Методическое сопровождение учителя математики в условиях введения ФГОС Лукичева Е.Ю., зав. кафедрой физико- математического образования СПбАППО к.п.н, доцент
Ученик – это не сосуд, который надо наполнить, а факел, который надо зажечь. Плутарх Лукичева Е.Ю. 2
Основная педагогическая задача – создание и организация условий, инициирующих детское действие Как учить? обновление средств обучения Ради чего учить?ценностиобразования Чему учить?обновлениесодержания Системно-деятельностный подход Вектор смещения акцентов нового стандарта Основной результат – развитие личности ребенка на основе учебной деятельности формирование и развитие универсальных учебных действий
Универсальные учебные действия разработаны группой ученых-психологов под руководством члена-корреспондента РАО, профессора МГУ А.Г. Асмолова. Методологическая и теоретическая основа УУД - системно-деятельностный подход (Л.В. Выготский, А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин, Д.Б. Эльконин, А.В. Запорожец, В.В. Давыдов) Лукичева Е.Ю. 4
5 РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ Универсальные учебные действия Предметные результаты Метапредметные результаты Личностные результаты РегулятивныеКоммуникативныеПознавательные
Понятие «универсальные учебные действия» Лукичева Е.Ю. 6 умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта. совокупность действий учащегося, обеспечивающих социальную компетентность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса, культурную идентичность и толерантность. «Умение учиться» выступает существенным фактором повышения эффективности освоения учащимися предметных знаний, умений и формирования компетенций, образа мира и ценностно-смысловых оснований личностного морального выбора.
Функции универсальных учебных действий Лукичева Е.Ю. 7 5.Создание условий для гармоничного развития личности и её самореализации на основе готовности к непрерывному образованию. 6.Обеспечение успешного усвоения знаний, формирования умений, навыков и компетентностей в любой предметной области. 1.Обеспечение возможностей обучающегося самостоятельно осуществлять деятельность учения. 2. Постановка учебных целей. 3. Поиск и использование необходимых средств и способов достижения целей. 4. Контроль и оценка процесса и результата деятельности.
Виды универсальных учебных действий В составе основных видов универсальных учебных действий, соответствующих ключевым целям общего образования, можно выделить четыре блока: Лукичева Е.Ю. 8
Номенклатура УУД Лукичева Е.Ю. 9
1. Личностные действия Обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (знание моральных норм, умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. Применительно к учебной деятельности следует выделить три вида личностных действий: личностное, профессиональное, жизненное самоопределение; смыслообразование, т. е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется. нравственно-этическая ориентация, в том числе и оценивание усваиваемого содержания (исходя из социальных и личностных ценностей), обеспечивающее личностный моральный выбор. Лукичева Е.Ю. 10
2. Регулятивные действия обеспечивают учащимся организацию их учебной деятельности. К ним относятся: целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что еще неизвестно; планирование - определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий; прогнозирование - предвосхищение результата и уровня освоения знаний, его временных характеристик; контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; коррекция - внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата; оценка - выделение и осознание учащимся того, что усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и к преодолению препятствий. Лукичева Е.Ю. 11
3. Коммуникативные действия обеспечивают : социальную компетентность и учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми. Лукичева Е.Ю. 12
4. Познавательные универсальные действия включают: общеучебные, логические, постановку и решение проблемы. Лукичева Е.Ю. 13
Лукичева Е.Ю. 14
Общеучебные универсальные действия: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; структурирование знаний; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера. Лукичева Е.Ю. 15
Знаково-символические действия : Особую группу общеучебных универсальных действий составляют знаково-символические действия: моделирование преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическая или знаково - символическая); преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область. Лукичева Е.Ю. 16
Логические универсальные действия анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных); синтез - составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов; выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов; подведение под понятие, выведение следствий; установление причинно-следственных связей; построение логической цепи рассуждений; доказательство; выдвижение гипотез и их обоснование. Лукичева Е.Ю. 17
Постановка и решение проблемы: формулирование проблемы самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера Лукичева Е.Ю. 18
Лукичева Е.Ю. 19
Ученик научитсяПолучит возможность научиться 1 Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы Осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек, Интернета 2 Использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач Создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач 3 Строить речевое высказывание в устной и письменной форме Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме 4 Ориентироваться на разнообразие способов решения задач Осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий 5 Основам смыслового чтения художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов Осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты 6 Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков Осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций 7 Осуществлять синтез как составление целого из частейСтроить логическое рассуждение, включающее установление причинно- следственных связей Лукичева Е.Ю. 20
8 Проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям Произвольно и осознанно владеть общим приемом решения задач 9 Устанавливать причинно-следственные связей 10 Строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях 11 Обобщать, т.е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущности связи 12 Осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделение существенных признаков и их синтеза 13 Устанавливать аналогии. 14 Владеть общим приемом решения задач Лукичева Е.Ю. 21
Формирование любого умения проходит через этапы: 1. Приобретение первичного опыта и мотивация. 2. Получение теоретических знаний о новом способе (алгоритме) действия. 3. Тренинг в применении установленного алгоритма, уточнение связей, самоконтроль и коррекция. 4. Контроль. Через эти же этапы должно пройти и формирование умения выполнять любое УУД. Лукичева Е.Ю. 22