EGEE-II Enabling Grids for E-sciencE Разработка технологий центра поддержки пользователей российского сегмента глобальной грид- инфраструктуры EGEE (RDIG User Call Center) Кириченко В.В., семинар ВЦ ИТЭФ
Кириченко В.В. ИТЭФ Enabling Grids for E-sciencE Вэб портал поддержки: ticketing system модель поддержки связь с GGUS техническое решение безопасность работа портала Статистика обращений.
Кириченко В.В. ИТЭФ Enabling Grids for E-sciencE Ticketing system Ticketing system - поставленные на контроль вопросы пользователей Грид –кто из экспертов отвечает за решение –состояние вопроса –срочность –запись всех действий с вопросом –ответ, решение Цель – улучшить поддержку пользователей, определить в каких частях системы нужны изменения
Кириченко В.В. ИТЭФ Enabling Grids for E-sciencE Техническое решение Платформа Scientific Linux CERN 4.6 (RHEL4) OneOrZero –ticketing system - стабильная версия(начало разработки 2001г) -лицензия GPL –вэбинтерфейс и электронная почта – php, javascript Возможность интеграции с GGUS –экспорт вопросов - вебсервисы -wsdl, soap(php) –импорт вопросов - почта - XML(java) База данных MySQL 4.11 Вебсервер Apache 2.0
Кириченко В.В. ИТЭФ Enabling Grids for E-sciencE Обычные пользователи Портал поддержки
Кириченко В.В. ИТЭФ Enabling Grids for E-sciencE Персональный сертификат За что отвечает в ГРИДе?
Кириченко В.В. ИТЭФ Enabling Grids for E-sciencE X.509 Каждый пользователь имеет 2keys(сертификат): приватный и публичный: невозможно получить приватный ключ из публичного; сообщение закодированное одним ключом может быть раскодировано только другим. Примеры: Diffie-Helmann (1977) RSA (1978) keys Маши public private keys Паши publicprivate Паша Маша ciao3$rciao cy7ciao 3$r cy7 Паша Маша
Кириченко В.В. ИТЭФ Enabling Grids for E-sciencE национальный центр авторизации Certification Authority третья сторона называется Certification Authority (CA). Курчатовский Институт - Россия Digital Certificates Выдает Digital Certificates сертификаты для пользователей(users) и компьютеров(host) CAs Удостоверяют личность пользователя –Registration Authorities (RAs) ИТЭФ - Люблев CAs периодически публикуют список отозванных сертификатов
Кириченко В.В. ИТЭФ Enabling Grids for E-sciencE Безопасность портала Вход в систему - веб интерфейс –Вход для обычных пользователей грид с сертификатом в браузере –Для экспертов нужна регистрация Вход в систему - через электронную почту mailGate –необходима цифровая подпись с использованием грид сертификата автоматическая программа обработки почты поместит ваш вопрос или изменения в базу данных
Кириченко В.В. ИТЭФ Enabling Grids for E-sciencE Интерфейс с GGUS Связь с центральным порталом поддержки пользователей грид в Карлсруэ, Германия –экспорт вопросов - вебсервисы -wsdl –импорт вопросов - почта - XML(java) РОЦ России – 1й уровень поддержки пользователей –все вопросы, которые можем решить – решаем локально –сложные вопросы через GGUS передаем в специализированные подразделения поддержки –решаем вопросы из GGUS, относящиеся к нашим РЦ
Кириченко В.В. ИТЭФ Enabling Grids for E-sciencE Central Application (GGUS) Deployment Support Middleware Support Network Support Operations Support TPM ROC 1 ROC 10 ROC… VO Support wsdl Webinterface Модель поддержки Региональная Поддержка с Центральной Координацией" Regional Support units User Support units Technical Support units
Кириченко В.В. ИТЭФ Enabling Grids for E-sciencE Портал поддержки РДИГ язык портала русский и английский В РОЦ России разделена поддержка обычных пользователей грид и продвинутых пользователей и системных администраторов –glse.itep.ru/usersupport –glse.itep.ru/adminsupport 2 разные базы данных, пересекающиеся группы экспертов Отличия – в /adminsupport отключена база знаний(FAQ), в веб интерфейсе используется только английский
Кириченко В.В. ИТЭФ Enabling Grids for E-sciencE Системные администраторы Портал поддержки
Кириченко В.В. ИТЭФ Enabling Grids for E-sciencE Возможности эксперта Поиск вопросов –вопросы эксперта –вопросы группы эксперта –недавно измененные вопросы –поиск по ID вопроса –сложный поиск Работа с вопросом –возможность изменить состояние(срочность) вопроса –переадресовать вопрос другой группе экспертов (если нет решения – послать в GGUS) –написать промежуточное или окончательное решение –спросить доп. информацию у пользователя Добавить вопрос-ответ в базу знаний(FAQ) Поместить сообщение на доску объявлений
Кириченко В.В. ИТЭФ Enabling Grids for E-sciencE Интерфейс эксперта Портал поддержки
Кириченко В.В. ИТЭФ Enabling Grids for E-sciencE Работа портала Зарегистрировались эксперты из 15 центров РДИГ –glse.itep.ru/adminsupport 25 экспертов –glse.itep.ru/usersupport 10 экспертов Закрыто за полгода ~150 вопросов –glse.itep.ru/adminsupport 120 вопросов (через GGUS) 50% от COD – оперативные дежурные по гриду 30% от VO – поддержка виртуальных организаций 20% от отдельных пользователей –glse.itep.ru/usersupport 30 вопросов от пользователей РДИГ
Кириченко В.В. ИТЭФ Enabling Grids for E-sciencE Время решения в часах
Кириченко В.В. ИТЭФ Enabling Grids for E-sciencE Организационная часть поддержки пользователей –организация поддержки виртуальных организаций в РОЦ России –улучшение поддержки обычных пользователей грид, подготовка к потоку вопросов в связи с запуском Большого Адронного Коллайдера –участие в TPM – дежурстве общегридовских экспертов в GGUS Технические вопросы работы портала –поддержка интерфейса с GGUS участие в Service Verification –улучшение работы с почтой(mailGate)