Родительские запросы системе дополнительного образования детей Родительские запросы системе дополнительного образования детей В ОЛОСОВЕЦ Т АТЬЯНА В ЛАДИМИРОВНА, ДИРЕКТОР Ф ЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО НАУЧНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ «И НСТИТУТ ПСИХОЛОГО - ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ ДЕТСТВА » РАО, ПРОФЕССОР
Специфика дополнительного образования детей как типа образования: Представление родителей о дополнительном образовании детей - ребенка, его семьи, их ожидания, нужды, интересы, запросы и требования. Представление родителей о дополнительном образовании детей - индивидуальные, частные потребности ребенка, его семьи, их ожидания, нужды, интересы, запросы и требования. Цель – удовлетворение потребности в продуктивной деятельности и подлинном общении детей друг с другом и значимым взрослым, создание условий для становления способности к персонализации. Цель – удовлетворение потребности в продуктивной деятельности и подлинном общении детей друг с другом и значимым взрослым, создание условий для становления способности к персонализации. Разнообразие и вариативность системы дополнительного образования в субъектах РФ Разнообразие и вариативность системы дополнительного образования в субъектах РФ по всем их параметрам. Добровольный, свободный выбор направления, вида деятельности, содержания образования, объема, темпа его освоения, педагога, результатов. Добровольный, свободный выбор направления, вида деятельности, содержания образования, объема, темпа его освоения, педагога, результатов. приверженность субъектов системыценностям индивидуального развития и успеха. Учёт индивидуальных особенностей ребёнка приверженность субъектов системы ценностям индивидуального развития и успеха.
ОБЩЕСТВЕННЫЙ ДОГОВОР ОБЩЕСТВО Безопасность и здоровье Свобода и ответственность Социальная справедливость Благосостояние ГОСУДАРСТВО Национальное единство Безопасность Развитие человеческого потенциала Конкурентоспособность СЕМЬЯ Личностная успешность Социальная успешность Профессиональная успешность
С ОЦИАЛЬНЫЙ ЗАКАЗ Социальный заказ – вся совокупность образовательных и сопутствующим им потребностей, нужд, ожиданий, надежд, запросов, требований, чаяний, спроса, который предъявлен или может быть предъявлен: - конкретной системе дополнительного образования детей, - отдельному учреждению, - социальному субъекту (отделу, педагогу), - в разной форме, - с разной степенью требовательности Социальный заказ – вся совокупность образовательных и сопутствующим им потребностей, нужд, ожиданий, надежд, запросов, требований, чаяний, спроса, который предъявлен или может быть предъявлен: - конкретной системе дополнительного образования детей, - отдельному учреждению, - социальному субъекту (отделу, педагогу), - в разной форме, - с разной степенью требовательности
Что из этого следует для системы дополнительного образования детей: У всех членов общества есть те или иные, разные, осознанные или неосознанные образовательные потребности интересы. Есть государственный заказ –потребности, интересы государства, ведомств, органов управления и разных общественных объединений. Совокупность личных и профессиональных интересов работников образования и дополнительного образования детей.
Проблемы дополнительного образования детей как системы около 40% детей старшего школьного возраста не заняты в дополнительном образовании детейоколо 40% детей старшего школьного возраста не заняты в дополнительном образовании детей не достаточно развито техническое, изобретательское, инженерно-конструкторское творчество обучающихсяне достаточно развито техническое, изобретательское, инженерно-конструкторское творчество обучающихся отсутствует система проведения региональных и муниципальных мероприятий в сфере дополнительного образования детейотсутствует система проведения региональных и муниципальных мероприятий в сфере дополнительного образования детей содержание дополнительного образования детей изменяется медленносодержание дополнительного образования детей изменяется медленно необходимость структурных и содержательных изменений в системе дополнительного образования детей необходимость структурных и содержательных изменений в системе дополнительного образования детей
П РИОРИТЕТЫ СИСТЕМЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ Свобода выбора. Широкий спектр видов деятельности. Субъект-субъектные отношения. Внимание к развитию творческого потенциала. Личностно-деятельностный подход.
П РИОРИТЕТНЫЕ ЗАДАЧИ СИСТЕМЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ГОД Обеспечить успешную социализацию детей Формировать (обогащать) социальный опыт воспитанников Направить воспитание на поддержку успешной социализации
Р ОЛЬ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ В МОДЕРНИЗАЦИИ СИСТЕМЫ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Расширение целей и ожидаемых результатов системы непрерывного образования Обновление содержания образования Модернизация организации непрерывного образования Обеспечение непрерывности и преемственности дошкольного, общего и профессионального образования
И ЗУЧЕНИЕ ОЖИДАНИЙ РОДИТЕЛЕЙ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ СОЦИАЛЬНОГО ЗАКАЗА НА ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДЕТЕЙ Социальный заказ состоит из: - государственного заказа, - заказа организаций, учреждений, - заказа ребенка (детей) и родителей (семьи)
З АКАЗЧИКИ НА ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДЕТЕЙ – ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ И КОЛЛЕКТИВНЫЕ СУБЪЕКТЫ, ВНЕШНИЕ И ВНУТРЕННИЕ НОСИТЕЛИ, ВЫРАЗИТЕЛИ СОЦИАЛЬНОГО ЗАКАЗА, В РАЗЛИЧНЫХ ФОРМАХ И С РАЗНОЙ СТЕПЕНЬЮ АКТИВНОСТИ ПРЕДЪЯВЛЯЮЩИЕ ПОТРЕБНОСТИ В ВИДЕ ЗАПРОСОВ, ПОЖЕЛАНИЙ, ТРЕБОВАНИЙ СУЩЕСТВУЮЩЕЙ СИСТЕМЕ Заказчики учреждения – одна из главных групп реальных и потенциальных контрагентов учреждения, выявляемая им из общего числа заказчиков на образование и дополнительное образование детей в процессе постоянного и специального изучения характера, динамики потребностей и запросов
Индивидуальный образовательный запрос (социальный образовательный запрос) – обращение, отражающее различные интересы, потребности, стремления и приоритеты детей и их родителей, проживающих в конкретной местности к содержанию и характеру Признание прав и расширение прав детей в образовательном процессе на основе согласования предложений всех заинтересованных сторон (индивидуальный маршрут в образовании) Увеличение степени автономности детей в образовании (самостоятельности и вариативности) Социально-педагогическая поддержка и защита детей образовательных услуг
Ч ТО ДЕЛАТЬ РУКОВОДИТЕЛЯМ УЧРЕЖДЕНИЙ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ СОГЛАСОВАНИЯ ЗАПРОСОВ РОДИТЕЛЕЙ С ТРЕБОВАНИЯМИ К ПРОГРАММНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ? Определить свою позицию, принять свои нормы и стандарты услуг (условий, процесса, результатов) и следовать им. Формулировать свое понимание заказа, учитывая собственные ценности, оценивая свои возможности, ресурсы и изучая потребности заказчиков, их изменение (модель образовательной программы учреждения). Формулировать и принимать только итоговый заказ (Программа развития). Регулировать законодательно. Учиться вести общественный диалог между заказчиком и производителем –исполнителем образовательных и других услуг. Влиять на интересы и потребности заказчиком, помогать им осознавать свои потребности и корректно их предъявлять учреждению, образованию.
Спасибо за внимание! 15 Остыв от жара собственных страстей, Ослепнув от нагара низкой копоти, Преступно мы стремимся влить в детей Наш холод, настоявшийся на опыте. (Игорь Губерман) Остыв от жара собственных страстей, Ослепнув от нагара низкой копоти, Преступно мы стремимся влить в детей Наш холод, настоявшийся на опыте. (Игорь Губерман) ФГНУ «И НСТИТУТ ПСИХОЛОГО - ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ ДЕТСТВА » РАО 8(499) IPPDRAO. RU