Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаешь, и любить тех, кому преподаешь. В. О. Ключевский Учитель математики МОУ Чикчинской СОШ Гадиева Роза Юнусовна
Тема исследовательской работы : « Развитие логического мышления учащихся с помощью развивающих задач на уроках математики »
Мышление - это процесс опосредованного и обобщенного познания окружающего мира. Формирование логического мышления - важная составная часть педагогического процесса.
Объект исследования Проблема развития логического мышления при решении нестандартных задач школьниками на уроках математики.
Предмет исследования Разнообразие методов и форм по развитию логического мышления в процессе решения задач.
Актуальность исследования обусловлена необходимостью решения проблемы развития логического мышления учащихся в процессе обучения, развития интереса к математике, повышения качества учебно - воспитательного процесса, развития одаренных детей.
Цель исследования Поиск, разработка и проверка учебно - методических условий формирования и развития логического мышления через решение нестандартных задач на уроках математики.
Гипотеза исследования 1. Создать систему развивающих заданий ; 2. Использовать широкий спектр проблемных, исследовательских, поисковых методов, ориентированных четко на реальный практический результат ; 3. Научить детей самостоятельно мыслить, логически рассуждать, вести поиск нужной информации, анализировать, делать обобщения, выводы.
Задачи исследования 1. Выяснить зависимость повышения объема логического мышления и уровня знаний, от степени использования разнообразных развивающих заданий, упражнений ; 2. Определить эффективные формы и методы формирования логического мышления и интереса к урокам математики ; 3. Выявить эффективность работы по выбранной теме.
Этапы исследования 1. Изучение и систематизация знаний о развитии логического мышления учащихся ; 2. Выполнение практической части, внедрение в урочный процесс различных видов развивающих задач ; 3. Разработка системы развивающих упражнений, коррекция приемов ; 4. Систематизация и обобщение результатов.
Условия эффективности обучения 1. Задачи вводить в процессе обучения в определенной системе с постепенным нарастанием сложности ; 2. Предоставлять ученикам максимальную самостоятельность при поиске решения задач ; 3. Помочь учащимся осознать некоторые способы, приемы и общие подходы к решению нестандартных задач.
Тема Аналогия Исключение лишнего Классифи - кация Логические задачи Геометри - ческие Задачи « на переливание » Задачи - шутки Ребусы Заниматель - ные задания
Задания на развитие памяти 1. Показывается ряд цифр на карточках, имеющих разную форму : 2. Читается 20 слов. Дети на память записывают те, которые запомнили. Квадрат Прямая Фигура Точка Шар Прямоугольник Длина Ромб Круг Отрезок
Задание на развитие внимания 1. Предлагаются две таблицы, в каждой должно быть записаны числа от 1 до , 9, 12, 193, 6, 11, 17
Условия при использовании системы развивающих задании на уроке 1. Задания должны быть посильными для детей ; 2. Задания должны быть разнообразными ; 3. Если не справляются с заданием, то оставить его на обдумывание до следующего урока ; 4. Домашнее задание по составлению аналогичных задач.
Учащиеся лучше решают задачи : С играми Соревнова - тельный характер Красочный наглядный материал Тесная межпредмет - ная связь
Активность обучающихся на уроках математики
Интерес к школьным предметам
Качественная успеваемость по математике
Уровень развития логического мышления