнение связей, самоконтроль и коррекция. 4. Контроль. Через эти же этапы должно пройти и формирование умения выполнять любое УУД. Лукичева Е.Ю. 22